Техника 1. развитие осознания

Упражнение 1

Попытайтесь в течение нескольких мин. составлять фразы, высказывающие то, что вы сейчас поймёте-подмечаете. Начинайте каждое предложение словами «на данный момент», «сейчас», «тут и по сей день».

Упражнение 2

Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противоположности.

Придумайте пара пар противоположностей, в которых любой член не существует без настоящего либо подразумеваемого существования другого.

Упражнение 3

Разглядите какую-нибудь повседневную жизненную обстановку, какие-нибудь объекты либо действия, как словно бы они являют собой прямую противоположность тому, за что вы их в большинстве случаев принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, в которой вы владеете желаниями и склонностями, совершенно верно противоположными вашим простым. Разглядите объекты, образы и мысли, как словно бы их функции либо значения противоположны тому, чем вы их в большинстве случаев вычисляете. Сталкивая их так, воздерживайтесь от своих простых оценок, что прекрасно и что не хорошо, что нужно и что неприятно, что осмысленно и что довольно глупо, что вероятно и что нереально. Находитесь между противоположностями – правильнее, над ними – в нулевой точке, заинтересованно к обеим сторонам операции, но не отдавайте предпочтение ни одной.

Польза, которая возможно извлечена из умения видеть вещи напротив и быть беспристрастно заинтересованным в противоположностях, пребывает в развитии свойства обнаружить личные оценки.

Упражнение 4

1. Представьте себе перемещения около вас в обратном перемещении, как в «кино напротив», в то время, когда прыгун легко спрыгивает с трамплина в воду, а позже так же грациозно выпрыгивает из воды на трамплин.

2. Обратите функции. При каких событиях на стуле возможно имеется, а на столе – сидеть? Астролог наблюдает в телескоп на Луну; что, в случае если с Луны кто-то наблюдает на него? Представьте себе потолок полом, переверните стенки. Переверните картины вверх ногами. Представьте себе подводные лодки и рыб, летающих в воздухе. Дайте волю «шизофреническим» возможностям собственного воображения; большая часть из них не более необычны, чем общепринятое предположение, что общество и люди в целом постоянно ведут себя разумно.

Упражнение 5

Представьте себе, что было бы, если бы вы не поднялись с постели этим утром. Что произошло бы в определенной обстановке, если бы в один раз вы сообщили «нет» вместо «да»? Что, если бы вы были на 10 сантиметров выше? Либо весили на 10 килограммов меньше? Если бы вы были дамой, а не мужчиной, либо напротив?

Упражнение 6

1. На некое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, к примеру стул. Глядя на него, увидьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. После этого обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, со своей стороны, «опустошает» фон.

2. Совершенно верно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и увидьте, как другие звуки отходят в фон. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению, наподобие неожиданной боли («колет») либо зуда, и увидьте, как и тут остальные телесные ощущения отступают на второй план.

Упражнение 7

1. Динамика свободного протекания взаимоотношений между фоном и фигурой возможно, по-видимому, нарушена одним из двух дорог:

а) фигура возможно через чур зафиксирована во внимании, так что новый интерес не допускается в нее из фона (именно то, что происходит в насильственно-произвольном внимании), либо

б) фон может содержать точки сильного привлечения, каковые не смогут быть лишены интереса, и наряду с этим они или будут вправду отвлекать, или должны быть подавляемы.

Давайте проанализируем любой из этих случаев раздельно.

2. Внимательно смотрите на какую-нибудь фигуру, стремясь наблюдать лишь на нее и ни на что второе. Вы увидите, что не так долго осталось ждать она станет неясной и ваше внимание начнет рассеиваться. Иначе, если вы дадите собственному взору «играться» с фигурой, все время возвращаясь к ней от разных фрагментов фона, фигура благодаря этим последователъным разделениям объединится, станет яснее и лучше видимой.

3. Выберите неспокойную обстановку, к примеру ожидание кого-либо либо ожидание автобуса на остановке. Разрешите себе вольно видеть и слышать фигуры и фоны в окружающем, как в прошлом опыте, другими словами вольно переходя от одного к второму. Вы увидите, что возбуждение (беспокойство), вовлеченное в длящуюся обстановку тревоги (к примеру, возрастающую тревожность по поводу того, что уже поздно, а тот, кого вы ожидаете, все не приходит), сокращает интерес, что вы имеете возможность обратить на другие вещи. Замечая то, что происходит около вас (но без насильственного сосредоточения на чем бы то ни было), допустите в себя чувство осознания хаотической бессмысленности окружающего. Как неизменно, подмечайте собственные сопротивления, пробелы, фантазии.

Упражнение 8

1. Дайте вниманию переходить от одного объекта к второму, отмечая фигуры и фоны в свои – эмоции и объекте. Любой раз высказывайте чувстве словами наподобие: «мне это нравится» либо «мне это не нравится». Разделяйте объекты на части: «это мне в объекте нравится, а это не нравится». Наконец, в случае если это приходит конечно, дифференцируйте собственные эмоции, к примеру: «это вызывает у меня отвращение» и т.п.

2. На протяжении этого опыта вы имеете возможность встретиться с этими сопротивлениями в себе, как замешательство, смущение, опасение быть через чур неотёсанным, через чур дерзким либо нескромным; либо, возможно, вы найдёте в себе желание скорее быть объектом внимания, чем уделять внимание. В случае если по отношению к людям, с которыми вы входите в соприкосновение, эти сопротивления становятся такими сильными, что заставляют вас покинуть опыт, переключитесь на время на неживые объекты и животных.

В случае если гештальт-терапия проводится в группе:

Упражнение 9

Условно поделите мир вашего сознания на три территории:

1) внешний мир;

2) внутренний мир вашего тела;

3) мир ваших эмоций, мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь попеременно осознанием внешнего мира. Начинайте собственную обращение словами: «на данный момент я пойму, что…» – и заканчивайте ее рассказом о собственных ощущениях от действия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.). Рассказываете 5 – 8 мин.. Сейчас переключайтесь и пристально слушайте то, что ваш партнер говорит о собственном ощущении внешнего мира.

Потом попеременно говорите об ощущениях, которые связаны с вашим телом (средняя территория). Начинайте рассказ словами: «на данный момент я пойму…» – и заканчивайте его описанием собственных ощущений, которые связаны с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т. д.). Говорите о собственных ощущениях 2 – 3 60 секунд, позже переключитесь и пристально выслушайте партнера.

Переключитесь на собственный мир эмоций, мыслей, фантазий. Начинайте рассказ словами: «на данный момент я пойму…» – и заканчивайте повествование о собственных эмоциях, которые связаны с данным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не опасайтесь спонтанных чувств и мыслей, старайтесь сказать о них, выполняя принцип «тут и сейчас». Рассказываете 5 – 8 мин., позже пристально выслушайте партнера.

Обменяйтесь с партнером собственными впечатлениями. Снова попеременно включитесь в процесс осознания. В этом случае «переходите» из территории в зону.

Напоследок попытайтесь понять вашего партнера. Разрешите ему сделать то же самое в отношении вас.

Упражнение 10. Яркое осознавание»

Вcех участников просят разбиться на пары, после этого члены каждой пары должны сесть приятель наоборот приятеля. Затем один из участников пары начинает обрисовывать все, что ему попадается на глаза. Такое описание возможно очень подробным. Рассказ может строиться, к примеру, так: «на данный момент я пойму, что ты сидишь наоборот меня. Я могу видеть твое лицо и твою ухмылку. Я вижу, что у тебя светлые волосы и карие глаза с несколькими чёрными прядями. Ты сидишь на ветхом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета, на нем прекрасный узор…»

Это все, что требуется от участников. Их цель – обрисовать как возможно больше всего за пять мин.. По прошествии этого времени члены пары изменяются ролями и еще раз повторяют данную процедуру.

Затем тренер требует всех участников сесть в неспециализированный круг. Потом проводится обсуждение упражнения, наряду с этим очень выделяются два нюанса: во-первых, процесс исполнения упражнения (как участники его делали и что наряду с этим ощущали), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, делая данное упражнение). Как и во многих вторых случаях, процесс более ответствен, чем содержание, и время от времени тренер может принимать ответ проводить обсуждение лишь процесса. Тренер обязан кроме этого помогать группе в определении способов, при помощи которых знания, купленные в следствии исполнения данного упражнения, смогут быть соотнесены с личной либо опытной судьбой участников. По возможности тренер кроме этого участвует в исполнении упражнения.

Тренер требует всех участников попеременно поведать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они обучились, делая данное упражнение.

Участников просят израсходовать пара мин. на дискуссию собственных замыслов на ближайшее будущее: что они планируют делать на каникулах, в отпуске, на выходных, грядущие «выходы в свет» и т. д. Такая процедура разрешает участникам мало отстраниться от исполнения упражнения и возвратиться к своим «обычным» ролям.

Упражнение 11. «Перемещающееся осознавание»

Все участники разбиваются на пары, члены каждой пары садятся приятель наоборот приятеля. Один из них начинает обрисовывать собственному партнеру то, как перемещается фокус его внимания с течением времени. Он пробует вербализировать все то, что он видит, ощущает, о чем думает, – каждые трансформации в фокусе внимания. Рассказ может строиться, к примеру, следующим образом: «Я пойму, что на данный момент наблюдаю на тебя… а на данный момент я легко смущен тем, что ты, радуясь, наблюдаешь на меня… Смущение начинает исчезать, когда я тебе о нем сообщил. Только что я отыскал в памяти о второй ситуации, случившейся на втором тренинге, в которой я кроме этого испытывал смущение. на данный момент я наблюдаю в окно, находящееся за твоей спиной, вижу людей, прогуливающихся по траве. Я осознаю, что мне сильно хотелось бы быть с ними. на данный момент я возвращаю внимание к тебе, и у меня создается чувство, что ты глубоко загружён в какие-то собственные мысли…» По возможности тренер кроме этого участвует в исполнении упражнения. Все это рассказывается в течение пяти мин., после этого члены пары изменяются ролями.

Затем все участники садятся в неспециализированный круг. Как и в прошлом упражнении, проводится обсуждение, при котором выделяются его выполнения содержание и процесс упражнения . Тут кроме этого процесс более серьёзен, чем содержание, и тренер может принимать ответ проводить обсуждение лишь процесса. Тренер оказывает помощь группе в определении способов, при помощи которых знания, купленные при исполнения данного упражнения, смогут быть соотнесены с личной либо опытной судьбой участников.

Любой участник попеременно сперва показывает, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. После этого участники показывают, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы либо тренер кроме этого высказывает собственный вывод.

По окончании исполнения этого упражнения участников кроме этого просят израсходовать пара мин. на дискуссию собственных замыслов на ближайшее будущее, дабы отстраниться от исполнения упражнения и возвратиться к своим «обычным» ролям.

Упражнение 12. «Описания»

Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся приятель наоборот приятеля. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого возможно применять простые и привычные предметы, такие, как консервные ножи, банки, бутылки, вазы либо украшения. Каждого участника просят обрисовать собственному партнеру полученный предмет, не оценивая его наряду с этим а также не говоря о его назначении. К примеру, банку с консервированными бобами возможно обрисовать следующим образом: «Данный предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом…»

Задача участников – максимально полно и подробно обрисовать полученные предметы. Частенько, делая подобные упражнения, люди начинают мало по-новому видеть привычные вещи. Такие трансформации смогут случиться кроме этого и в том, что касается восприятия вторых людей в повседневной судьбе. Об этом возможно поболтать на протяжении предстоящего дискуссии.

Затем тренер требует всех участников сесть в неспециализированный круг. Потом проводится обсуждение упражнения.

Упражнение 13. «Медитация»

В рамках тренинга развития коммуникативных навыков медитацию возможно применять с самыми различными целями. Правила, лежащие в базе медитации, тесно связаны с гештальт-терапией в том замысле, что медитация содействует как концентрации на своем Я, так и некоему дистанцированию от него. Данное упражнение предполагает групповую медитацию, которая возможно совершена тренером. Для этого тренер обязан прочесть текст инструкции:

? Сядьте комфортно и без движений, закройте глаза.

? Дышите нормально и медлено. Вдыхайте воздушное пространство через шнобель, выдыхайте через рот.

? Сконцентрируйте внимание на дыхании.

? Начните вычислять выдохи и вдохи, от 1 до 10. Один – это полный дыхательный цикл, складывающийся из выдоха и вдоха. Два – это следующий дыхательный цикл.

? В то время, когда вы сосчитаете от 1 до 10, начните опять вычислять от 1 до 10 и т. д.

? Если вы отвлеклись либо сбились со счета, к началу и начните вычислять заново.

По окончании медитации тренер требует участников сесть в неспециализированный круг. Потом проводится обсуждение упражнения, наряду с этим очень выделяются процесс исполнения упражнения (как участники его делали и что наряду с этим ощущали) и его содержание (то, о чем участники говорили, делая упражнение). Тут кроме этого более ответствен процесс, чем содержание, и время от времени тренер может принимать ответ проводить обсуждение лишь процесса. Тренер обязан помогать группе в определении способов, при помощи которых знания, купленные в следствии исполнения данного упражнения, смогут быть соотнесены с личной либо опытной судьбой участников. По возможности тренер участвует в исполнении упражнения.

Тренер раздает участникам маленькие опросники, которые содержат в себе следующие вопросы:

? Понравилось ли вам учавствовать в исполнении данного упражнения?

? Какие конкретно эмоции у вас появились при исполнении данного упражнения?

? Какие конкретно составляющие данного упражнения было бы прекрасно перенести в контекст ваших личных либо опытных взаимоотношений?

Участникам дается пять мин. на вопросы, выражение эмоций, обращения к вторым участникам группы и по большому счету проговаривание всего того, что появилось в ходе исполнения упражнения.

Упражнение 14. «Поток сознания»

Участники разбиваются на пары, члены каждой пары садятся наоборот друг друга. Один из участников пары начинает сказать обо всем, что приходит ему в голову (, пока он, проговаривая все это, не начнет запутываться). Данное упражнение напоминает способ свободных ассоциаций, применяемый в психоанализе: о нем весьма легко сказать, но его весьма сложно делать! Описание «потока сознания» возможно, к примеру, таким: «Я думаю о исполнении данного упражнения. А на данный момент я думаю о посещении Ялты… прогулка по пляжу… отец и мать… пристань… поход по магазинам в субботу… на данный момент я увидел, что ты наблюдаешь на меня… опять Ялта… поезда на станции… железная дорога… отпуск в горах».

Через пять мин. члены пары изменяются ролями. Затем тренер требует всех участников сесть в неспециализированный круг. Потом он проводит обсуждение упражнения, очень выделяя содержание и процесс упражнения. Процесс более ответствен, чем содержание, и возможно проводить обсуждение лишь процесса. Тренер оказывает помощь группе в определении способов, при помощи которых знания, купленные в следствии исполнения данного упражнения, смогут быть соотнесены с личной либо опытной судьбой участников. По возможности тренер кроме этого участвует в исполнении упражнения.

Любой участник попеременно сперва показывает, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. После этого участники показывают, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы либо тренер кроме этого высказывает собственный вывод.

Упражнение 15. «Три фразы»

Сядьте наоборот партнера и, глядя ему в глаза, сообщите три фразы, начиная каждую из них со слов: «Я обязан». Партнер, не комментируя сообщённого вами, со своей стороны говорит три подобные фразы. Сейчас возвратитесь к своим фразам и попеременно повторите их, заменив в каждой слова «Я обязан» на слова «Я предполагаю». Поделитесь собственными ощущениями.

Потом попеременно с партнером скажите три фразы, начиная каждую со слов: «Я не могу», а после этого то же самое, заменив слова «Я не могу» на слова «Я не желаю». Поделитесь собственными переживаниями в связи с трансформацией смысла сообщённых вами фраз.

Подобно попеременно скажите три фразы, начинающиеся со слов «Мне нужно», а позже замените эти слова на «Я желаю».

Наконец, попеременно с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами: «Я опасаюсь, что», а после этого замените начало фразы на слова: «Я желал бы».

Слова «Я обязан», «Я не могу», «Мне нужно», «Я опасаюсь, что» отрицают либо снижают степень вашей ответственности за себя. Изменяя фразы, вы повышаете ответственность за собственные мысли, эмоции и поведение. Попытайтесь понять ощущения, которые связаны с трансформацией смысла сообщённых фраз. Поделитесь своим опытом с группой.

Упражнение 16. «Ваше положение в пространстве »

Ведущий: «Заморозьте ту позу, в которой вы находитесь, т.е. сидите так, как вы сидите, ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как как раз вы сидите, как держите руки. Через 60 секунд отыщите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, либо места, где тело соприкасается с чем-то внешним. К примеру, подбородок и рука. Дайте собственному сознанию войти в руку, после этого в подбородок. Попытайтесь совершить между ними беседу».

Упражнение 17. «Ухудшение ощущения тела»

Ведущий: «Сосредоточьтесь на собственных телесных ощущениях в целом. Дайте вниманию блуждать по разным частям тела, „пройдите“ вниманием все тело. Какие конкретно части у себя вы ощущаете? Отметьте боли и зажимы, которых вы в большинстве случаев не подмечаете. Какие конкретно мышечные напряжения вы ощущаете? Не старайтесь их расслабить, разрешите им продолжиться. Попытайтесь выяснить их правильное расположение. Обратите внимание на чувство кожи. Ощущаете ли вы собственный тело, сообщение головы с туловищем, ваши конечности?»

Анализ: «Всецело ли вы поймёте себя? Какие конкретно „белые пятна“, „вакуумы“ отмечаете в собственном теле?»

Упражнение 18. «Отечественное лицо»

Ведущий: «Примите эргономичное положение. Обратите внимание на то, дабы ваша голова ни на что не опиралась. Закройте глаза и начинайте ощущать собственный лицо изнутри, , что с ним происходит. Неспешно, по окончании того, как вы нашли какое-либо напряжение, усильте его в том месте, где нашли, даже в том случае, если вашему лицу некомфортно. Увидьте, не напрягается ли какая-нибудь часть тела. Отметьте, не приходит ли в голову какая-нибудь идея, образ, воспоминание. Поймите главную чувство собственного тела. Отечественное лицо постоянно „знает, что происходит“.

Упражнение 19. «Жизнь без себя»

Ведущий: «В то время, когда забудешься, в первоначальный момент думается, словно бы застал мир, живущий без тебя. Представьте на данный момент, что жизнь идет без вас, сама по себе. взглянуть на нее со стороны… Сейчас возвратитесь к себе».

Анализ: «Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в данной ситуации судьбы? Как стать живым?»

Упражнение 20. «Ваши способности к искренности»

Это упражнение чтобы лучше определить способности больного к искренности. Проводится в парах в течение 15 мин..

Выберите эргономичное место. Сядьте лицом друг к другу. Посмотрите прямо в лицо друг другу.

Поделитесь между собой вправду ответственным для вас: собственными мыслями, эмоциями.

В то время, когда говорите, старайтесь сказать вольно. Поймите ваши эмоции и выразите их. Поймите, как изменяются ваши эмоции.

Поочередно поделитесь между собой пара раз.

Анализ: «Какие конкретно эмоции вы испытываете к собственному партнеру по окончании опыта?»

Уровни сознания человека — иерархия. Как повысить собственный уровень сознания. Занимательная психология


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: