Т. рынок и рыночный механизм. спрос и предложение

1. Рынок — совокупность всех взаимоотношений, и организаций и форм сотрудничества людей приятель с другом, касающихся купли-услуг и продажи товаров.

2. Условия происхождения рынка:

  • публичное разделение труда;
  • экономическая обособленность производителей;
  • самостоятельность производителя.

3. Главные показатели рынка:

  • нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
  • нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько брать;
  • нерегулируемая цена – цены выяснивются на рынке, зависят от предложения и спроса.

4. Главные функции рынка

  • посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
  • ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
  • информационая – предоставление информации об удовлетворении и объёмах производства потребительского спроса на конкретные товары;
  • регулирующая – «перетекание» капиталов из менее удачных в более прибыльные отрасли;
  • санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности методом банкротств нерентабельных процветания и предприятий действенных производств.

5. Хорошие и отрицательные черты рынка как совокупности хозяйствования

Хорошие черты Отрицательные черты
· Содействует эффективному распределению ресурсов, формируя так структуру производства · Стимулирует научно-технический прогресс · Содействует ресурсосбережению в обществе · Формирует материальную заинтересованность создавать то, в чем имеется потребность · Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на правила саморегуляции и сопоставляя экономические интересы · Не гарантирует ответ социально-экономических неприятностей (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) · Распределяет продукты по результатам конкуренции, что ведет к социальному неравенству · Порождает тенденцию к монополизации производства · Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), каковые ложатся на плечи общества · Не имеет возможности урегулировать все вопросы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и людских ресурсов · Содействует циклическому формированию с кризисами и периодическими спадами

6. В современной экономике существует несколько рынок, а целая совокупность рынков.

С позиций действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

По услугам и товарам:

  • потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и одолжений;
  • средств производства;
  • рабочей силы;
  • инвестиций, т.е. долговременных вложений;
  • зарубежных валют;
  • ценных бумаг (фондовые биржи);
  • научно-инноваций и технических разработок;
  • информации.

По пространственному показателю: всемирный, региональный, национальный, местный

По типу конкуренции:

  • чистой (свободной) конкуренции
  • несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической борьбы; олигополии

7. Условия, нужные для развития рыночного хозяйства

  • конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, воздействие законов, защищающих права частной собственности;
  • наличие резервов экономического подьема (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
  • функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение перемещения товарных, финансовых, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – реализовываю) – необыкновенное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц либо стране.

Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (к примеру, железные дороги), или на не воспроизводимые элементы производства (к примеру, редкие нужные ископаемые)
— Объединение нескольких фирм, создаваемых чтобы получить сверхприбыль

Формы монополий и их главные показатели

Формы монополий Показатели
Картель Соглашение о стоимостях, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение фирм с утратой и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение фирм различных отраслей, торговых компаний, банков на базе неспециализированной денежной зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Огромный промышленный комплекс со большой децентрализацией управления

9. Борьба(позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за отличных показателей, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

Возможно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

— несложных товаропроизводителей

— единичных капиталов

— монополий

— национальных капиталов

— интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная борьба) Чистая монополия Монополистическая борьба Олигополия
Существует множество небольших компаний, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той либо второй компании к информации о состоянии рынка, о стоимостях на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых компаний в отрасль, выход и вход из отрасли свободен. Продавец не имеет возможности осуществить контроль над стоимостями, конкурентная компания не имеет возможности установить рыночную цену. Отрасль, складывающаяся из одной компании. Она есть единственным продавцом данной продукции, что неповторим. Монополист диктует цену. Компания осуществляет контроль над ценой, т.к. осуществляет контроль все предложения. Для вступления вторых компаний в отрасль существуют большие преграды. Много небольших компаний предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными стоимостями. выход и Вход с рынка свободен. Любая компания пытается сделать собственный товар неповторимым. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой борьбе. Существование на рынке малого числа больших компаний, каковые осуществляют контроль его главную часть. Продукция возможно как однородной, так и разнородной. Вступление новых компаний в отрасль затруднено. Взаимозависимость компаний в принятии ответа о стоимостях на собственную продукцию.

ЕГЭ по Обществознанию 2019. рыночный механизм и Рынок


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: