Технократические концепции общества

Технократические концепции общ-ва — концепции, в кот. с позиций буржуазного мировоззрения описывается развитие общ-ва на базе НТП. Исследователи-марксисты хар-ют появившиеся еще в эру Просвещения буржуазные представления о прогрессе, что вероятен якобы только на базе расцвета науки и техники методом упрочения капиталистических общ.взаимоотношений. Технократич. к-ции высказывают Сейчас интересы господствующей буржуазии, и широкого слоя «штурманов и капитанов индустрии», т. е. менеджеров, экспертов и т. д. Эти соц.группы и составили базу нового идеологич. курса.

Наиб. полное освещение технократич. к-ции общ-ва взяли в работах Р. Арона, З. Бжезинского, Д. Белла, Г. Кана, У. Ростоу, Ж. Фурастье. Сперва буржуазные социологи стремились обрисовать соц. последствия индустриализма. Это стало причиной появлению последовательности специфич. концепций — «индустриального общ-ва» (Дж. Гэлбрейт), «деидеологизации» (Р. Арон, Д. Белл, Э. Шилз и др.), составивших базу технократич. идеологии. После этого буржуазные исследователи приступили к обоснованию более развернутой философии истории, направленной против научного коммунизма. Основываясь на таком понимании закономерностей соц. развития, буржуазные авторы выделяют в истории ч-ского общ-ва 3 стадии: «традицион., аграрн.» общ-во (так обозначают они феодализм), «индустр. общ-во» (этим понятием они объединяют кап-зм и соц-зм) и «постиндустр.общество» (практически речь заходит о некоем «обновленном» кап-зме). Последн. стадия рассм-ся как яркое продолжение прошл., его новая фаза. Она не подлежит замене, потому что вбирает в себя наиб. значительные успехи общ. прогресса.

основные понятия и Определение информационного общества.

Теория информационного общества находится в стадии разработки. В ее формировании участвуют многие авторы, в т. ч. российские. Идеи нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт) и постиндустриального общества (Д. Рисмен, Д. Белл) неспешно модифицировались в концепции информационного общества.

Изучения 1980-1990-х гг. и начала XXI в. охватывают фактически все значительные нюансы функционирования информационной экономики и информационного общества. Они базируются на изучении опыта самые развитых в этом отношении государств — США, стран Западной японии и Европы.

В современном обществе информация анализируется как основной объект хозяйственной деятельности, как основное сокровище, а работа по переработке и производству информации — как основное содержание людской труда. Как раз в этом содержится своеобразная черта нового общества, идущего на смену обществу материального производства.

Д. Белл так выяснил сущность постиндустриального (информационного) общества:

«Понятие«постиндустриальное общество»показывает на центральную роль теоретического знания как некой оси, около которой находится новая разработка, социальная структура и экономический рост общества».

Подобный подход демонстрирует и второй американский исследователь Т. Стоуньер:

«Постиндустриальная экономика–это экономика, в которой промышленность по показателям доли и занятости в национальном продукте уступает первое место сфере одолжений, а сфера одолжений имеется в основном обработка информации».

Информационное общество — это общество, базой развития которого делается не материальное производство, а информации и производство знаний на базе передовой информационной разработке, т. е. информативность.

Информативность свидетельствует, что во всех сферах жизнедеятельности человека определяющие действия предпринимаются на базе IT; такие определяющие действия организованы в глобальном масштабе в информационные сети и сосредоточены на обработке информации.

Информатизация экономики либо сферы публичной судьбе — это насыщение видов людской деятельности информационными разработками. Степень информатизации делается на данный момент главным критерием развитости общества, потому, что без применения огромных массивов информации, без соответствующим образом подготовленных информированных экспертов, без огромных информационных ресурсов нереально принятие ответов в любой области и на любом уровне.

Общество возможно назвать информационным, если оно:

1) очень сильно в информационных разработках в инфраструктуре, знаниях и производстве;

2) есть открытым обществом, либо гражданским обществом, политически открытым для глобальных процессов;

3) отличается большими показателями здравоохранения и общего уровня образования;

4) его экономика динамична, т. е.:

а) конкурентоспособна на интернациональном уровне;

б) владеет производительным бизнесом;

в) инновационна.

Центральными понятиями теории информационного общества являются: информационная деятельность, информационное общество, информационная экономика, информационная инфраструктура, информационное производство, информационные разработки.

Т. о., информационное общество — это и экономический, и философский термин, обозначающий самая высокую на данный момент ступень развития общества, определяющей сокровищем которой есть не материальное, а нематериальное благо — информация.

Информационное общество включает различные виды информационной деятельности, широкомасштабное обособление которых разрешает сказать о формировании особенной информационной общности людей и особенной информационной цивилизации. Информационная деятельность включает деятельность в следующих сферах: в сфере управления, финансов, в научных изучениях и умело-конструкторских разработках (НИОКР), в культуре, средствах массовой информации (СМИ) и т. д.

Информационная экономика — особенный тип экономики, органично свойственный постиндустриальному обществу, отличительными изюминками которого есть то, что определяющим производительным ресурсом выступает информация, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда.

Информационный сектор экономики охватывает не все виды информационной деятельности, но яркое производство информационных услуг и товаров. Устоявшегося мнения довольно конкретного состава этого сектора пока не сложилось. Разумеется, что его ядром есть информационная индустрия. Не считая нее к информационному сектору относятся научные и проектно-конструкторские организации, разные информационно-консультационные организации, маркетинговые, рекламные агентства, СМИ.

Информационная индустрия — совокупность сфер и отраслей, занятых производством, обработкой, распространением и хранением информации, и производством и разработкой средств автоматизации. Информационное производство есть стержнем информационной экономики. Это объект изучения отраслевых технических специалистов и экономистов.

Информационное производство — производство компьютерной техники, коммуникации и средств информатизации и программных продуктов.

Главным механизмом, снабжающим сообщение информационной экономики и информационного общества, выступает информационная инфраструктура — совокупность средств по распространению и обработке информации, объединенная в телекоммуникационные сети и служащая базой для оказания фактически всех информационных одолжений. Развитие информационного общества предполагает утверждение в мире глобальной информационной инфраструктуры, связывающей всех и все и снабжающей желающим доступ к мировым информационным ресурсам.

Информационная разработка — процесс производства, обработки, использования и передачи информации, на протяжении которого информация отчуждается от собственного производителя, обработчика, пользователя и передатчика (направляться отметить особенный темперамент отчуждения в информационном обществе: при том, что знания и информация при их передаче второму лицу отчуждаются, они постоянно остаются у собственного носителя).

Информационные разработки — комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых последних достижений науки и техники, при помощи которых осуществляется как информационное производство, так и сотрудничество между разными секторами национальных и мирового хозяйств. Информационные разработки образуют технико-технологическую базу информационного производства и включают вычислительную технику, программно-математическое обеспечение (ПО), машинные языки и т. п. Это объект изучения, в основном, технических экспертов.

ВИКИПЕДИЯ

Информационное пространство — совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход начинается в философии, а также в пара- и псевдонаучных изучениях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир названий и имён, сопряженный к онтологическому»[1].

Информационным пространством может кроме этого принимать во внимание совокупность:

  • банков и баз данных;
  • разработок их использования и сопровождения;
  • информационных телекоммуникационных совокупностей, функционирующих на базе неспециализированных правил и снабжающих информационное сотрудничество граждан и организаций, и удовлетворение их информационных потребностей.

Строго говоря, информационное пространство, будучи одним из первичных понятий, не может быть совершенно верно выяснено. Значительно чаще, данный термин знают, как логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

В большинстве случаев считается, что информационное пространство — то же самое, что семантическое пространство. С практической точки зрения так оно и имеется.

Термин интуитивно понятен и может принимать во внимание общеупотребительным.

Главными компонентами информационного пространства являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства информационного сотрудничества;
  • информационная инфраструктура.

Три типа Культуры: культура и Технократическая цивилизация (§ 5.61)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: