Сущность порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности

Этот подход, будучи менее «твёрдым», предполагает, что потребитель может только ранжировать полезность и выбирать комплекты благ по их индивидуальной предпочтительности.

В работах наибольших представителей данного направления В. Парето, Е. Слуцкого, Р. Аллена, и особенно, Дж. Хикса и др. Были сформулированы главные догадки (теоремы) порядкового подхода:

1. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) вероятные комплекты благ, причем результатом сравнения возможно лишь предпочтение () либо безразличие (~). К примеру, А В свидетельствует, что комплект А для потребителя лучше набора В; запись А~В свидетельствует потребительскую равноценность комплектов.

2. Предположение о транзитивности выбора. Транзитивность выбора пребывает в том, что в случае если АВ и ВС, то АС, либо в случае если А~В и В~С, то А ~С, либо в случае если А В и В~С, то А С.

3. Предположение о ненасыщаемости. Уровень качества благ при сравнении корзин имеется величина заданная, потребитель выбирает комплект по количественному показателю. В случае если количество каждого товара комплекта А равняется соответствующему количеству комплекта В, то А~В. В случае если комплект А имеет количественное превосходство хотя бы по одной товарной позиции, то А B.

В будущем мы будем разглядывать потребительский выбор с позиций порядкового подхода.

Первый этап изучения потребительского выбора пребывает в анализе потребительских предпочтений либо жажды потребителя выбрать тот либо другой комплект благ. Для простоты мы будем разглядывать потребительские комплекты, складывающиеся из всего лишь из двух благ, к примеру, в случае если комплект (потребительская корзина) А складывается из 10 кг соли и 2 кг муки, то это обозначается A(10,5), либо в общем виде А(х, у). На рис. 3.2(а) графически изображена функция полезности потребителя. Предположим, что мы желаем достигнуть уровня полезности U’. Дабы определить все комплекты благ, соответствующие данной полезности, «рассечем» график функции горизонтальной плоскостью на уровне U’. Взявшаяся на плоскости в координатах х, у (рис. 3.2(б)) кривая именуется линией уровня, либо изоклиналью. Какому-либо второму уровню полезности соответствует вторая линия уровня, причем чем правее и выше она находится, тем больше уровень полезности.

В соответствии с теореме о сравнимости, потребитель способен ранжировать полезности или вычислять различные комплекты благ равноценными по полезности. По отношению к последним потребитель в собственном выборе проявляет «безразличие». Вследствие этого в теории потребления линия уровня именуется кривой безразличия.

Кривая безразличия — это линия, любая точка которой представляет собой комплекты благ (х, у), равноценных между собой с позиций потребителя

Картой безразличия именуется полная совокупность кривых безразличия личного потребителя (рис. 3.2 (б)). Карта безразличия всецело отражает все его личные предпочтения. В то время, когда потребитель не ограничен бюджетом, то, поступая рационально, он выбирает большую полезность.

б)

U U’

Рис.3.2. Принцип построения линий уровня и карта безразличия

Кривые безразличия владеют следующими особенностями.

1. Кривые безразличия (для обычных, полноценных товаров) имеют отрицательный наклон. Это свойство направляться из определения функции полезности о большой полезности, извлекаемой из потребления блага, и из теоремы о ненасышаемости.

2. Как уже отмечалось, кривая безразличия, лежащая правее и выше какой-либо второй кривой, содержит более предпочтительные комплекты. Это вытекает из теоремы о ненасыщаемости и свойства 1. Линии уровня на рис. 3.2 (б) расположены по возрастанию полезности, а следовательно, предпочтительности.

3. Кривые безразличия не пересекаются, в противном случае говоря, через каждую точку возможно совершена лишь одна кривая безразличия. В случае если данное свойство не выполняется, то тогда нарушается теорема транзитивности.

4. Кривая безразличия возможно совершена через любую точку в пространстве потребительских благ. Это вытекает из теоремы о сравнимости.

5. Кривые безразличия в большинстве случаев выпуклы к началу координат. Иначе говоря наклон кривой безразличия снижается с возрастанием потребления какого-либо блага. Это свойство разъясняется действием закона убывающей предельной полезности.

Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтения потребителя по отношению к товарам, входящим в комплект, и именуется предельной нормой замещения

Предельная норма замещения благом х блага у (MRS) представляет собой количество блага у, от которого обязан отказаться потребитель, дабы расширить потребление блага х на единицу при неизменном уровне полезности.

MRS = -?у/?х при U = const (рис. З.З(а)). Геометрически при малых ?x MRS равен наклону касательной к кривой безразличия в любой точке, к примеру в точке А. По мере повышения потребления блага х (т.е. «насыщения»), величина МRS убывает, а касательная становится все более пологой.

На рис. 3.3(б),(в) продемонстрированы карты безразличия, характерные для полностью взаимозаменяемых товаров, в то время, когда MRS = const. и для абсолютно взаимодополняемых товаров, в то время, когда MRS = 0.

Сообщение MRS с предельной полезностью определяется соотношением:

MUx / MUy = -?У/?Х = MRSxy.

Известны примеры, в то время, когда кривые безразличия имеют положительный наклон. В таких случаях принято сказать, что одно из благ, входящих в корзину, приносит потребителю отрицательную полезность, другими словами, по сути, есть «антиблагом».

3.2. потребительский выбор и Бюджеты потребителей

Лекция 29: Аксиоматика теории потребительского поведения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: