Суть и функции экономической конкуренции.

Борьба между производителями является типом взаимоотношений между производителями по поводу объёмов предложения и установления цен товаров на рынке. Подобно возможно выяснить борьбу между потребителями как их взаимоотношения по поводу объёма спроса и формирования цен на рынке.

Слово сoncurrentia в переводе с латинского языка свидетельствует соревнование, соперничество. Как экономическая категория борьба — это борьба между товаропроизводителями за самые выгодные условия производства и сбыта услуг и товаров, за присвоение громаднейших доходов. Борьба делает роль регулятора темпов и количеств производства, побуждая производителя вводить научные успехи, повышать производительность труда, совершенствовать разработку, организацию труда и тому подобное.

Борьба есть определяющим причиной упорядочения стоимостей, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство технологий и новых изобретений). Она содействует вытеснению из производства неэффективных фирм, рациональному применению ресурсов, избегает диктата производителей-монополистов по отношению к потребителю.

Борьба делает в рыночной экономике следующие функции:

• функция регулирования;

• функция мотивации;

• функция распределения;

• функция контроля.

Функция регулирования. Чтобы устоять в борьбе, предприниматель обязан предлагать изделия, каковые предпочитает потребитель. Из этого и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует громаднейшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя борьба свидетельствует риск и шанс в один момент:

• предприятия, каковые предлагают лучшую по качеству продукцию либо создают ее с меньшими производственными затратами, приобретают вознаграждение в виде прибыли (хорошие санкции). Это стимулирует технический прогресс;

• предприятия, каковые не реагируют на пожелания клиентов либо нарушения правил борьбы собственными соперниками на рынке, приобретают наказание в виде убытков либо вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Борьба не только включает стимулы к более высокой производительности, но и разрешает распределять доход среди домашних и предприятий хозяйств в соответствии с их действенным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по итогам.

Функция контроля. Борьба ограничивает и осуществляет контроль экономическую мощность каждого предприятия. К примеру, в случае если монополист может назначать цену, то борьба предоставляет клиенту возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем идеальнее борьба, тем честнее цена.

Политика страны в области борьбы направлена на то, дабы борьба имела возможность делать собственные функции. Руководящий принцип оптимальной интенсивности борьбы в качестве целей политики в области борьбы предполагает, что:

• технический прогресс скоро распространяется по производству (инновация под давлением борьбы);

• предприятия гибко адаптируются к изменяющимся условиям, к примеру, с потребностями потребителей (адаптация под давлением борьбы).

Масштаб интенсивности борьбы определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в следствии успешного воспроизведения инноваций соперникам.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной борьбе благоприятные условия для обычного функционирования соперничества появляются тогда, в то время, когда в экономике существует широкая олигополия с умеренной индивидуализацией продукции. Узкая олигополия с сильной индивидуализацией продукции, наоборот, сокращает интенсивность борьбы.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы постараются уклониться от необходимых норм и риска, связанных со свободной борьбой, прибегая, к примеру, к сговору о стоимостях либо имитации товарных знаков. Исходя из этого государство должно издавать нормативные документы, каковые регламентируют правила конкурентной борьбы за Смитом сущность конкурентного поведения производителей составляло честное — без сговора — соперничество производителей благодаря, в большинстве случаев, ценовому давлению на сопернике. Не Соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности оказывать влияние на цену есть наиболее значимым моментом в современной трактовке понятия борьбы.

2000199 12 Аудиокнига. Лекции по экономике. Понятие борьбы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: