Структурное построение учебного пособия

Структуризация материала учебного пособия произведена прежде всего на базе дидактического принципа действенного обучения.

По этому принципу в логике обучения должны быть предусмотрены: первичное ознакомление с неспециализированными чертями сферы труда, понятийным и категориальным аппаратом, способами изучения. После этого должна быть обеспечена передача обучающимся представлений о сфере труда в настоящем масштабе места и времени как совокупности качественных и количественных черт состояния трудовой сферы. И, нафиниш, на базе рассмотрения неприятностей труда как совокупности конкретных социально-экономических задач у обучающихся должны быть выработаны умения и навыки их решения.

В структуру учебного пособия, характеризующего социально-трудовые отношения, заложен кроме этого дидактический принцип последовательной идентификации собственного положения студента в изучаемой сово-

Глава 1. Объект, задание и предмет дисциплины

купности социально-экономических явлений. Эта идентификация, как мы знаем, является залогом более глубокого освоения сути изучаемых явлений, осознания степени их проблемности, выработки навыков успешного решения практических задач. В соответствии с этим принципом в данном учебном пособии, к примеру, охарактеризован трудовой потенциал общества, после этого через освоение трудовых отношений и проблематики занятости студент приобретает представление о вероятных моделях личного поведения на внешнем рынке труда, потом эти возможности трудового поведения осваиваются им применительно к внутреннему рынку труда, т. е. к внутрифирменным социально-трудовым отношениям.

Проблемное пространство экономики труда структурировано кроме этого по макро- имикроуровням. Как мы знаем, процессы и макроэкономические явления складываются в следствии сотрудничества на рынке множества компаний, домашних хозяйств, субъектов рынка труда, т. е. базы макроэкономики закладываются на микроуровне, наряду с этим основополагающим есть принятие компаниями, домашними работниками и хозяйствами оптимальных, с их точки зрения, ответов в трудовой сфере на базе поставленных ими целей и имеющихся ограничений. Разумеется, невозможна и структуризация, в базу которой положены жизненные циклы человека, его адаптации и социализации в трудовой сфере. Наряду с этим представляется неосуществимым твёрдое разделение экономического и социального компонентов, поскольку в этом случае формировалось бы нереальное состояние социально-трудовых взаимоотношений.

В праве на существование иструктуризация неприятностей экономики труда с выговором на развитие и движение совокупности рабочих мест — как базы занятости, как объекта инвестиционной политики, технологической перестройки революции и структурной экономики. Это объективный и очень продуктивный подход, потому, что в конечном итоге совокупность рабочих мест — определяющий фактор характера, условий и содержания труда, его организации.

Охарактеризуем главные элементы учебного пособия, его структуры и связь между ними.

Учебное пособие складывается из четырех разделов, содержащих шестнадцать глав, приложений в форме схем, таблиц, терминов, задач и тестов. В каждой главе имеются вопросы для контроля и обсуждения.

Первый раздел посвящен трудовому потенциалу Украины, регулированию занятости и формированию новых социально-трудовых отношений. С позиций развития экономики Украины, значимость верных представлений о трудовом потенциале общества, экономически активном населении и т. д. довольно большая, потому, что на базе как раз этих представлений решаются такие глобальные задачи, как макроэкономический планирование и мониторинг людских ресурсов, определение трудового потенциала общества, измерение связи между

8 Раздел 1. Труд как фактор развития производства и основа общества

занятостью, безработицей, временем и доходами работы, разработка программ занятости, социальной помощи, опытной подготовки и т. д. (гл. 2, 3).

предпосылки и Условия становления нового типа социально-трудовых взаимоотношений, жизненные циклы в социализации человека, индивидуальное трудовое поведение и предложение труда работника в условиях перехода к рыночной экономике — новая проблематика, синтезирующая в себе социальные и экономические подходы к формированию и развитию социально-трудовых взаимоотношений — изложены в главах 4, 5 учебного пособия.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда сопровождается становлением совокупности социального партнерства, формированием главных субъектов работников труда — и рынка работодателей. В учебном пособии охарактеризованы содержание, организация и принципы социального партнерства, механизм его формирования в Украине (гл. 6).

Привнесение правил рыночной экономики в совокупность социально-трудовых взаимоотношений ведет к формированию рынка труда. В целях освоения студентами этого вопроса в книжке представлен анализ украинской модели рынка труда, факторов формирования спроса и предложения на рынке труда, черт совокупного и текущего, скрытого и открытого сегментов рынков труда, эластичного рынка труда, безработицы. Наряду с этим предполагается, что студент в качестве базы уже имеет представление об главных теоретических концепциях анализа рынка труда (гл. 7).

Потом в учебном пособии детально рассматриваются новая концепция занятости населения, период становления формирования и основные принципы занятости рыночной экономики, занятость по главным социально-демографическим группам и госполитика в данной сфере (гл. 8).

Большое количество внимания уделяется вопросам внутрифирменного управления сферой труда.

Глава 9 учебного пособия, посвященная анализу внутренних кадровой политики и рынков труда компании, раскрывает такие неприятности, как формирование и планирование персонала, увольнение и найм, построение и развитие персонала трудовой карьеры.

Главы учебного пособия, характеризующие вопросы организации труда на предприятии и его нормирования, являются адаптированные к условиям переходного периода «хорошие» положения экономики труда: анализ главных факторов организации труда на предприятии, кооперации форм труда и характеристику разделения, анализ условий труда, его безопасности и охраны, методических положении по нормированию труда (гл. 10).

Производительность труда на данный момент ни на макро-, ни на

Глава 1. Объект, задание и предмет дисциплины

микроуровне не рассматривается в качестве критического фактора развития общества. Но очевидно, что эта обстановка имеет переменный темперамент. На макроуровне показатели производительности являются исходными при выработке политики в области заработной платы, борьбы с инфляцией и др. На микроуровне производительность труда — это фактор конкурентоспособности фирм, элемент оценки эффективности его деятельности. Как мы знаем, без цели в области создавайтельности у фирм нет ориентации, а без измерения создавайтельности у него нет управления. Наряду с этим управление производительностью достигает собственной цели только в том случае, в то время, когда оно интегрировано в неспециализированную совокупность управления деятельностью предприятия и подчинено задаче эффективности производства в целом. Данный новый подход к измерению и анализу производительности труда лежит в базе концепции главы 11 учебного пособия.

Глава учебного пособия, посвященная политике страны в области уровня и доходов судьбы, завершает освещение социально-трудовых отношений на макроуровне. Она дает представление об главном содержании социальной политики, направлении ис и источниках формированияпользования доходов населения и влиянии трансформаций цены судьбы на трудовое поведение (гл. 12).

В главе 12 характеризуются неприятности вознаграждения за труд, организации зарплаты на предприятии и трансформации функций заработной платы в условиях становления рынка труда. Глава дает представление о зарплате как социально-экономической категории, ее структурных элементах, типах организации и механизмах регулирования.

В данном учебном пособии студенту дается представление об анализе совокупности трудовых показателей на взаимосвязи и предприятии их элементов. Помимо этого, тут раскрываются направления и методические подходы к аудиту в сфере труда (гл. 13).

В главе 14 рассматриваются вопросы изучения неприятностей социально-трудовой сферы в условиях быстро развивающегося рынка труда и возможности (совершенствования) и аспекты регулирования социально-трудовых взаимоотношений.

В учебном пособии большое количество внимания уделяется вопросам, связанным с деятельностью Интернациональной организации труда, представлены конвенции и советы МОТ, интернациональные трудовые нормы как обязательный элемент образованности в сфере труда, с интернациональной трудовой использованием и миграцией разных программ в мировом сообществе по совершенствованию и регулированию социально-трудовых взаимоотношений (гл. 15 и 16).

Учебное пособие «Экономика труда и социально-трудовые отношения» является вторым издание (первое — «Экономика труда», 1999 г.) переработанное и дополненное в соответствии с Национален-

производства

Раздел 1. Труд как фактор развития и основа общества

ным образовательным стандартом, адекватным условиям социальной рыночной экономики Украины.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Раскройте изюминке труда как изучения и объекта исследования I. Продемонстрируйте роль труда в развитии общества и человека

3. Выясните предмет экономики труда и социально-трудовых взаимоотношений
как особой экономической науки.

4. Перечислите главные цели, каковые возможно достигнуть посредством эко
номики труда.

5. Какие конкретно задачи решает экономика труда и социально-трудовые отношения
на современном этапе развития общества?

Глава 2

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ и ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

Учебный рисунок. Новое учебное пособие университета им. И.Е. Репина


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: