Структура научного произведения

Научная работа, независимо от её тематической направленности и характера, обязана отражать логику совершённого конкретного изучения, которая находит собственное выражение в структуре научного произведения (в композиции, рубрикации, оглавлении и других формальных элементах). Любое научное произведение представляет собой оформленное содержание научных фактов, догадок, теорий либо открытий. При утверждении результатов научных изысканий перед исследователем поднимается задача: обеспечить соответствие формы содержанию, чему в значительной мере содействует верное оформление научной работы, т. е. оформление в соответствии с правилами, требованиями нормативных документов.

Верно оформленная работа повышает качественный уровень доведения научной информации до читателя. Разглядим кое-какие правила и общие требования, каковые нужно выполнять при оформлении научной работы.

Главными структурными элементами любого научного произведения являются аспектация, рубрикация и композиция.

Аспектация научного произведения,осознаваемая какавторская точка зрения на разглядываемый круг вопросов, фактов, явлений, отражает логику научного изучения. Нюанс – это неизменно одна из сторон разглядываемого предмета изучения. Его возможно разглядывать в различных научных качествах. Целый движение научного изучения возможно представить в виде логической схемы, которая условно выглядит следующим образом: обоснование актуальности научного изучения; постановка конкретных задач и цели; определение предмета и объекта изучения; обоснование и выдвижение догадок; выбор способа проведения изучения; обсуждение результатов изучения; формулирование выводов.

Аспектацию не нужно путать с композицией научного произведения.

Композиция– это построение научного произведения, обусловленное его содержанием, назначением и характером. Но композицию не нужно разглядывать как что-то внешнее по отношению к содержанию текста, лишь как последовательность частей конкретного текста, перемена мест которых значительно не отразится на его содержании. Изменение композиции неизменно приведёт к трансформации содержания работы. Довольно часто выбор определённой композиции предопределяет итог, к которому придёт создатель.

Любое научное произведение композиционно содержит две взаимосвязанные части – описательную и главную. В описательной части научного произведения отражается движение научного изучения. Во введении создатель обосновывает актуальность научного изучения, формулирует избранный метод и предмет изучения, излагает историю вопроса (в случае если в этом имеется необходимость) и ожидаемый итог. В основной части описывается методика и техника изучения и полученный итог. В приложение выносятся все остальные материалы, каковые не являются насущно серьёзными для понимания решаемой неприятности.

Выбор композиции научной работы, её детализация зависят от многих факторов – от вида решаемой научной задачи, выбранного способа изучения, жанра научного произведения, отвлечённых традиций, личной манеры автора и т. п.

Более детально аспектация научного произведения, последовательность и содержание композиционных частей будут рассмотрены на примере диссертационной / дипломной работы.

Внешним выражением композиционной структуры научной работы есть рубрикация.

Рубрикациятекста научной работы является делением текста на составные части, графическое отделение одной от второй, и применение заголовков, нумерации и т. п. Степень сложности рубрикации зависит от содержания текста (количества, тематики, назначения). Потому, что рубрикация научного произведения отражает логику научного произведения, это предполагает чёткое разделение текста на отдельные логически соподчинённые части.

Несложной рубрикой есть абзац – самая небольшая композиционная часть текста, высказывающая логически завершённую идея. Графически она обозначается отступом вправо в начале первой строки каждой части текста («красная строка»). Абзац не имеет особенной грамматической формы, этим словом обозначается часть текста между двумя отступами. Абзац – это собственного рода композиционный приём, применяемый для объединения последовательности предложений, имеющих неспециализированный предмет изучения. Он является показателем перехода от одной мысли (темы) к второй. Разделение текста на абзацы даёт возможность читателю сделать маленькую остановку перед чтением следующего абзаца, в мыслях возвратиться к прочтённому и осмыслить прочтённое. Верная разбивка текста научной работы на абзацы значительно облегчает её осмысление и чтение.

Абзацы одного параграфа либо главы по смыслу должны быть последовательно связаны между собой. Количество независимых предложений в абзаце возможно различно и в большинстве случаев колеблется в очень широких пределах, в зависимости от сложности передаваемой мысли.

Особенное внимание направляться обращать на начало абзаца. Нужно, дабы первое предложение абзаца показывало тему абзаца и выступало как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. Наряду с этим оно должно быть сформулировано так, дабы одновременно с этим не терялась смысловая сообщение с предшествующим текстом.

В научных работах частенько абзацное членение текста сочетается с нумерацией, т. е. числовым (и буквенным) обозначением последовательности размещения его составных частей. Нумерация свидетельствует, что каждую нумерованную часть текста направляться разглядывать как независимую часть.

Вероятны два варианта нумерации:

1) в несложных текстах маленького количества (статья, автореферат, тезисы) в большинстве случаев применяют лишь однотипные символы – арабские цифры либо строчные буквы, расположенные в определённых сочетаниях;

2) в текстах сложного состава применяют символы различных типов: для обозначения больших частей перечисления, каковые дробятся на подразделы, – прописные буквы и римские цифры (употребляются редко), а для обозначения подразделов – строчные буквы и арабские цифры. О делении текста учебно-исследовательских работ (текстового документа) и нумерации его разделов, подразделов и т. д. смотрите ниже.

5.4. Структура учебно-исследовательских работ.
Требования к структурным их оформлению
и элементам работы

Учебно-исследовательская работа в общем виде обязана содержать графический материал и текстовый документ [24, с. 5].

Под текстовым документом понимается документ, содержащий систематизированные информацию о выполненной студентом научно-исследовательской работе, обрисовывающий процесс её исполнения и полученные результаты в виде необходимых иллюстраций и текста.

Текстовый документ (ТД) обязан включать структурные элементы в нижеуказанной последовательности: 1) титульный лист; 2) задание; 3) реферат; 4) содержание; 5) определения; 6) сокращения и обозначения; 7) введение; 8) главную часть; 9) заключение; 10) перечень использованных источников; 11) приложения.

Примечания:

1) в курсовых работах и тематических рефератах допускается не включать реферат;

2) в состав тематического реферата может не включаться задание, в случае если заданная тема всецело и конкретно определяет содержание и объём работы;

3) структурные элементы «Определения», «Обозначения и сокращения» включаются по мере необходимости и смогут быть объединены;

4) к графическому материалу относятся:

– демонстрационные страницы (плакаты);

– схемы и чертежи.

Демонстрационные страницы помогают для наглядного представления материала работы при её публичной защите. схемы и Чертежи смогут быть представлены как на отдельных страницах, применяемых при публичной защите, так и в составе текстового документа (ТД). Необходимость предоставления графического материала определяется условиями и заданием защиты работы.

5 6 методология и Структура изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: