Структурирование времени

ИГРЫ, В Каковые Играются ЛЮДИ

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Предисловие

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы Транзакционный анализ в психотерапии, но я надеюсь, что ее все-таки возможно прочесть и осознать, не будучи привычным с прошлой публикацией. В первой части излагается теория, нужная для понимания и анализа игр. Часть вторая содержит описания игр. В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, что разрешает увеличить отечественные представления о том, что означает быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, смогут обратиться к вышеуказанной работе. Читатель обеих книг увидит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям пара изменились точка и терминология зрения, что было следствием предстоящих размышлений, новых и чтения клинических материалов.

слушатели и Студенты моих лекций довольно часто просили меня продиктовать перечень игр либо подробнее разглядеть те игры, каковые упомянуты в лекциях как пример. Это убедило меня в необходимости написать данную книгу. Я благодарю всех всех слушателей и студентов, в особенности тех, каковые помогли мне распознать и назвать новые игры.

Для краткости игры описываются в основном с мужской точки зрения, в случае если лишь они не являются своеобразны женскими. Так, основной игрок именуется он, но я не вкладываю в это никаких предубеждений, потому, что та же обстановка возможно отнесена и к ней, в случае если лишь не сделана особая оговорка. В случае если женская роль значительно отличается от мужской, она описывается раздельно. Совершенно верно так же я без всякой задней мысли в большинстве случаев именую психотерапевта он. способ и Терминология изложения ориентированы в основном на подготовленного читателя, но, надеюсь, что книга покажется увлекательной и нужной всем.

Транзакционный анализ игр направляться отличать от его подрастающего научного брата – матанализа игр, не смотря на то, что кое-какие применяемые ниже термины, к примеру выигрыш, признаны и математиками.

ВВЕДЕНИЕ

ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Теорию общения между людьми, достаточно детально рассмотренную в Транзакционном анализе, возможно кратко свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение долгого времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в итоге погибают от той либо другой летальной болезни. В сущности, это указывает, что явление, которое эксперты именуют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный финал. Эти наблюдения стали причиной идее сенсорного голода и подтвердили, что наилучшими лекарствами от дефицита сенсорных раздражителей являются различного вида прикосновения, поглаживания и т.п. Что, но, известно фактически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Подобный феномен отмечается и у взрослых, подвергнутых сенсорной депривации. Экспериментально доказано, что такая депривация может привести к краткосрочному психическому психическому либо как минимум стать обстоятельством временных отклонений в психике. В прошлом социальная и сенсорная депривация проявлялась по большей части у осуждённых, приговоренных к долгим срокам одиночного заключения. Вправду, одиночное заключение – самое тяжелое наказание, которого опасаются кроме того закоренелые и стойкие к физическому насилию преступники.

В полной мере быть может, что в физиологическом замысле эмоциональная и сенсорная депривация вызывает либо усиливает органические трансформации. В случае если ретикулярная активирующая совокупность мозга не приобретает достаточных стимулов, смогут последовать дегенеративные трансформации нервных клеток. Это возможно кроме этого побочным эффектом недостаточного питания, но само нехорошее питание возможно следствием безразличия, как словно бы младенец впадает в старческий маразм. Так, возможно высказать предположение, что существует прямая дорога от эмоциональной и сенсорной депривации – через дегенеративные изменения и апатию – к смертной казни. В этом смысле сенсорное голодание возможно для человека очень важным вопросом совершенно верно так же, как лишение его пищи.

Вправду, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях подобно простому голоду. Такие термины, как недоедание, насыщение, гурман, разборчивый в еде, аскет, кулинарное мастерство и хороший повар, легко возможно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений. Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том, и в другом случае при обычных условиях в распоряжении человека имеется достаточно возможностей и припасов составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом. Быть может, что отечественные вкусы в базе собственной имеют те либо иные особенности отечественного организма, но к разглядываемым тут проблемам это не имеет отношения.

Социального психолога, изучающего неприятности общения, интересует, что происходит с ребенком по окончании того, как он подрастает и естественным образом отдаляется от матери. Все, что наука может сообщить на данный счет, возможно свести к народной мудрости: Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает. По окончании маленького периода близости с матерью всю другую жизнь индивидуум обязан блуждать меж двух огней, пробуя постичь пути, которыми ведут его инстинкт и Судьба самосохранения. С одной стороны, он будет всегда упираться в социальные, психотерапевтические и биологические силы, факторы, не дающие ему продолжать прошлые отношения, столь привлекательные в младенчестве; с другой – всегда стремиться к потерянной близости. Значительно чаще ему нужно будет идти на компромисс. Придется обучаться иметь дело с значительно более узкими, время от времени символическими формами поглаживаний: рукопожатием, время от времени легко вежливым поклоном – не смотря на то, что врожденное рвение к физическому контакту не провалится сквозь землю ни при каких обстоятельствах.

Процесс успехи компромисса возможно именовать по-различному, к примеру сублимацией; но как ни назови, младенческий сенсорный голод в конечном итоге трансформируется в жажду быть увиденным либо потребность в признании (recognition-hunger). По мере того как путь к достижению этого компромисса усложняется, люди все больше отличаются друг от друга в собственном рвении быть увиденными. Эти различия в запросах и делают столь разнообразными социальные сотрудничества, определяя в какой-то степени судьбу каждого человека. Так, киноартисту смогут требоваться еженедельно много поглаживаний от неизвестных и равнодушных ему поклонников, дабы его спинной мозг не высох, а ученому возможно достаточно одного поглаживания в год от глубокоуважаемого и авторитетного коллеги.

Поглаживание возможно применять как неспециализированный термин для обозначения физического контакта; на практике оно может покупать разнообразные формы. Кое-какие практически гладят ребенка; другие обнимают его либо похлопывают; наконец, третьи игриво шлепают либо щиплют. И в беседе между взрослыми происходит что-то подобное, так что, возможно, возможно угадать, как человек будет ласкать ребенка, в случае если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле поглаживанием возможно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Так, поглаживание возможно разглядывать как главную единицу социального действия. Обмен поглаживаниями образовывает транзакцию, главную единицу социального сотрудничества.

В соответствии с теории игр возможно сформулировать следующий принцип: любое социальное сотрудничество предпочтительнее отсутствия такового. Опыты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их химических показателях, впредь до степени сопротивляемости организма лейкемии. Опыты стали причиной поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются как мягкое поглаживание, так и болезненный электрический удар.

Высказав эти предварительные замечания, мы можем с уверенностью перейти к следующему разделу.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Можно считать доказанным, что физические прикосновения (поглаживания) для младенцев жизненно нужны, – равно как и их символическая замена (акты признания) для взрослых. Вопрос в том, что происходит дальше. Попросту говоря, что делают люди, обменявшись приветствиями? Причем не имеет значение, будет ли это кинутое на ходу привет! либо восточный приветственный церемониал, что может растянуться на продолжительные часы. За жаждой и сенсорным голодом быть увиденным, потребностью в признании, мы обнаруживаем структурный голод либо потребность в структурировании времени. Вечный вопрос ребёнка: Ну и что я сообщу ему (ей) позже? Да и большая часть взрослых чувствует себя не в собственной тарелке, в то время, когда общение внезапно прерывается, появляется неловкая пауза, незаполненный промежуток времени, в то время, когда никто из присутствующих не находит ничего увлекательнее, чем подметить: Вам не думается, что сейчас вечером стенки перпендикулярны? Извечная неприятность человека – как организовать часы бодрствования, структурировать время собственной жизни. С позиций Вечности отечественная небезупречная социальная судьба оправдана хотя бы вследствие того что оказывает помощь нам сообща с этим совладать.

В то время, когда мы приступаем к решению проблемы структурирования времени, мы в каком-то смысле занимаемся программированием. Имеются три главных вида программ: материальные, социальные и личные. самый простой, привычный, распространенный и эргономичный метод структурирования времени – заняться каким-нибудь настоящим делом, попросту говоря – работой. В этом случае нам, действительно, нужно будет употреблять термин деятельность, потому, что в общей теории социальной психологии любое социальное сотрудничество принято вычислять формой деятельности.

Материальная программа включается любой раз, в то время, когда человек сталкивается с какими-нибудь настоящими препятствиями; нас она интересует лишь в том замысле, что формирует базу для поглаживаний, признания и других, более сложных форм социального сотрудничества. Сама по себе материальная программа не решает социальных неприятностей; в сущности, она предназначена для обработки имеющейся у нас информации. Чтобы выстроить корабль, необходимо произвести множество вычислений и измерений и отталкиваться от их результатов – в случае если, само собой разумеется, вы действительно желаете завершить строительство, а не просто пообщаться с себе подобными, изображая трудовую деятельность.

Результатом действия социальной программы есть ритуальное либо практически ритуальное общение. Основной его критерий – приемлемость на местном уровне, соблюдение того, что в данном обществе принято именовать хорошими манерами. Во всех государствах мира родители учат детей манерам, другими словами учат их верно здороваться, верно имеется, пользоваться туалетом, заботиться за девушками, выполнять траур, и умению вести разговор в меру упорно, в меру доброжелательно. Это умение выполнять должный уровень настойчивости либо доброжелательности образовывает сущность такта либо дипломатии; кое-какие из этих приемов универсальны, другие действуют лишь в данной местности. К примеру, рыгать за едой либо интересоваться здоровьем жены сотрапезника одобряется либо запрещается местными традициями; кстати, между двумя этими манерами поведения везде отмечается устойчивая обратная сообщение. В большинстве случаев в том месте, где принято рыгать за едой, вас не спросят, как поживает ваша супруга; и напротив, в том месте, где вас спросят, как здоровье вашей жены, рыгать не рекомендуется. В большинстве случаев формальным ритуалам предшествуют полуритуальные беседы на определенные темы; мы будем именовать их времяпровождением.

По мере того как люди все лучше определят друг друга, начинает трудиться личная программа, способную привести к инцидентам. На первый взгляд, такие инциденты кажутся случайными (присутствующие так и смогут их обрисовывать), но тщательное изучение говорит о том, что они следуют определенным моделям, поддающимся классификации, и что последовательность событий осуществляется по инструкциям и негласным правилам. До тех пор пока дружеские либо враждебные отношения развиваются в соответствии с общепринятым нормам, правила и эти инструкции остаются скрытыми, но когда совершен незаконный поступок, они тут же проявляются – в точности как на спортивной площадке, где нарушение правил отмечается свистком либо криком: Вне игры! Последовательность действий, подчиняющуюся личным, а не на социальным программам, мы, дабы отличать их от времяпровождения, будем именовать играми. Супружеская жизнь, отношения супругов, деятельность в разных организациях – все это может год за годом протекать в вариантах одной и той же игры.

Утверждение, что публичная судьба в основном протекает в форме игр, вовсе не свидетельствует, что она забавна либо что участники относятся к ней несерьезно. С одной стороны, кроме того футбол и другие спортивные игры – отнюдь не забава, и игроки в большинстве случаев относятся к ним достаточно без шуток; что до азартных игр, то они смогут завести игроков весьма на большом растоянии, впредь до фатального финала. Иначе, кое-какие авторы, к примеру Хейзинга, включают в категорию игр и такие леденящие душу обряды, как пиры каннибалов. Исходя из этого именовать играми такие ужасные формы поведения, как суицид, пристрастие к алкоголю либо наркотикам, правонарушения либо шизофрению, вовсе не означает вести себя безответственно, игриво либо по-варварски. Основное, что отличает игры от вторых видов людской деятельности, – это не лживость чувств, в противном случае, что их проявление подчиняется правилам. Это делается очевидным в тех случаях, в то время, когда незаконное проявление чувств сопровождается наказанием. Игры смогут быть мрачными а также смертельно страшными, но социальные санкции следуют лишь тогда, в то время, когда нарушены правила.

игры и Времяпрепровождение являются подменой реальной близости и реальной жизни. Исходя из этого их возможно разглядывать как предварительные переговоры, а не как заключенный альянс, что и придает им особую остроту. Настоящая близость начинается тогда, в то время, когда личное (в большинстве случаев инстинктивное) программирование выступает на первый замысел, а скрытые ограничения и социальные схемы и мотивы отступают. Лишь настоящая близость может удовлетворить все виды голода – сенсорный, структурный и жажду признания. Прототипом таковой близости есть половой акт.

Структурный голод не меньше серьёзен для выживания, чем голод сенсорный. Ощущения жажды признания и сенсорного голода связаны с необходимостью избежать сенсорной и эмоциональной депривации, каковые, со своей стороны, ведут к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избежать скуки, и Кьеркегор показывал на те бедствия, к каким ведет неструктурированное время. В случае если скука затянется, она начнет функционировать совершенно верно так же, как эмоциональный голод, и может иметь те же последствия.

Индивид, обособленный от общества, может структурировать собственный время двумя дорогами: занимаясь деятельностью либо погружаясь в фантазии, уходя в себя. Любому школьному преподавателю как мы знаем, что индивид может уходить в себя кроме того в присутствии вторых людей. В то время, когда индивид делается участником группы из двух либо нескольких человек, вероятны различные методы структурирования времени. В порядке возрастания сложности это: 1) ритуалы, 2) времяпровождение, 3) игры, 4) деятельность и 5) близость, которая может служить основой для всех остальных. Цель любого участника – взять как возможно больше удовлетворения от транзакций с остальными участниками. Чем контактнее участник, тем большее удовлетворение он приобретает. Большинство программирования социальной деятельности осуществляется машинально. Потому, что слово удовлетворение в простом его смысле тяжело применить к некоторым итогам этого программирования, как, к примеру, самоуничтожение, лучше применять термины вознаграждение либо польза.

Польза социального контакта связана с сохранением физического и психологического равновесия. Она может проявляться в освобождении от напряжения, устранении психологически страшных обстановок, получении поглаживаний и поддержании достигнутого равновесия. Все эти неприятности физиологи, психоаналитики и психологи изучили достаточно детально. В случае если перевести в термины социальной психиатрии, возьмём:

  1. первичная внутренняя польза,
  2. первичное внешняя польза,
  3. вторичная польза,
  4. экзистенциальная польза.

Первые три подобны пользам от заболевания, детально обрисованным у Фрейда. Опыт говорит о том, что плодотворнее и нужнее разглядывать социальные транзакции с позиций получаемых польз, чем как воздействие защитного механизма. Во-первых, лучший метод защиты – совсем не принимать участие в транзакциях; во-вторых, концепция защиты растолковывает лишь два первых типа польз, а четвёртого типа и выгоды третьего наряду с этим не рассматриваются.

Независимо от того, являются ли они проявлением деятельности либо нет, самый благодарными формами социального контакта являются игры и близость. Долгая близость видится редко и представляет собой только частное дело. Значимые социальные контакты в большинстве случаев принимают форму игр и в этом смысле являются предметом отечественного изучения.

Структурирование времени


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: