Связь этнологии с другими науками

СПОСОБЫ ЭТНОЛОГИИ

Любое научное изучение предполагает изучение конкретного объекта посредством мобилизации всего имеющегося количества знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере завлекаемых материалов, благодаря которым возможно взять самоё полное и правильное знание об изучаемом объекте.

В современной этнологии для научного анализа употребляется самый описания и: разнообразный материал исследования ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологиче-ские изучения, публицистические материалы, официальные документы, историческая и публично-политическая литература и т.д. Помимо этого, при возможности яркого контакта с представителями изучаемого этноса полезными становятся наблюдения за их реакциями на разные обстановки, логикой аргументов и рассуждений, применяемых в беседах и спорах, способами объяснения разных явлений окружающего мира и собственного поведения и т.п.

Такие разнородные материалы предполагают разные способы обработки и своего получения. На сегодня в этнологии сложился целый комплекс способов этнологических изучений, что включает в себя полевые изучения, изучение письменных устных преданий и источников, применение археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (в первую очередь материалов переписей населения).

Изучение письменных источников.Это один из самых ответственных способов этнологии, сокровище которого содержится в разнообразличной и точной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников употребляются в большинстве случаев история народов, написанная ими самими, либо описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Но для того чтобы рода историко-культурные описания не единственный тип письменных источников, воображающих интерес для этнологов. На данный момент существует огромное количество еще не изученных письменных материалов, каковые содержат большое количество нужной и малоизвестной информации о жизни и культурах народов различных эпох и стран. К для того чтобы рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Необходимо мочь оценивать предметы, идеи либо высказывания, которые отдельные народы забрали у других и интегрировали в собственную историю, как настоящие исторические события. Но для этнологов кроме того такие заимствования имеют сокровище, поскольку они являются свидетельством связей между этими народами.

Устные предания.Сокровище их пребывает в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических исследований разрешает утверждать, что развитие исторического сознания возможно совсем различным кроме того у соседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще в середине XX столетия сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки собственных события и правителей судьбы собственных народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических материалов, исчезают стремительнее, чем другие. Данный процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем не так долго осталось ждать данный источник иссякнет вовсе. Главная причина исчезновения преданий содержится не только и не столько в малом интересе народов к собственной ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле теряется и обедняется история.

Археологические материалы.Для восстановления истории культуры и этнической истории в этнологии используется способ изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, поскольку разрешают найти время каких-либо исторических событий либо возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого способа основывается на современных методах оценки и изучения археологических материалов. Так, к примеру, посредством термолюминесцентного способа возможно установить возраст керамических изделий. Помимо этого, при изучении археологических материалов сейчас все шире используются статистические способы. Их использование требует тщательной подготовки археологического материала и разрешает добиться высокой достоверности информации. Со своей стороны, анализ, интерпретация и оценка данной информации являются основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание.Это еще один серьёзный способ этнологических изучений, что пребывает в том, что ученые сравнивают определенные слова из различных языков, дабы до тех пор показать соотношение родных языков и степень их родства. Так как при различных темпах развития языков кое-какие из них на базе эндогенных процессов за маленькое время создают большое количество новых слов либо перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, наоборот, остаются статичными и не изменяются в течении многих столетий.

Как показывает опыт, особенно занимательные и серьёзные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. В случае если исходить из теоремы, что слова и дела неразрывно связаны между собой в любой культуре, то на базе этого способа возможно проследить развитие культурных отношений и культуры различных народов. Наряду с этим исчезновение определенных слов либо их замена на синонимы из вторых языков являются важными показателями сотрудничества культур. Но способ относительного языкознания требует от ученых хорошего знания соответствующих языков, и в первую очередь законов их словообразования.

Статистические способы.С века и середины в этнологии постоянно возрастает значение статистических источников, среди которых самые важными являются переписи населения. Это в значительной мере обусловлено тем, что благодаря переписям ученые приобретают этническую данные по самому широкому кругу вопросов. Сокровище данной информации содержится не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным есть блок социально-демографических вопросов, благодаря которым ученые приобретают данные о поле, возрасте, социальном положении, образовании, профессии, типе жилища, времени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объективные характеристики индивида, но и черты его сознания, в первую очередь его самоидентификацию с той либо другой этнической либо языковой группой. Это разрешает установить неспециализированную этническую картину и выяснить динамику этнических процессов методом сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые изучения.Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной мере случилось благодаря неплохому изучению судьбы народов, либо, как это принято именовать у этнологов, полевым изучениям. Формирование этого способа было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальном устройстве, обычаях, верах, поскольку возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходимостью потребовала научно обоснованного управления населением зависимых государств.

Способ полевого изучения основывается на вживании исследователя и длительном пребывании в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не меньше одного этнического года, что по собственной длительности обязан на два-три месяца быть больше календарный. Два-три месяца приходятся на время адаптации и первичного знакомства к новым условиям, по окончании чего этнолог замечает жизнь этнической общности либо ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность способа полевого исследования возрастает с увеличением срока нахождения исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии очень отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего пара лет среди папуасов Новой Гвинеи. Стационарный способ полевых изучений имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог делается соучастником повседневной судьбе народа. На данный момент в этнологии данный способ существует в виде срочного либо сезонного выезда для полевых изучений, что совмещается с маршрутным вариантом этого способа, имеющим целью охватить как возможно большее число населения либо громадную этническую территорию в отведенные сроки. Таковой темперамент полевых изучений дает своевременный материал, но страдает значительными недостатками. Так, срочный (сезонный) выезд в большинстве случаев планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение судьбы этноса в межсезонный период.

Способ полевых изучений разрешает этнологам взять сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографиях объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. Посредством современных технических средств’ (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и классических полевых записей фиксируются явления и объекты духовной судьбы населения (украины, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, к примеру предметы культа, народного мастерства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В ходе полевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры обычно изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.

Современные тенденции интеграции научного знания приводят к применению в этнологии научных способов разных смежных дисциплин. Особенно нужными и плодотворными тут оказываются способы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.

Сообщение ЭТНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Выше мы уже говорили, что главным объектом изучения этнологии являются этносы, каковые реализуют собственную жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах, причем эти стороны людской жизнедеятельности изучаются кроме этого соответствующими науками. Исходя из этого этнология конкретно взаимодействует с этими науками, среди которых самый родными к этнологии по предмету собственных исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.

антропология и Этнология.Среди названных нами наук особенной близостью к этнологии отличается антропология, потому, что неспециализированным предметом изучений для них являются вопросы происхождения рас, их распределение по континентам и регионам отечественной планеты, изменение физического вида людей в следствии культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. Наряду с этим любая из наук сохраняет собственную самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследовательских качеств. Так, антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека.

В отличие от нее этнология ориентирована на изучение общественных изменений и изменений этнических общностей. В настоящее время во антропологии и взаимосвязи этнологии существует некая неопределенность, позванная сосуществованием таких научных направлений, как социальная и культурная антропология . Происхождение этих двух направлений было детерминировано разными мнениями на предмет антропологии в английской и американской науке. Не вдаваясь в анализ продолжительной дискуссии о специфике и предмете каждого из этих направлений, напомним, что социальную и культурную антропологию направляться разглядывать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающих одинаковый объект в различных качествах.

Отличительным показателем социальной антропологии есть выговор на изучении групповых взаимоотношений и социальных процессов. Предметом данной науки есть социальная организация судьбы человека и его жизненного мира в классических и современных обществах. В качестве ее конкретных объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиями судьбы: единым местом проживания, политической организацией, языком и общей культурой.

Предметная область культурной антропологии ограничивается взаимоотношениями культуры и человека. Она пытается раскрыть вопросы происхождения (генезиса), строения (морфологии) и многообразия (культуры и развития) динамики в рамках конкретно-исторической социальной организации. Наряду с этим социум рассматривается как культуры существования и среда человека, имеющая как естественную, так и неестественную природу.

Одновременно с этим в современной западной и отечественной научной литературе существует обширно распространенная точка зрения, в соответствии с которой этнология, культурная и социальная антропология сущность различные заглавия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что для того чтобы рода отождествление является очень условным и не всегда правомерным. В действительности термин «этнология» существует и в западной науке и означает приблизительно то же самое, что и в Российской Федерации.

Культурная антропология сначала собственного зарождения выступала как дисциплина, изучающая процессы формирования людской культуры, в отличие от физической антропологии -как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосообщение с этнологией пребывает в том, что она применяет описательные полевые материалы этнологии для проверки и доказательства своих концепций. Со своей стороны этнология применяет эти культурной антропологии для собственных теоретических обобщений.

Отношения этнологии с социальной антропологией носят некакое количество другой темперамент. С момента происхождения социальная антропология была направлена на изучение изюминок социальной организации населений украины. Сам термин «социальная антропология» был введен в научный оборот основоположником английской этнографии Джорджем Фрезером, что противопоставлял это направление изучения человека физической антропологии. Социальная антропология скорее близка к социологии, а не к этнологии, поскольку не включает в предмет собственных исследований этнические общности.

социология и Этнология.Этносы как объект изучения этнологии результат развития не только природных, но и социокультурных процессов. Исходя из этого этнология включает социологический и культурологический нюансы изучения этнических процессов и тем самым пересекается с культурологией и социологией. Наряду с этим нужно подчернуть, что этнология и социология имеют единые корни и общую историю.

Изначально социология складывалась как наука о формах совместной деятельности и жизни людей, и исходя из этого предметом ее изучения были формы людской социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные университеты и т.д. Центральной категорией социологии есть общество, обозначающее формы связей между людьми, в большинстве случаев совместно живущими и действующими на неспециализированной территории. Тем самым социология ориентируется на изучение форм людской социальности, либо социального сотрудничества. Эти элементы социальных взаимоотношений воображают научный интерес и для этнологии, поскольку в ее предметное поле входят вопросы устойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросов этнологией осуществляется иным методом, чем в социологии.

Социология пытается в основном к изучению громадных и сложных общностей, всего общества как совокупности, социально-структурных связей, динамики социокультурных совокупностей на макроуровне. Для этнологии же громаднейший интерес представляют неприятности социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических изюминок психики различных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает явления и социальные процессы в различных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Помимо этого, этнологии и расхождение социологии обнаруживается в методологии. этнолог и Социолог значительно чаще применяют неспециализированные способы изучения (наблюдение, опрос, анализ документов и пр.). Но в применении этих способов у каждой науки имеются собственные особенности. Социолог, в большинстве случаев, трудится с документами и письменными источниками, а этнолог — с устными и невербальными источниками (разговорной речью, изображениями, картинками, жестами, мимикой и пр.). При изучении документальных источников социолог обращается к типовым, стандартизированным документам, а этнолог разбирает единичные документы, имеющие биографическую сокровище.

Так, социология и этнология являются не только независимыми науками, но и теми областями социально-научного знания, каковые всегда сближаются и интегрируются в ходе обоснования и поиска адекватных моделей социального поведения человека. широта и Близость обоюдных научных заинтересованностей к одним и тем же публичным явлениям у социологии и этнологии были так громадны, что в 30-е годы нашего столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление — этносоциология. Основоположником эт-носоциологии стал германский ученый Рихард Турнвальд, по мнению которого эта прикладная наука обязана изучать связь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых государств.

культурология и Этнология.В соотношении этих научных и учебных дисциплин кроме этого направляться исходить из их предметного поля. Под культурологией значительно чаще знают науку, изучающую теорию и историю культуры, историю культурологических учений, философию культуры, психологию и социологию культуры, экологию культуры и включающую не считая указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний об мастерстве и учреждениях культуры (к примеру, театроведение, музееведение, библиотечное дело и т.д.) и другие. Этнология же неразрывно связана с изучением культурной специфики этносов, отли

чающей народы друг от друга. Так как являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса однако появляется в результате приспособления как раз этого народа к конкретным условиям его бытия. Изучение же специфики этнических культур, несомненно, задача этнологии.

Так же обстоит дело и с другими наиболее значимыми проблемами культурологии, среди которых этнологию особенно интересуют вопросы инкультурации (овладения человеком культурой собственного собственного этноса), межкультурных сотрудничеств (так как этнические контакты прежде всего являются этнокультурными), анализа различий классических и модернизированных обществ (модернизация классических народов — наиболее значимая практическая задача этнологии) и др.

Возможно заявить, что этнология и культурология замечательно дополняют друг друга. Это разрешает некоторым исследователям сказать о возможности их объединения в рамках одной науки -этнокультурологии.

этнография и Этнология.Из всех смежных с этнологией наук, пожалуй, самая близкой и родственной для нее есть этнография. Как независимая область знаний, этнография возникла полтора века назад. Изначально ее назначением был систематизация и сбор социокультурных материалов о различных народах. Поэтому предметная область этнографии часто трактуется расширительно.

Термин «этнография» в различных государствах употребляется в различных значениях. Во многих случаях он употребляется для обозначения описательного уровня изучений в отличие от этнологии, разглядываемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в данной науке описательную (фактически этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части. Кроме того, как мы уже отмечали, в германской этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о вторых этносах. В первом случае понятие «Уб1кегкипс1е» предполагает этнографическое описание и изучение немецкоязычных населений (украины, австрийцев, швейцарцев), а понятие «УбИсегкипёе» подразумевает этнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы.

То событие, что этнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами, и в первую очередь отличия неевропейских народов от европейских, породило представление о ней как о науке, изучающей культурно отсталые народы. Вместе с тем особенное внимание, которое уделяет этнография отжившим либо отживающим явлениям культурной и социальной судьбе этносов с целью ретроспективного анализа людской истории, объективно содействует оценке ее как науки о пережитках и, следовательно, не имеющей будущего. Современная историческая практика говорит об ошибочности таковой оценки, потому, что интерес этнологии к классическим базам судьбы народов улучшается с ухудшением неспециализированной этнической обстановке во многих регионах мира. И сейчас, и обозримой перспективе все этносы стремятся сохранить собственные особые черты, каковые отличают один этнос от другого. А необходимость разрешения многочисленных этнических распрей всегда стимулирует потребность в изучении этих изюминок этнографией и в теоретическом обобщении ее данных этнологией.

психология и Этнология.Очень ответственное значение для этнологических изучений имеет связь этнологии с психологией. Психология, как мы знаем, изучает психологические состояния личности, восприятия и стереотипы поведения, психологические отклонения, обычные характеры. На данный момент психология есть одной из самый динамично развивающихся научных дисциплин. В психологии проблемой связи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, знания которой обычно выясняются нужными и для этнологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека, к вопросам механизмов формирования этнического самосознания и стереотипов сознания.

Этнологический подхо*д к психотерапевтическим и социально-психотерапевтическим проблемам состоит, с одной стороны, в определении культурной и социальной обусловленности психологических состояний и внутриличностных процессов (восприятия, мышления, чувств, сознания и т.д.), личных изюминок, желаний, интересов и целей личности, а иначе, в понимании социокультурной природы межличностных взаимоотношений и групповой динамики. В данной области этнологии сложилось пара исследовательских направлений, среди которых направляться выделить теорию социализации и инкультурации, этнологию детства, теорию аккультурации, концепцию этнического характера и др.

Связь психологии и этнологии взяла собственный выражение в формировании их общей межпредметной области знания -этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в себя вопросы этнических изюминок психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации, культурно-психотерапевтических черт этнических групп, рас, семейно-родственных взаимоотношений в разнообразличной культурной среде.

Помимо этого, не без влияния этнологии в психотерапевтической науке недавно появилось новое направление — психология культуры, которое поставило в качестве собственных научных целей выразвития закономерностей и явление становления психологических черт человека в зависимости от его культурных ориентации. Это направление пытается кроме этого раскрыть особенности символического мира и ценностных ориентации личности, механизмы влияния культуры на психологическое состояние и поведение этнических групп.

Так, этнология — это новая и занимательная область научного познания. У нас она, по существу, лишь складывается, и исходя из этого человек с пытливым умом, стремящийся определить что-то новое о самом себе, их отличиях и происхождении народов друг от друга, отыщет в данной науке много увлекательного.

Замысел семинарского занятия

1. Этнология как история и наука ее становления. Развитие этнологии в Германии, Англии, США, России и Франции.

2. его развитие и Предмет этнологии в двадцатом веке.

3. Способы этнологии. Применение в этнологии способов смежных наук.

4. Связь этнологии с другими науками.

Лица университета — Познавательная этнология. Часть I


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: