Технология обучения произношению

Тема 11. Формирование фонетических навыков

Под фонетикой как нюансом обучения понимается строй языка, это совокупность всех языковых средств, каковые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, паузы, интонация, ритм, ударение, мелодика) независимо от их смысло-различительных функций.

Цель обучения произношению – овладение слухопроизносительной стороной чтения и говорения (Филатов).

1) Умение слушать и слышать, развитие фонематического слуха.

2) Формирование навыков произношения, т.е. доведенное до автоматизма владение артикуляционной базой ИЯ, методами интонирования.

3) Развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания) как психофизиологической базы внешней речи.

Основной целью обучения фонетике в школе есть формирование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков.

Под речевыми слухопроизносительными навыками понимаются навыки фонемно-верного произношения всех изучаемых звуков в потоке речи, понимания этих звуков в речи вторых.

Под ритмико-интонационными навыками понимаются навыки интонационного и ритмически верного оформления речи и познание речи вторых.

Так, фонетические навыки состоят:

Схема 1

Правила обучения произношению:

1. Коммуникативной направленности (обучение произношению не самоцель); (первичное восприятие – в потоке речи (речевой пример), после этого отработка изолированного звука);

2. Сознательности (объяснение изюминок, сравнение, транскрипция, правила, наглядность);

3. Активности;

4. Наглядности (зрительной и слуховой);

5. Аппроксимации;

6. Учета родного языка;

7. Ситуативно-тематическая обусловленность фонетического материала;

8. Личный подход к формированию произносительной стороны речи получающих образование условиях коллективного обучения.

В условиях общеобразовательной школы нереально добиться полностью верного, близкого к речи носителя, произношения. Исходя из этого ставится задача получать от школьников довольно верного произношения. Работа над таким произношением должна быть основана принципе аппроксимации, т.е. приближения к верному произношению носителя языка. С целью этого: а) ограничивается количество фонетического материала, б) допускается некое понижение качества произношения отдельных звуков. То и второе имеет место в пределах, каковые не нарушают процесс общения. Одновременно с этим в специальных учебных заведениях, и при наличии благоприятных своеобразных условий (присутствие носителей языка, наличие громадного количества аудио и аудиовизуальных средств обучения и др.) принцип аппроксимации возможно сведен к минимуму. И задача преподавателя может расширяться, в частности – приближаться к нормативному произношению носителей языка.

Под содержанием обучения произношению понимается все то, на базе чего происходит обучение обучающихся слухо-произносительным и ритмико-интонационным навыкам. Содержание по обучению фонетике в школе включает следующие компоненты:

Схема 2

Содержание обучения фонетике в школе

Лингвистический компонент ! Психотерапевтический компонент Методологический компонент

Лингвистический компонент содержания в обучении фонетике предполагает:

а) фонетический минимум;

б) согласных и особенности гласных изучаемого языка в сравнении с родным;

в) фонетические правила.

Фонетический минимум включает в себя:

а) звуки (фонемы) и звукосочетания;

б) интонемы (интонационные модели) самый распространенных типов несложных и сложных предложений.

Фонема– «элементарная единица звукового строя языка, разрешающая самостоятельно либо в комбинации с другими фонемами различать единицы устной речи» (Р.К. Миньяр-Белоручев).

Интонема – «пример аутентичной интонации различного типа предложений – вопросительных, побудительных, утвердительных» (Р.К. Миньяр-Белоручев).

Фонетический минимум отбирается в соответствии с двумя правилами.

1. Принцип соответствия потребностям общения.

2. Стилистический принцип.

Сравнивая фонемы родного и изучаемого языков, возможно выделить:

? Фонемы, совпадающие в двух языках;

? Фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадают всецело;

? Фонемы, отсутствующие в одном из языков.

Первая несколько фонем есть самой легкой. При обучении этим фонемам возможно рассчитывать на перенос навыка их произношения из родного языка.

Вторая несколько фонем воображает определенные трудности. Тут возможно не только перенос навыков, но может появиться и интерференция.

Третья несколько фонем – самая тяжёлая для овладения обучающимися.

При работе над согласными звуками (и отдельными гласными) учитель может давать элементарные фонетические правила, к примеру, о положении языка, губ, степени напряженности органов речи и др.

Объяснения учителя должны носить темперамент практических указаний. Они смогут строится дедуктивно и индуктивно.

Психотерапевтический компонент включает в себя:

а) формирование мотива и учёт интересов у обучающихся по овладению данной стороной речи (фонетические конкурсы) и развитие особых свойств (фонематический и интонационный слух), т. е. свойство людской ума разбирать и синтезировать речевые звуки на базе разных фонем языка;

б) фонетические навыки двух видов

в) темперамент сотрудничества фонетических навыков с другими.

Фонетические навыки в собственном развитии проходят следующие этапы:

1. Ориентировочно-подготовительный (ознакомление с новым материалом- слушаем слова со звуками, предложения, отдельные звуки),

2. Стереотипизирующе-ситуативный (тренировка – повторяют звуки),

3. Варьирующе-ситуативный (воспроизведение – слово, предложение).

Любой этап имеет собственную цель и собственный содержание. Состоявшись в собственном развитии эти этапы, фонетические навыки должны купить определенные качества, свойственные речевым навыкам. Это «автоматизированность и сознательность», «гибкость и прочность» (С.Ф. Шатилов).

Методологический компонент обучения фонетике включает в себя:

1. навыки независимой работы над фонетической стороной речи, к примеру, в лаборатории;

2. навыки по работе с фонетическими справочниками;

3. применение разных схем (к примеру, артикуляционного аппарата), вторых вероятных образцов и опор иноязычной речи.

Разработка обучения произношению

В работе над произношением возможно выделить два этапа:

? этап – формирование баз произношения (2-3 кл./ 5-6 кл.);

?? этап – поддержание и совершенствование слухо-произносительных и ритмико-интонационных баз (4-11 кл./ 7-11 кл.).

Работа над фонетикой ведется на базе типовых фраз: Восприятие фразы на слух; Осмысление фразы; Вычленение преподавателем подлежащего фонетической отработке слова; Вычленение преподавателем звука в слове; Пояснение артикуляции ;Многократное воспроизведение звука обучающимися, фразы и Произнесение слова.

Разработка обучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: