Структура познания. уровни и виды познания.

Лекция 4. Учение о познании (гносеология).

Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых черт природы человека. Фактически вся история возможно рассмотрена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний – от разработок обработки каменных добывания и орудий огня до использования и способов получения компьютерных массивов информации.

В целом под познанием знают творческую деятельность человека, направленную на получение точных знаний о мире. Знание же является результатом познавательной деятельности.

Процесс познания, как бы он ни проходил, постоянно предполагает наличие двух сторон: субъектаи предмета познания. Субъект познания – это тот (индивид либо социальная несколько), кто осуществляет познавательную деятельность. В субъекте познания серьёзны следующие познавательные свойства: эмоции, рассудок, разум, память, воображение, интуиция. Соответственно, объект познания – это тот фрагмент действительности (природной, социальной, духовной), на что направлена познавательная активность субъекта. Предмет познания – это те стороны, уровни, свойства объекта познания, каковые в громаднейшей степени вовлечены в познавательную деятельность субъекта и, тем самым, преобразованы им. Так, к примеру, общество есть объектом изучения многих социальных наук. Но любая из них имеет собственный предмет: предмет экономических наук – экономические совокупности, отношения и процессы, предмет политических наук – политические организации, отношения и процессы и т.д.

Познание имеет два уровня: чувственное и рациональное познание .

Чувственное познание осуществляется через органы эмоций (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и существует в форме ощущения, представления и восприятия.

Чувство – отражение отдельных особенностей предмета, явления, процесса, появляющееся в следствии их яркого действия на органы эмоций. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают данные о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения говорят о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание разрешает чувствовать температуру внешней среды, действие разных материальных факторов на тело, их давление на него и т.д. Наконец, вкус и обоняние дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. В базе восприятия лежат сочетания разных видов ощущений. Но это не просто их механическая сумма. Ощущения, каковые появляются благодаря разным органам эмоций, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. В случае если объектом восприятия есть цветок, то зрительно мы приобретаем данные о его цвете и форме, через обоняние – о его запахе. Восприятие же дает данные о цветке в его целостности.

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без яркого действия самих предметов познания на органы эмоций. В случае если ощущения либо восприятия появляются только при ярком сотрудничестве органов эмоций человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти (предмет, что видел раньше) и воображения (представил то, что некогда не существовало, к примеру, русалку).

Рациональное познание – метод отражения действительности, которое осуществляется при помощи мышление. Рациональное познание существует в 3 формах: понятия, умозаключения и суждения.

Понятие – идея, утверждающая неспециализированные и значительные особенности предмета, явления, процесса. К примеру, понятие «человек» не тождественно несложному чувственному образу какого-либо конкретного человека. Оно обозначает в обобщенном виде идея о любом человеке – кем бы он ни был.

Суждение – идея, утверждающая либо отрицающая что-либо о предмете, ходе, явлении. В суждении устанавливается связь между разными понятиями (к примеру, «золото имеется металл»). Суждения выражаются в виде предложений.

Умозаключение – рассуждение, на протяжении которого из одних суждений выводятся другие. В логике первые суждения именуются посылками, а последнее суждение – выводом. К примеру:

Посылка 1: Золото – металл.

Посылка 2: Все металлы электропроводны.

Вывод: Золото проводит электрический ток.

Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение является цепью рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения находятся в цепи в последовательности от частных к неспециализированным.

Не смотря на то, что чувственный и рациональный уровни познания играются огромную роль в получении нового знания, однако во многих случаях их не редкость не хватает для ответа каких-либо неприятностей. И тогда ключевую роль в этом ходе получает интуиция. Интуиция – это своеобразный познавательный процесс, конкретно приводящий к новому знанию. Наряду с этим интуитивная свойство человека характеризуется следующими чертами:

1) неожиданностью ответа поставленной задачи;

2) неосознанностью средств и путей ее разрешения;

3) ярким характером постижения истины.

Чувственное, рациональное и интуитивное познания тесно связаны и взаимодополняют приятель с приятеля.

Кроме уровней познания направляться выделить и виды познания:

? обыденно-практическое познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;

? религиозное познание, исходящее из веры в существование сверхъестественного;

? научное познание, предполагающее поиск объективного знания об окружающей действительности;

? художественное познание, высказывающее эмоциональное отношение к миру в виде художественных образов;

? философское познание, постигающее сущность мироздания как целостность.

формы и Виды познания. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: