Структура научного исследования и уровни организации научного знания.

Наука — форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на базе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в совокупности предметного, объективно-подлинного, нового знания

Различают эмпирический и теоретический уровни по специфике решаемых задач, методам и целям исследования их реализации, особен-ям взятых научных языковых средств и знаний их выражения.

Задача эмпирич. познания: обрисовать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем данные, теоретич.познание: объяснение исследуемых явлений.

Итог эмпирич. исслед-ия: научные факты, закономерности и эмпирические обобщения.

Результаттеоретич.иссл: научные теории

Эмпирический и теоретический уровни научного познания (исслед-ия) взаимоотрицают и взаимопредполагают друг друга. Уровни связаны отношениями диалектического несоответствия.

Формализованные языки науки отличает:

1) различие м-у метаязыком и объектным языком;

2) задание алфавита, т.е. перечня исходных знаков;

3) экспликация семантических правил,

4) формулировка правил построения из исходных знаков развернутых знаковых совокупностей;

5) задание правил преобразований одних сложных знаковых выражений в другие.

совершенствование и Создание формализованных языков – предпосылка развития исследования.

Научный факт- итог познавательного процесса, предполагающего обнаружение определенного инварианта множества наблюдений либо экспериментальных процедур .

Обнаружение научных фактов основывается на постановке неприятности. Неприятность – это «знание о незнании».

Наиболее значимым результатом научного изучения есть создание научной теории.

Осн.требования к научн.теориям:

— д.б. внутренне непротиворечивыми;

— должны различаться полнотой

— должны быть объяснимы связи между разными ее компонентами.

— эвристичность (х-ет объяснительные и предсказательные возможности н.теор).,

— конструктивность (несложная проверяемость результатов и основных выводов)

— простота (объяснение более широкого круга явлений, исходя из предельного количества свободных допущений без введения произвольных догадок)

Функции н.теории: объяснительная, предсказательная и синтезирующая.

Главные компоненты н.теории:

математический формализм;

абстрактные либо идеализированные объекты;

модели либо теоретические схемы;

базисные правила либо теоремы теории;

теоретические законы.

У Степина: частные теоретические схемы (либо модели) и фундаментальная теоретическая схема.

Дабы знания стали научными, они должны владеть, по крайней мере, следующими своеобразными показателями (чертами): · системность; · достоверность; · критичность; · общезначимость;· преемственность;· прогнозированность; · детерминированность; · фрагментарность; · чувственность;· незавершенность· рациональность; · внеморальность; · относительность и абсолютность· обезличенность, универсальность.

Виды связей в науч. теории:

операциональная интерпретация теории, характеризующая связи между терминами ее языка и теми экспериментально-измерительными процедурами, каковые осуществлялись на эмпирическом уровне познания;

семантическая интерпретация теории, в рамках которой фиксируются связи между формами и различными уровнями фактически понятий и теоретических терминов, отражающих содержание теории;

онтологическая интерпретация теории, в которой воспроизводится совокупность связей между терминами теоретического языка и конструктами научной картины мира.

49. Эмпирический уровень научного изучения и эмпирический базис науки.

Эмпирический базис в науке — элемент структуры научного знания, снабжающий сообщение концептуально-теоретического аппарата науки с данным в эксперименте и наблюдении объектом.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни изучения. Эмпирическое изучение направлено конкретно на изучаемый объект и реализуется при помощи эксперимента и наблюдения и др. способов. Исследование концентрируется около обобщающих идей, догадок, законов, правил.

На эмпирическом (умелом) уровне познания употребляются в основном способы, опирающиеся на чувственно-способы познания и наглядные приёмы. Тут накапливается первичный умелый материал, что требует предстоящей обобщения и обработки. На данном уровне познание имеет дело с их описанием и фактами. Задача эмпирич. познания: обрисовать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем данные, распознать и зафиксировать довольно характеристики и неглубокие связи изучаемых объектов, за которыми прячутся внутренние значительные и нужные параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание.

Итог эмпирич. исслед-ия: научные факты, закономерности и эмпирические обобщения.

Способы: сравнение, измерение, наблюдение, опыт, описание.

Наблюдение — систематическое и целенаправленное восприятие явлений действительности, из-за которого достигается знание о внешних особенностях, отношениях и связях исследуемой действительности. Наблюдение носит деятельный деятельный темперамент. Подчинено ответу конкретной научной задачи, отличается целенаправленностью, систематичностью и избирательностью. Научное наблюдение неизменно опосредуется теоретическим знанием, потому, что как раз последнее определяет предмет и объект наблюдения, цель наблюдения и метод его реализации.

Измерение — сравнение объектов по каким-либо параметрам, выраженное численным значением. Обнаружение количественных параметров осваиваемых предметов, их отношений и свойств с одной стороны предполагает введение эталонов, единиц и систем измерения, а с другой – разрешает применять математических средства, правильнее эксплицировать научные факты и воображать эмпирические зависимости в виде математические выражений, требующих предстоящего теоретического анализа.

Опыт — изучение объекта в искусственно созданных для этого условиях. +: 1) воспроизводимость корректно поставленного опыта,; 2) нарастающую если сравнивать с наблюдением активность и избирательность субъекта в изучении; 3) возможность применения в экспериментальных установках разнообразных факторов, содействующих проявлению глубинных внутренних характеристик и свойств изучаемых объектов; 4) использование в развитых формах экспериментальной деятельности сложных приборных комплексов, снабжающих обнаружение новых объектов изучения и т.д.

Существуют различн. виды научных опытов (исследовательский, решающий, иллюстративный, модельный и др.), но любой из них является формой целенаправленного и теоретически детерминированного трансформации хода естественных явлений и процессов с целью получения знаний о них в «чистом» виде.

Научное описание является фиксацией сведений, взятых на протяжении сравнения, измерения, наблюдения либо опыта посредством неестественных языков науки. По мере развития науки изменяется темперамент процедуры, она получает все громадную строгость, выступает в виде количест. описания при помощи таблиц, графиков, матриц, т.е. так называемых “протоколов наблюдения”, воображающих собой результаты разных измерительных действий.

Видео 2 4 Структура научного знания эмпирический и теоретический уровни научного изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: