Структура научного знания. проблема-гипотеза-теория.

В структуре научного знания выделяется три уровня: локальное знание (теория); знания,

составляющие целую научную область; знания, воображающие науку.

Структуру локальной области знания образует уровень эмпирического и теоретического

знания.

Структура теоретического знания образуется проблемами, теориями и гипотезами. Неприятность – форма знания, содержанием которой есть то, что не познано, но необходимо

познать (знание о незнании). В проблеме сформулированной в виде совокупности высказываний неполнота и противоречие, каковые присутствуют в проблемной обстановке в скрытой форме, принимают явную и определенную форму. Неприятность есть частью проблемной ситуации, появляющейся тогда, в то время, когда научное знание исчерпывает эвристический и методологический, потенциалы.

Выделяют, следующие, тактические приемы ответа научных неприятностей:

— несложная комбинаторика (содержится в подборе комбинаций вероятного решения проблемы:

сначала выделяются главные характеристики решаемой неприятности, после этого для них находятся все теоретически вероятные комбинации всех выделенных значений, в следствии получается морфологическая таблица, где любая из комбинаций рассматривается как вероятное решение проблемы);

— латеральное (боковое) мышление (проявляется в неожиданных для самого ученого открытиях, в области смежной, побочной с интересующей его проблемой).

— аналогия (содержится в установлении сходства между явлениями и предметами, есть структурным компонентом любой формы научного моделирования).

— редукция (является представлением неприятности при помощи совокупностей более несложных, другими словами менее тяжёлых задач).

Догадка – это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на базе последовательности факторов, подлинное значение которого неизвестно и испытывает недостаток в доказательстве. Догадка требует обоснования и проверки, в ходе которых догадка или подтверждается и делается теорией, или видоизменяется и уточняется, или отбрасывается и делается заблуждением.

В ходе конструктивного обоснования догадки происходит постепенная перестройка начального варианта теоретической схемы до тех пор, пока не будет приспособлена к соответствующему эмпирическому материалу.

Теоретический уровень научного знания. Теория и ее составные части: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, правила, законы (эмпирические и теоретические). Функции теории.

Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и значительных связей определенной области действительности. Теория выступает как средство обобщения чувственных данных, объедения результатов измерений, моделей, понятий, математических приемов в определенную связанную совокупность. На основании теории предсказывается по возможности широкий круг явлений, каковые смогут быть найдены в эксперименте и наблюдении. Теория есть не просто средством описания, она есть объяснением явления, другими словами она имеет эвристический потенциал, разрешающий предвидеть новые явления.

Главные элементы теории: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, правила, законы.

Научное понятие – это мысленная черта предмета познания, определение его несложных либо сложных особенностей.

Понятие может эволюционировать от статуса термина к категории. Термин появляется, в то время, когда связи, существующие в объекте, еще не через чур ясны, но, однако, очевидны. В то время, когда в ходе познания область изучения делается определенной, тогда понятия, её обрисовывающие, становятся строгими, определенными.

Понятие преобразовывается в категорию, в то время, когда они становятся нужны для развития целой отрасли знания.

Идеализированные объекты-это особенный род мысленных объектов, каковые не сущест-вуют а также не смогут существовать в качестве настоящих объектов, создаваемые познающим субъектом (материальная точка, совершенный газ, полностью тёмное тело, объекты геометрии). Выделяют следующие методы образования идеализированных объектов.

Закон есть базисным элементом теории, высказывающим сущность изучаемого объекта в его конкретности и целостности. Закон – это сообщение, которая характеризуется главными показателями значительного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, ус-тойчивостью.

Научный закон – форма организации научного знания, пребывающая в формулировке общих утверждений о отношениях и свойствах исследуемой предметной области.

Эмпирические законы – это самая развитая форма вероятностного эмпирического знания, посредством индуктивных способов фиксирующего количественные и иные зависимости, полученные умелым методом, при сопоставлении эксперимента и фактов наблюдения.

Теоретический закон – форма точного знания, которое формулируется посредством математических абстракций, а также в результате теоретических рассуждений, как следствие мысленного опыта над идеализированными объектами.

Главные функции теории: синтетическая функция – в теории объединяются отдельные точные знания в единую, целостную совокупность; объяснительная функция – теория воображает причинные зависимости, многообразие связей явления, значительные характеристики его генеза и развития; методологическая функция – на основании теории формируются способы, приёмы и способы исследовательской деятельности; предсказательная функция – на основании теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании малоизвестных ранее фактов, объектов либо их особенностей, связей между явлениями; практическая функция – конечная цель любой теории использование на практике.

8. Неприятность, догадка, теория как форма теоретического познания


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: