Техники рационально-эмотивной терапии

Главную цель РЭТ возможно сформулировать как «отказ от требований». Рациональный терапевт побуждает собственных клиентов сводить к минимуму их условия. Грубо говоря, РЭТ пытается к понижению, редуцированию долженствования, пер-фекционизма (рвения к совершенству), грандиозности и нетерпимости у клиентов.

На начальных этапах работы над совокупностью убеждений клиента психолог пытается, в первую очередь, к обнаружению иррациональных

установок. Обнаружению последних оказывает помощь потребление клиентом таких слов, как «нужно», «обязан», «нужно». Психолог довольно часто «провоцирует» клиента к применению в беседе этих слов, высказывая гипотетические догадки, которые содержат эти слова, дабы клиент признал их власть над собой.

Клиент: Я желаю написать хорошую дипломную работу, поэтому я все время нервничаю.

Психолог: Мне думается, что Вы рассказываете: «Я обязана написать хорошую дипломную работу», не так ли?

Для обнаружения иррациональных установок употребляется также узнаваемая техника А. Бека: декатастрофизация, либо техника «а что, в случае если*. Она предназначена для изучения действительных, тех последствий и фактических событий, каковые существуют лишь в воображении клиента, нанося ему психологический ущербу приводя к чувству тревоги, оказывает помощь клиенту подготовиться к последствиям, сопряженным испуганно, и нужна для уменьшения избегания.

По окончании обнаружения иррациональных установок психолог приступает к реконструкции совокупности убеждений клиента. Воздействие осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

1. Действие на когнитивном уровне. РЭТ использует сократовский тип диалога между психологом и клиентом, и когнитивный спор. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, демонстрации логической несостоятельности. В процессе, для того чтобы спора может выявиться вторичная польза, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: в случае если клиента не обожают, это не означает, что его неизменно не будут обожать; в случае если клиент потерпел неудачу, это не означает, Что он ни при каких обстоятельствах не сможет добиться успеха и т.п.

2. Действие на эмоциональном уровне. Психолог использует разные методы драматизации предпочтений и обязанствований, дабы клиенты имели возможность четко различать эти два феномена (отличие «было бы лучше» от «должно»). Терапевт может использовать:

S ролевую игру, дабы клиент заметил собственные фальшивые их влияние и идеи на отношения с другими людьми;

S моделирование, дабы продемонстрировать клиенту, как принимать разиндивидуальные идеи;

S юмор, дабы довести до вздора иррациональные мысли клиента;

S абсолютное принятие, дабы продемонстрировать клиенту, что он принимает его, не обращая внимания на наличие негативных линия, тем самым давая импульс для самопринятия;

S эмоционально насыщенное разубеждение, дабы привести клиента к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия;

S поощрение поведения, связанного с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться собственными социально неодобряемыми эмоциями (злобой, враждебностью).

3. Действие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ используются и для трансформации когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть уменьшена методом выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; специально провалиться при ответе какой-либо задачи (к примеру, специально не хорошо выступить перед публикой); мнить себя в обстановках неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент вычисляет особо страшной.

В РЭТ довольно часто употребляется оперантное обусловливание для отвыкания от негативных привычек (курения, переедания) либо изменения иррационального мышления (осуждения себя за курение либо переедание).

Консультативный процесс

Цели помощи психолога:

S переучивание и обучение для когнитивного переструктурирования, ведущего к трансформации эмоционального фона и после этого — к поведенческим трансформациям;

функции и Роли консультанта:

S энергично-директивная позиция;

S гибкость;

S открытость;

s свойство мотивировать и побуждать клиента;

s терпимость и принятие в отношении себя и других людей;

S высокая самооценка по практически всем параметров позитивного психологического здоровья и готовность являться моделью психического здоровья для собственных клиентов.

Ожидания от клиента:

S готовность играться активную роль в ходе трансформации;

S готовность принимать ответственность за разрешение неприятностей.

Обстоятельства для изучения психологом-консультантом баз РЭТ:

s овладение современным эклектическим направлением психотерапии и консультирования (в Соединенных Штатах знание РЭТ есть необходимым для сдачи психологами лицензионного экзамена);

s возможность овладения высокоэффективным способом дикоррекции и агностики иррациональных убеждений;

S возможность проверки догадки о том, что этот клиент может достигнуть желаемых трансформаций посредством РЭТ, и отказ от данной догадки лишь после достижения психологом убежденности в том, что с данным клиентом эта догадка не работает.

Вопросы для самоконтроля

Техника РЭПТ / меняем мышление.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: