Священное происхождение медицины

В тибетской культуре медицинское знание имеет священное происхождение и приписывается мудрости будд. История происхождения тибетской медицины сходна с индийской, но начало собственный она ведет не от Брамы, как в индуизме, а от последнего Будды прошлого временного цикла, что и преподал его Браме.

Это был Будда Кашьяпа, третий в линии Будд отечественной вселенной и предшественник Будды Шакьямуни. Это было весьма в далеком прошлом, в на большом растоянии отстоящем от отечественного временном цикле. В соответствии с буддийской мифологии, в первоначальный период отечественного нынешнего временного цикла, (что делится на четыре юги) люди жили загружёнными в состояние глубокого сосредоточения, владели прекрасными силами, тела их испускали свет, и они кроме того не нуждались в пище. Но в один раз, в силу прошедшей кармы, кусочек смолы упал на землю, а кто-то поднял его и съел. Данный кто-то заболел.

Так, несварение стало первой заболеванием и возвестило окончание золотого века. Всевышний Брама, определивший о болезни человека, исполнился сострадания и захотел излечить его. В то же самое мгновение Брама отыскал в памяти медицинское наставление Будды Кашьяпы — что кипяченая вода излечивает болезни пищеварения. Им было назначено лечение. Человек выздоровел. Медицина отечественного временного цикла началась.

Позднее Брама отыскал в памяти все медицинские поучения, преподанные ему Буддой Кашьяпой. Он передал эти знания близнецам Ашвинам, и в итоге они спустились в мир людей, к Атрейе, известному наставнику Аюрведы из Таксилы. Атрейя передал их своим ученикам, а они, включая Дживаку, святого покровителя и личного врача Будды тибетской медицины, преподавали и распространяли эти знания дальше.

И подобно тому, как в прошлом временном цикле Будда Кашьяпа преподавал медицину, и его наставления вошли в отечественный временной цикл в только что обрисованной линии преемственности, так и Будда Шакьямуни наставлял медицине в этом временном цикле.

Традиция уверен в том, что Будда передал пара медицинских поучений. Самым серьёзным событием в медицинской традиции Тибета есть тайная изменение, при которой Будда принял форму Будды Медицины Вайдурьи и дал медицинские наставления, каковые дошли до нас как «Чжуд-ши», «Четыре Тантры»,—самый ответственный текст тибетской медицины. Его полное наименование: «Книга нектара бессмертия сердца: тайные устные наставления по восьми отраслям науки врачевания», но практически в любое время он упоминается легко как «Чжуд-ши».

Это случилось в мистической Чистой стране, именуемой Та-натук (практически: «Приятная для взгляда», где Будда в форме Вайдурьи изложил наставления, записанные как «Чжуд-ши». В соответствии с писаниям, все те, кто желает практиковать созерцание и достигнуть нирваны, кто желает здоровья, счастья и долгой жизни, должны изучать науку медицины. Будда Медицины в Танатуке излучил две эманации. Первой была эманация его ума в форме мудреца Ригпе Еше (Ригпан Йеше). Второй была эманация его речи в форме мудреца Илэ Кье (Йилай Кйе).

Все медицинские наставления о их лечении и причинах заболеваний, каковые составляют «Чжуд-ши», записаны в форме диалога между эманациями — Ригпе Еше и Иле Кйе.

При поучении в медицинском раю находились разные всевышние, риши, буддисты и небуддисты. Они слушали наставления и понимали их соразмерно своим способностям и знаниям. В соответствии с уровню их осознавания, были написаны разные медицинские трактаты по тому, что любой из них услышал. Лишь Илэ Кье осознал Будду Медицины всецело. Говорится, что он записал его в 5900 стихах чернилами из ляпис-лазури на страницах из чистого золота и что дакини*( Дакини — существа духовного замысла, осуществляющие просветленные активное-ги; женские тантрические божества, защищающие служащие и буддийское учение ему. — Прим.ред.) хранят его у себя в Уддияне.

Чистая страна медицины Танатук — поле Будды, место за пределами иллюзорного разделения на объект и субъект. Мандала, либо космограмма, особенным образом отображает это излучение священной исцеляющей свойстве и силы, являющейся неотъемлемым элементом всеохватывающей Природы Будды. Медицинская мандала особенно занимательна тем, что она традиционно существует на трех разных уровнях: внешнем, внутреннем и тайном. Ее описание содержит исходную формулу буддийской медицинской мифологии, и исходную форму аюрведического лечения травами.

В то время, когда рассматривается тайный уровень, то говорится, что она находится на горе Меру, священной горе в центре мандалы, изображающей отечественную вселенную. На относительном, материальном уровне, ее местонахождением считается Бодх Гайя, где Будда достиг просветления, либо Уддияна (Северо-Запад Индии либо Афганистан), где появилась буддийская тантра.

Будда Шакьямуни в качестве Будды Медицины Вайдурьи находится в центре мандалы «Приятной для взгляда». Он пребывает среди небесного города в прозрачном хрустальном дворце, где восседает на троне из ляпис-лазури — драгоценном камне, являющемся знаком медицины в буддизме (имя Вайдурья свидетельствует ляпис-лазурь).

Лучи исцеляющего света, ликвидирующие всякое страдание, исходят из его сияющего тела. Он темно-голубого цвета и сидит в позе созерцания — полного лотоса. Его левая рука, покоящаяся на коленях, держит чашу для подаяния, а правая рука, протянутая вперед в жесте даяния, держит «великое лекарство» арура, миробалан. Он сияет тридцатью двумя показателями совершенства и восемью символами великой красоты — отличительными чертами всех Будд. Он окружен прислуживающими ему всевышними, риши, браминами, буддистами, небуддистами, богинями медицины, ее защитниками, включая трех великих бодхисаттв (Манджушри, Авалокитешвара, Ваджрапани), двумя собственными ближайшими ученииками — Анандой и Шарипутрой, и держателями медицинской линии.

Шестнадцать тысяч колонн, сделанных из «пяти видов божественных сокровищ» поддерживают хрустальный дворец. Во дворце кроме этого находится три вида сокровищ (всевышних, бод-хисаттв и людей), владеющих целительными силами.

Дворец окружают сводчатые галереи, подиумы для жертвенных богинь, с пятью стенками, восемью ступенями и четырьмя воротами, в соответствии с классическому построению мандалы. Чарующий сад, окружающий дворец, населен мирными животными -фазанами, попугаям, утками, слонами, медведями, павлинами -и наполнен сладкими целительными запахами лекарственных деревьев, ароматических веществ и благовоний.

В четырех направлениях от небесного города, где пребывает Вайдурья, расположены четыре горы медицины, воображающие собой сущность всякого лечения травами и Аюрведы. На южной горе растут лекарства от заболеваний холода, на северной — лекарство от любых видов жара; на западе — все, что оказывает помощь поддерживать хорошее здоровье; а на востоке — леса из миробалана, что излечивает все болезни.

В «Чжуд-ши» и других текстах говорится, что медицинская мандала не просто существует сама по себе как внешняя, внутренняя и тайная действительности, но обязана практиковаться впредь до ее постижения на всех уровнях. Это указывает подношение мандалы — преданность Будде Медицины и медицинскую практику (внешний уровень); практику отождествления с Буддой Медицины, а собственного мира- с энергиями Чистой страны медицины (внутренний уровень) и окончательное постижение природы Будды как собственной подлинной природы, себя как Будды Медицины, а собственного собственного тела — как медицинской мандалы (тайный уровень). Практиковать мандалу последним методом -означает постичь Трикайю, другими словами реализовать в себе природу Будды: его тела, ума и речи.

В случае если рассмотривать Будда-природу как мандалу пяти Дхья-ни Будд, то Будда Медицины находится в восточном поле. Он отождествляется с Акшобхьей, Дхьяни-буддой восточного направления, что кроме этого светло синий цвета.

Медицинская мандала восточного поля Будды, ее иконографические изображения выглядят так: в виде круга из восьми Будд Медицины32, каковые включают в себя Сангье Менлу, (тибетское имя Вайдурьи) и Шакьямуни с размещением последнего, в большинстве случаев, в центре. Кроме этого в большинстве случаев присутствуют Тара, Манджушри и Ваджрапани, у каждого из которых имеется особенная исцеляющая эманация.

Астрологическим днем Будды Медицины есть восьмой сутки лунного месяца. Говорят, что сейчас власть Будды Медицины и исцеляющих божеств особенно сильна, исходя из этого его применяют с целью проведения обрядов приготовления и исцеления лекарств.

Среди медицинских божеств много женских эманации исцеляющей Будда-природы. Кроме Тары, имеется богиня Парнашабари, известная как «Покровительница больных», уничтожительница заболеваний, эпидемий и вредоносных духов. Сама она владеет восемью формами, большая часть из которых облачено в листья лекарственных трав. Среди вторых буддийских богинь, связываемых с исцелением, возможно назвать Джангули, Махачину и Экаджати.

Существует кроме этого восемь особенных богинь медицины33, и одна из них — Дудчи Ма, что практически свидетельствует «Мать нектара».

По тибетской легенде, в одном из людских воплощений она появилась в семье индуса, обладателя гостиницы, и носила имя Йитогма. Она была очень прекрасной и сильной и занималась выращиванием лекарственных деревьев и трав в окрестностях и чёрте города Бодхгая, другими словами на внешнем, показанном уровне медицинской мандалы. Она супружествовала с сиддхами, бодхисаттвами и царями, и ее дети наследовали медицинские учения. Говорят, что великий доктор-святой Тибета, Бирюзовый лекарь Ютхог ведет собственный происхождение с одной стороны от нее и от рода Будды Шакьямуни — с другой.

Старая гневная форма Дудчи Ма — Дордже Пхамо, Ваджра-варахи, «Алмазная свиноголовая мама». Она — супруга гневной формы Будды Медицины. Эта форма — Тёмный Конеголовый Тамдрин (Хаягрива) изгоняет злых духов заболевания. Он цвета дыма, окружен языками пламени и держит тантрическое оружие для покорения негативных сил. Тамдрин и Ваджраварахи изображаются в амурных объятиях. Они являются союзом искусных средств и мудрости, а силой их мантры тёплый расплавленный металл вытекает на грудь их неприятелей, покоряя демонов заболевания и преображая их в природу Будды.

Не считая Будды Медицины (Вайдурьи) и других богинь и медицинских божеств, существует особенная целительная форма не-самбхавы, Лотосорожденного гуру, основавшего Буддизм в Тибете. Его тантрическая форма в виде Будды Медицины именуется Ургьен Менла.

У Падмасамбхавы кроме этого двенадцать разных эманации, и любая из них владеет собственным целебным качеством. К примеру, в собственной форме Великого Гуру Великого Блага, (Махагуру Деваче) он может исцелять психологические нарушения и душевные недуги. В форме Лодан Чогседа он оказывает помощь при проблемах памяти и может усиливать и обострять силу интеллекта.

Discovery: 100 Величайших Открытий: Медицина / 3 серия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: