Свойства общественных благ.

ЧИСТЫЕ ЧАСТНЫЕ И ЧИСТЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ БЛАГА.

В базу классификации экономических благ с позиций возможности их производства рыночной совокупностью положены два критерия:

Исключаемость – степень доступности блага в потреблении.

Избирательность – темперамент распределения полезности блага среди потребителей в ходе его потребления.

В соответствии с этими параметрами различают:

1. Чистое частное благо – благо, дешёвое в потреблении и приносящее полезность лишь его обладателю.

К этому типу относятся большая часть экономических благ, они смогут быть оценены и реализованы поштучно личному потребителю, исходя из этого чистые частные блага смогут производиться рыночной совокупностью в оптимальных количествах.

2. Чистое публичное благо – благо, предоставление которого отдельному лицу нереально без предоставления остальным и потребляемое сообща.

К чистым публичным благам относятся национальная защита, ликвидация экологических и техногенных трагедий, услуги маяков и т.п. Эти блага владеют своеобразными особенностями:

а) полная неизбирательность (неконкурентность) в потреблении свидетельствует, что получение польз от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же польз для других, а предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю;

б) безотносительная неисключаемость в потреблении свидетельствует, что нереально воспрепятствовать кому-либо принимать участие в потреблении блага, оно неделимо и потребляется сообща.

Потому, что по отношению к публичным благам существует неприятность свободного доступа (free-rider problem), т.е. пользы от их потребления приобретают лица, каковые не несли никаких издержек на их производство и не принимали участие в их оплате, постольку рыночная совокупность не имеет возможности дать им финансовую оценку и, следовательно, не создаёт их по большому счету.

3. Смешанные (квазиобщественные) блага – услуги и товары, по отношению к каким возможно применён принцип исключаемости потребления, т.е. возможно установлена цена, к тому же, их потребление сопровождается громадными внешними пользами, а производство имеет незначительные предельные издержки. Особенной группой смешанных благ являются квазиобщественные, социально-значимые либо хорошие блага. Это блага, потребление которых считается желательным, исходя из политических либо социальных целей общества.

К смешанным (квазиобщественным) благам относятся общественная безопасность и пожарная охрана, услуги производственной и социальной инфраструктуры фундаментальная наука и т.п. Производство этих благ характеризуется высокими трансакционными издержками, в особенности большим размером нужных капитальных вложений, большой фондоёмкостью, медленным низкой рентабельностью и оборотом капитала, что делает его невыгодным для частного капитала. Исходя из этого смешанные блага производятся рыночной совокупностью в недостаточном количестве.

Производство социально-услуг и значимых товаров, каковые относятся к чистым публичным и квазиобщественным благам, организует государство.

2. ОСОБЕННОСТИ СПРОСА НА ПУБЛИЧНЫЕ БЛАГА.

ДЕЙСТВЕННЫЙ КОЛИЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВА ПУБЛИЧНЫХ БЛАГ.

Личный спрос на чистое частное благо при данной цене Р1 имеет различную величину для различных потребителей в соответствии с различиями в личной оценке предельной полезности блага. Исходя из этого кривая рыночного спроса на частное чистое благо Dn определяется путём горизонтального суммирования кривых личных спросов.

Изюминкой чистого публичного блага есть его неделимость, этот количество блага Qn должен быть всецело потреблён совместно всеми потребителями. Наряду с этим любой потребитель оценивает предельную полезность данного количества блага по-различному и готов платить за него различную цену. Исходя из этого кривая неспециализированного спроса на чистое публичное благо Dn, отражающая предельные публичные пользы (МSB) определяется путём вертикального суммирования кривых личного спроса, отражающих предельные частные пользы (МРВ)

Действенный количество производства чистого публичного блага Q* достигается в то время, когда предельные публичные пользы от потребления блага равны предельным публичным издержкам его производства (МSB = МSС). Наряду с этим ни один из потребителей не готов оплатить этот количество по цене Р*, следовательно, достижение оптимального количества Q* требует денежной кооперации потребителей.

Таблица 13.2

2 9 Публичные блага


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: