Сущность и структура теоретического уровня знания

структура и Сущность эмпирического уровня знания.

Эмпирическое знание — не просто обобщение данных наблюдения и эксперимента, это определенная понятийно-дискуссионная модель чувственного знания.

Структура эмпирического знания:

1. Единичные эмпирические высказывания, «протокольные предложения».

2. Факты. Научный факт — индуктивное обобщение протоколов, в обязательном порядке неспециализированные утверждения статистического либо универсального характера.

3. Эмпирические законы (разных видов — функциональные, причинные, статистические и др.).

4. Феноменологическая теория — логически организованное множество соответствующих эмпирических фактов и законов.

Различия в эмпирического знания являются количественными — отличаются степенью общности представления одного и того же содержания.

структура и Сущность теоретического уровня знания

Теоретическое знание имеется итог деятельности не рассудка, а разума.

Сущность деятельности разума— свободное когнитивное творчество, самодостаточное в себе и для себя.

Главными логическими операциями теоретического мышления являются:

  • Интеллектуальная интуиция
  • Идеализация (её цель — создание «совершенных объектов») Множество совершенных объектов создаёт базис теоретического научного знания.

Научная теория — логически организованное множество высказываний о некоем классе совершенных объектов, их отношениях и свойствах.

17. Способы эмпирического познания. (ВК-1)

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный его формы и момент (суждения, понятия и др.) тут присутствуют, но имеют подчиненное значение. Исходя из этого исследуемый объект отражается в основном со стороны собственных проявлений и внешних связей.

Эмпирическое, умелое изучение направлено конкретно (без промежуточных звеньев) на собственный объект.

1. Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся по большей части на эти органов эмоций. На протяжении наблюдения мы приобретаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его отношениях и существенных свойствах.

Наблюдение возможно ярким и опосредованным разными устройствами и другими техническими устройствами.

2. Опыт — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта либо его воспроизведение в намерено созданных и контролируемых условиях, определяемых целями опыта. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность событий и представляется в «чистом виде».

Главные изюминки опыта:

1. более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту изучения, впредь до его преобразования и изменения;

2. возможность контроля за поведением проверки и объекта результатов;

3. многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

4. возможность обнаружения таких особенностей явлений, каковые не наблюдаются в естественных условиях.

3. Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство либо различие объектов (или ступеней развития одного и того же объекта), т. е. их различия и тождество.

4. Описание — познавательная операция, пребывающая в фиксировании результатов опыта (наблюдения либо опыта) посредством определенных совокупностей обозначения, принятых в науке.

5. Измерение — совокупность действий, делаемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

18. Способы теоретического познания. (ВК-1)

Теоретические способы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода.

К числу этих способов относятся:

  1. анализ — процесс мысленного либо настоящего расчленения предмета, явления на части (показатели, свойства, отношения);
  2. синтез — соединение выделенных на протяжении анализа сторон предмета в единое целое;
  3. классификация — объединение разных объектов в группы на базе неспециализированных показателей (классификация животных, растений и т.д.);
  4. абстрагирование — отвлечение в ходе познания от некоторых особенностей объекта с целью углубленного изучения одной определенной его стороны (итог абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  5. формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических знаках и т.д.);
  6. аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на базе их сходства во многих других взаимоотношений;
  7. моделирование — изучение и создание помощника (модели) объекта (к примеру, компьютерное моделирование генома человека);
  8. идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в конечном итоге, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, совершенный газ);
  9. дедукция — перемещение от общего к частному;
  10. индукция — перемещение от частного (фактов) к неспециализированному утверждению.

Более широкиеметоды-подходы показывают лишь на общий способ и направление ответа задач. Предельно неспециализированными способами-подходами являются философские способы:

§ метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;

§ диалектический — изменения законов и раскрытие развития вещей в их связи, внутренней противоречивости и единстве.

Абсолютизация одного способа как единственно верного называетсядогматикой (к примеру, диалектического материализма в советской философии). Некритичное нагромождение разных несвязанных способов называетсяэклектикой.

19. Научные их классификация и законы. (ВК-1)

Научный закон — форма организации научного знания, пребывающая в формулировке общих утверждений о отношениях и свойствах исследуемой предметной области.

Логической формой научных законов есть следующая: Vx(A(x) = В(х)),, где V- квантор всеобщности («для всех»); х — определенная переменная, областью значения которой есть некий неизвестно-конечный либо нескончаемый класс; А, В — имена для обозначения некоторых особенностей либо взаимоотношений; — символ импликации.

Характеристики закона:

1. Универсальность — большая степень общности.

2. Свойства и отношения имеют место при наличии определённых условий. В случае если условий для действия закона нет, то закон перестает функционировать. Другими словами он не есть абсолютным.

Пример: Утверждение «Все тела при нагревании увеличиваются» есть законом. А утверждение «все монеты в кармане бронзовые» не есть законом, т.к. данный факт зафиксирован случайно, а не нужно.

ее виды и Сущность инфляции. Урок 11


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: