Сущность и структура сознания

Тема №12. — Сознание как философская неприятность

Учение о сознании связано с разными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, структуры и сущности; гносеологический — связан с процессом формирования и познавательными способностями человека сознания индивида; потому, что современная наука не доказала наличие нечеловеческих форм сознания, неизбежен антропологический подход, предполагающий сравнительный анализ мышления животных и человеческого сознания, и изучение неприятности происхождения сознания в ходе антропосоциогенеза.

Изучение сознания усложняется еще и тем, что в познании оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, а потому, что любой акт сознания включает в себя всю жизнь индивида в уникальности и неповторимости, постижение сознания делается очень непростой проблемой и для науки, и для философии.

Неприятность происхождения сознания

Сознание – одно из главных понятий в философии, обозначающее верховный уровень психологической активности человека как социального существа. Сознание — это связанная с деятельностью мозга свойство человека воспроизводить реальность в субъективной, совершенной форме и преобразовывать ее в собственных заинтересованностях.

Одной из самых серьёзных в философии есть неприятность происхождения сознания.Все многообразие точек зрения,каковые сложились в историифилософии по данной проблеме, возможно свести к трем главным:1. Источник людской сознания — некая надмировая духовная сущность; в христианстве – это Всевышний, одаривший человека бессмертной разумной душой, в объективном идеализме сознание человека трактуется как порождение мирового разума (к примеру, в концепции Гегеля сознание человека появилось в следствии саморазвития Полной Идеи);

2.Сознание, отождествляясь с понятиями «душа», «духовное начало», рассматривается как неотъемлемый элемент мироздания; такова позиция, например, первобытного анимизма – идеи общей одухотворенности мира; в философии это воззрение стало называться «гилозоизм» (греч. hile – вещество, zoe – жизнь), которого придерживались, к примеру, такие философы-материалисты как Демокрит, Д.Дидро и др. Концепция общей одухотворенности материи разрешала материалистам прошлого представить появление людской сознания как закономерный итог эволюции природы, а не как «чудо». Но, не смотря на то, что гилозоизм не отыскал подтверждения в науке, в среде материалистов сохранилось рвение обосновать закономерный темперамент появления людской сознания.

Сознание как верховная форма отражения действительности.Этаконцепция начала разрабатываться в советской философии в 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма. В ней появление сознания рассматривается не как следствие эволюции материи как такой, а как результат развития общего свойства материи – отражения.

Под отражением понимается свойство материальных совокупностей в ходе сотрудничества воспроизводить свойства и отдельные признаки друг друга. Отражение — это реакция материального объекта на внешнее действие, в котором присутствует информация об этом действии.

Свойство к отражению, и темперамент его проявления зависит от уровня организации материального носителя. В неживой материи отражение — это физические и химические сотрудничества, в живой – биологическое отражение (раздражимость), а с возникновением нервной совокупности – как психологическое отражение. Сознание человека — социальная форма отражения, поскольку связано с возникновением общества и формируется лишь в социуме.

Потому, что наука до тех пор пока конкретно не ответила на вопрос о возможности происхождения живой материи из неживой, то в современной философии при дискуссии неприятности сознания, предпочитают ограничиваться биологическими предпосылками сознания,разбирая психологические формы отражения в живойприроде. С данной точки зрения формированию сознания человека предшествовал долгий период психотерапевтического развития животных, у которых имеются зачатки интеллекта. Психика животных появляется на достаточно большом уровне организации живой материи и связана с развитием нервной совокупности в условиях приспособления организмов к изменяющимся условиям внешнего мира. В ее эволюции выделяют три этапа: 1.сенсорная психика (насекомые, черви, моллюски; их поведение инстинктивно, основано на абсолютных рефлексах); 2.перцептивная психика (птицы, рыбы, млекопитающие; в их поведении кроме инстинктов громадную роль играются условные рефлексы, разрешающие накапливать личный жизненный опыт, что повышает их уровень адаптации внешнему миру); 2.предметное мышление либо «своевременный интеллект» (мартышки; лишь они из всех животных способны делать разные операции с предметами, выполнять мыслительные задания, которые связаны с конкретными действиями, не требующими абстрактных понятий).

Не смотря на то, что сознание человека собственными предпосылками и некоторыми функциями связано с психикой высших животных, оно значительно от нее отличается:

— Сознание человека творчески деятельно:животные только воспроизводят впсихических образах предметный мир, а сознание человека в совершенной форме формирует образы того, что в материально-предметном мире не имело возможности эволюционно появиться, потому, что человек, в отличие от животных, способен оперировать абстракциями, владеет логическим мышлением.

— Сознание человека конструктивно: психологическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям судьбы, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

— Сознание человека целесообразно и целенаправленно: животные реализуют в собственной психологической деятельности или генетически заложенную программу, или лично купленный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение поставленной цели, совершенный образ которой содержится в сознании еще до начала деятельности.

— Сознание человека владеет самосознанием. Животные не могут обращать психику на самих себя. Реализуя программу собственной жизнедеятельности, они не разбирают собственные действия и не дают им оценок. У человека в ходе развития формируется совокупность взоров на самого себя как на личного и социального субъекта, что разрешает ему действенно корректировать как собственные личностные качества, так и поведение в обществе.

— Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию.Психика животного лична и генетически избирательна,онаотражает лишь те их качества и объекты, каковые жизненно нужны для продолжения и сохранения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных особенностях, встать выше сиюминутных потребностей и отразить предмет объективно. Полученное человеком знание не остается его личным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание делается общим универсальным достоянием общества. универсальности сознания и Степень объективности индивида есть следствием уровня развития сознания определенной эры.

Так, человеческое сознание не просто так именуют высшей формой отражения. Включая в себя все виды психологического отражения, свойственные фауне, оно как следует от них отличается.

Сознание человека как верховная форма психологического отражения появляется на протяжении антропогенеза в следствии трудовой деятельности, развития социальных языка и связей. Сознание — социальное явление, как в историческом нюансе его происхождения, так и в ходе формирования сознания индивида. В философии принято различать публичное и личное сознание, но да и то, и второе — публичный продукт, потому, что сознание отдельного человека складывается под влиянием публичного в ходе социализации личности.

язык и Сознание.

Как уже отмечалось, сознание появилось и сформировалось в ходе трудовой деятельности людей как нужное условие ее организации, воспроизводства и регулирования. Вместе с возникновением сознания появился и сформировался язык как средство выражения мысли, общения и хранения информации.В следствии эволюция человечества отправилась по второй линии,нежели вживотном мире: вместо выживаемости за счет инстинктов — выживаемость за счет знаний, передачи и накопления культурного опыта.

На языка и взаимосвязь сознания в ходе эволюции показывал в свое время Ф.Энгельс. В работе «Роль труда в ходе превращения мартышки в человека» он отмечал, что на сознании «сначала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает тут в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка. Язык так же стар, как и сознание…».

Сознание человека органически связано с языком как методом собственного существования.Биологическими предпосылками человеческого языка явилисьдвигательные и звуковые формы общения у животных. Но у животных существует лишь первая сигнальная совокупность,на базе которой формируютсяусловные рефлексы. «Язык» животных – это совокупность сигналов, передающих крайне важную для них данные: сигналы опасности, сигналы, высказывающие состояние особи (бешенство, агрессию, боль) и т.п.

У человека в дополнение к первой сигнальной совокупности сложилась вторая сигнальная совокупность – обращение, язык,своеобразны людская совокупность связи,общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой свойством животных передавать данные, отличительная изюминка языка проявляется том, что слова обозначают отдельные предметы, ихсвойства и отношения.

Как раз наличие второй сигнальной совокупности (языка) разрешило человеку «вырваться» за пределы чувственно-принимаемого мира и пробраться в мир фундаментальных закономерностей и сущностей бытия. Происхождение членораздельной речи стало замечательным средством общества и развития человека. При помощи языка происходила передача социального опыта, культурных традиций, правил и норм поведения. Через язык осуществляется сообщение разных исторических эпох и поколений.

В языке направляться различать совершенное содержание (данные) и ее материальный носитель.В рамках современно знаковой концепции языкаматериальный носитель информации (слово) обозначается термином «символ», а его совершенное содержание — «значение символа».

Символ – это материальный, чувственно-принимаемый объект, что несет в себе некую данные.Символы бывают языковые и неязыковые(символы-сигналы, символы-показатели: к примеру, дым – показатель огня). Языковые символы, со своей стороны, подразделяются на естественные и неестественные.

Неестественные языкибыли созданы намерено:совокупности знаков длязаписи химических реакций, математические знаки, ноты для записи мелодии, санскрит в Старой Индии для записи ведических текстов, интернациональный универсальный язык эсперанто, созданный в 1887 г. и т.п. Главное преимущество неестественных языков пребывает в том, что в них за каждым знаком закреплено совсем определенное значение, исключающее неопределённость и двусмысленность, что особенно принципиально важно в научном познании. Введение неестественных языков значительно облегчает познание научных идей учеными разных государств, превращая науку в воистину интернациональный феномен.

Символы (слова) естественных языков,каковые прошли долгий путьисторического развития и меняются как любое естественное, «живое» явление, многозначны: каждое слово может иметь пара смысловых значений, так что содержание его делается понятным лишь из контекста речи (устной либо письменной).

Но в любом языке, неестественном либо естественном, сохраняется значения и взаимосвязи принципиальная особенность знака: 1.символ – материален и дешёв чувственному восприятию другого человека, а содержащаяся в нем информация – нематериальна, другими словами, совершенна; 2.между материальным знаком и совершенной информацией нет внешнего сходства, исходя из этого осознать (расшифровать) содержание символа может лишь человек, опытный этот язык, естественный либо неестественный.

Языки, как неестественные, так и естественные, делают в людской обществе множество функций. Они есть методом передачи и хранения социальной информации, средством общения, средством управления поведением человека, средством объективации и выражения совершенного, орудием мышления.

На сообщение мышления и языкаследует обратить особенное внимание:язык–оформления мыслей и средство выражения: выразить собственную идея либо усвоить чужую – значит облечь ее в словесную форму. Это происходит кроме того в тех случаях, в то время, когда человек «думает про себя» (феномен «внутренней речи»). Прекрасно развитая, верная обращение является признаком четкости мышления («кто светло мыслит, тот светло говорит»). Язык воздействует на стиль мышления, но существует и обратная детерминация: влияние типа мышления на манеру излагать собственные мысли. Но было бы неправильно отождествлять мышление и язык. Их сообщение носит относительный темперамент хотя бы уже вследствие того что у человека в один момент с языковыми смогут быть образные формы мышления, проявляющиеся, к примеру, в мастерстве. Помимо этого, человеческое мышление – универсально (интернационально) и подчиняется законам логики, а язык по словарному составу и грамматическому строю – национален, его формирование зависит от конкретно-исторических процессов развития каждого народа. Как раз универсальный темперамент мышления разрешает осуществлять перевод с одного языка на другой, делая мысли человека определенной национальности, страны либо эры дешёвыми и понятными для представителей вторых народов, наций, поколений.

структура и Сущность сознания

Неприятность сущности сознания — одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое есть базисным понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и других науках, в каждой из которых термин «сознание» наполняется различным содержанием.

В философии одним из главных качеств прояснения сущности сознания есть вопрос об его онтологическом статусе: есть ли сознание независимой субстанцией либо нет?

Субстанциальность сознания обосновывали, так или иначе, все религиозно-идеалистические учения, отождествляя понятие «сознание» с понятием «душа» («духовная субстанция»). На субстанциальности сознания настаивали и представители дуализма (к примеру, Р.Декарт).

Материализм, признавая в качестве единственной субстанции материю, постоянно трактовал сознание лишь как ее проявление, свойство. В рамках материалистического подхода сознание, так или иначе, связано с процессами и материальными феноменами, что разрешает приобретать данные о нем через их изучение.

Современный материализм разбирает сообщение сознания с материей в следующих главных качествах: 1.онтологический нюанс–во-первых,как особенный вид бытия(совершенное бытие),во-вторых,каксвойствовысокоорганизованной материи–мозга; 2.гносеологический нюанс-какотражениеобъективной действительности в видесубъективных совершенных образов; 3.генетический нюанс -какрезультат развитияпсихики животных впроцессе биологической эволюции и антропосоциогенеза; 4.социокультурный нюанс -каксоциальное явление,продуктисторического культуры и развития общества; 5.функциональный нюанс –какобъективацияидеальных образов сознания речи, в людской деятельности, в явлениях и предметах материальной и духовной культуры.

Особенно серьёзной чёртом сознания считается его«идеальность».Попытка отождествления сознания с материальными физиологическими процессами была предпринята в десятнадцатом веке представителями «пошлого материализма» докторами-физиологами Бюхнером, Фохтом и Молешоттом. Последующее развитие науки продемонстрировало, что, не смотря на то, что функционирование сознания связано с материальными процессами переработки информации на нейрофизиологическом уровне, отождествлять сознание с ними запрещено. Материальные процессы – только база мысли, но не сама идея, которая лишена «вещественности»: образом топора дров не нарубить, мыслью о пирожке не насытиться и т.д. Идея в чистом виде не имеет возможности поменять материальный объект, для этого она обязана объективироваться («материализоваться») в действиях человека, его словах, в предметах.

С идеальностью сознания тесно связана такая его черта, как субъективность.Сознание–это неизменно чье-то сознание,другими словами имеет конкретногоматериального носителя – субъекта. Наряду с этим нейрофизиологические процессы, протекающие в мозгу человека – объективны, поддаются научному изучению как элемент объективной действительности, а содержание мыслей – субъективно, в собственности внутреннему миру субъекта и включает в себя в свернутом виде всю его уникальную и неповторимую судьбу.

Как совершенная и субъективная действительность сознание функционирует и начинается по иным законам, нежели материальный объективный мир; человек в собственных мыслях может кроме того нарушать его закономерности, создавая сюжеты и фантастические образы, поведение которых противоречит законам природы. Таковы религиозные представления о сверхъестественных существах и о чудесах, сюжеты фантастики и пр.

Сейчас в философии и науке приобретает признание информационный подход к интерпретации сознания,в рамках которогоидеальные, субъективные образы сознания трактуются как особенные методы получения, переработки и хранения информации, а нейрофизиологические процессы – как материальные носители данной информации. С данной позиции, к примеру, влияние мыслей и сопутствующих им настроений и чувств на общее состояние здоровья человека интерпретируется как информационное управление: идея воздействует на тело человека не сама по себе, а через нейрофизиологические процессы, каковые являются ее материальными носителями.

Сознание представляет собой целостную совокупность. В структуре сознания в большинстве случаев выделяют познавательную, эмоциональную, волевую и аксиологическую сферы, и самосознание.

Познавательная (когнитивная) сфера сознаниясвязана с выполнениемважнейшей функции сознания – информационно-ориентировочной: сознание – это метод получения информации о мире, разрешающей человеку ориентироваться в окружающей действительности. Познавательная сфера включает в себя разные познавательные свойства человека,память,которая обеспечиваетхранение взятой информации и внимание, которое разрешает сознанию сконцентрироваться на определенном объекте либо проблеме.

Эмоциональная сферавключает в себячувства(удивление,любовь,неприязнь, голод, боль и пр.) и аффекты – краткосрочные, но сильные и бурно протекающие переживания (гнев, восхищение, кошмар и пр.).

Волевая сфера сознания-это,в первую очередь,воля–свойство человекаосуществлять собственные жажды, получать поставленных целей; ко мне же относят мотивы, потребности, интересычеловека,каковые«включают»механизм волевыхусилий.

Аксиологическая (ценностная) сферавключает в себя усвоенныечеловеком в ходе социализации, и выработанные самостоятельно и закрепленные личным жизненным опытом, ценностные представления (мировоззренческие, эстетические, нравственные и пр.) и ценностные ориентации (значимое, значительное либо несущественное, второстепенное).

Самосознание -это осознание человеком собственного знания,нравственногооблика, заинтересованностей, совершенств, мотивов собственного поведения и т.п. Словом, самосознание – это сознание, направленное само на себя.Самосознание предполагаетвыделение человеком себя из окружающего мира, оценку собственных возможностей, чёрта себя в собственном мнении. Самосознание формируется у человека не сходу и является процессом совершенствования и непрерывного развития. Первой его ступенью есть осознание человеком собственного тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более большом его уровне происходит осознание собственной гендерной специфики, принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым большим уровнем самосознания есть познание собственного «Я» как личного явления, собственной неповторимости, уникальности.На этомуровне осознается возможность довольно свободных ответственности и самостоятельных поступков за них, самооценки и необходимость самоконтроля. Явные формы самосознания имеют место тогда, в то время, когда сознание человека делается предметом его анализа. В этом случае человек делается в позицию рефлексии (отражения себя), разбирает движение собственных действий, среди них и программу создания совершенного образа в собственной голове, программу совершенствования собственного сознания.

Все вышеперечисленные структурные элементы сознания взаимосвязаны и участвуют в деятельности сознания:сначала человек осознаетсвои ощущения, формирует представления о ситуации, наполняет и те, и другие смыслом и определённым значением, испытывая наряду с этим эмоции и чувства. Позже ощущения и представления обрабатываются идеями – знанием о сущности бытия, с применением знания способов мышления. Волевая энергия побуждает человека воплощать эти знания в действия при регуляции их ценностными представлениями. После этого результаты снова оцениваются и действия корректируются.

Так, элементы сознания смогут последовательно в ходе деятельности сознания сменять друг друга. В сознании они смогут быть в определенной степени независимыми друг от друга, но фактически их связь носит постоянный темперамент.

Вопрос о сущности сознания предполагает прояснение его связи с бессознательным. Под бессознательным в широком смысле слова понимается совокупность психологических состояний и процессов, не охваченных сознанием субъекта. «Сознательное и бессознательное» стали серьёзными философскими категориями в связи с происхождением, широким распространением и развитием философии психоанализа. Не смотря на то, что отдельные мысли о наличии в человеке неосознаваемых явлений видятся у философов прошлого (у Платона, Декарта, Лейбница и др.), но как раз работы З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма и др. придали проблеме бессознательного в человеке статус развернутых теоретических концепций. Многие выводы психоанализа неоднозначно оцениваются современной философией и наукой, но, без оглядки на дискуссионность некоторых идей, философия психоанализа содействует неоднозначности и пониманию сложности для того чтобы явления как человеческое сознание.

Структура сознания по Левашову


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: