Тема 1. политология как наука

Минобразования республики КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л.Г. Матвеенкова, Е.Н.Ивлева

БАЗЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Караганда 2010

Минобразования республики КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л.Г. Матвеенкова, Е.Н.Ивлева

БАЗЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Утверждено Ученым советом университета

в качестве учебного пособия

Караганда 2010

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество представляет собой сложную организацию, в истории которой нет сфер, свободных от политики. Совершенно верно так же сейчас нет и человека, что имел возможность бы заявить, что он находится вне действия политики. А также тот, кто вычисляет себя аполитичным, не имеет возможности не принимать к сведенью решения и действия политических правительства. Исходя из этого, очень актуальным делается афоризм: «В случае если современный человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им», а приобретение знаний о политике преобразовывается для человека, желающего осознать собственный роль и место в обществе, в необходимость и потребность.

Курс политологии, являющийся составной частью цикла социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами высших учебных заведений, имеет собственной целью дать нужные любому грамотному человеку представления о природе политики, ее главных категориях, закономерностях и законах, нормах политического поведения, ценностях и политических реальностях. Эти знания должны содействовать формированию политической культуры, воспитанию политически грамотных людей, талантливых рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор, скоро ориентироваться в быстро изменяющейся социально-политической ситуации, оперативно приспособиться к ней, деятельно и творчески решать поставленные судьбой неприятности.

Авторы данного учебного пособия не ставили собственной целью «объять необъятное», т. е. осветить все проблемы и вопросы политической науки. Это нереально в принципе и, тем более, в рамках маленького пособия. Собственную цель они видели в том, дабы дать представления об этапах развития политической мысли, о господствующих на каждом этапе политических концепциях, об главных политических университетах современного общества и механизме их функционирования, о традициях и демократических ценностях, о вероятных моделях государства и взаимодействия человека, и о проблемах, которые связаны с модернизацией современных обществ.

Большое место в учебном пособии уделено анализу политической совокупности Республики Казахстан, в частности таким вопросам, как изменение политической совокупности от тоталитаризма к народовластию, механизм функционирования власти, партии и публичные организации в политической совокупности РК, особенности формирования политической проблемы и культуры политической модернизации Казахстана.

ТЕМА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

Происхождение ранних представлений о власти, ее роли в жизни общества относятся к глубокой древности. Существует вывод, что базы политологии заложил древнегреческий мыслитель Аристотель, которого время от времени именуют отцом науки о политике. не меньше большой ход в развитии представлений о политике был сделан Н. Макиавелли. Но было бы неправомерно связывать происхождение политической науки с каким-нибудь конкретным именем. Процесс ее развития и становления долгий и сложный, имеющий определенные стадии.

Как независимая наука политология начинает оформляться в конце XIX–начале ХХ века. Особенно широкое распространение политология взяла в Соединенных Штатах и государствах Западной Европы. В начале XX века процесс выделения политологии в независимую отвлечённую дисциплину по большей части завершился. Предстоящему формированию политических изучений содействовало создание во второй половине 40-ых годов XX века под руководством ЮНЕСКО Интернациональной ассоциации политической науки (МАПН), которая функционирует и Сейчас.

В 1955 году была организована советская ассоциация политической науки, вошедшая в МАПН. Но в СССР, в том числе и в Казахстане, впредь до середины 80-х годов политология не имела статуса науки.

Отношение к политологии начало меняться только во время перестройки и демократизации общества. Не обращая внимания на трудности, политическая наука неспешно начинает занимать подобающее ей место в совокупности обществознания и оказывать все более заметное влияние на настоящие политические процессы.

Возрастание роли политологии связано с возникновением новых тенденций современной социальной судьбе. Это и усиление сложности социальных темпа и процессов их трансформаций, и все большее подчинение действий и активности индивидов коллективным целям, и ответ задач модернизации общества. Политика – это необходимость и в один момент потребность современного человека, т.к. она есть и указателем, и ограничителем его многообразных действий во всех сферах судьбы общества. Поэтому приобретение знаний о политике отвечает заинтересованностям каждого человека, желающего осознать собственный роль и место в обществе, лучше удовлетворять собственные социальные потребности, оказывать действие на выбор средств и целей их реализации в масштабах страны. Непонимание же политики и сознательное ее игнорирование имеет негативные последствия, ведет к отчуждению, а в крайнем случае, и к угрозе самим базам существования человека.

Нужно заявить, что в обыденном понимании политика довольно часто отождествляется с чем-то, от чего человек обязан держаться подальше, к примеру, с принуждением, силой, ограничениями, двойственной моралью и т.д. Исходя из этого научный анализ политики направляться затевать с выговора внимания на том, что процессы и политические явления владеют собственной спецификой и проявляются они, по большей части, в макроструктурном контексте социальных явлений. А столь широкое поле наблюдения делает для неподготовленного человека фактическое познание законов, действующих в сфере политики, труднодостижимым. не меньше ответственным есть и познание того, что политика — это не только сфера властных взаимоотношений, но и область сосредоточения разума, генерирующего главные импульсы управления социальными процессами, начиная с масштабов страны и заканчивая поведением человека. Политику возможно разглядывать, так, как тип отношений и управления по поводу управления, в недрах которых начинается поиск шагов и путей в малоизвестное и неизвестное. В базе данного определения лежит этимологическое определение термина «политика», что в переводе с греческого свидетельствует «управление национальными и публичными делами». Но таковой подход есть только первым приближением к политологии сущности и определению политики как науки о ней.

В литературе имеется множество подходов к определению содержания понятия «политика». Кое-какие авторы пробуют охарактеризовать содержание политики в общей форме методом перечисления наиболее значимых составных частей предмета политической науки. К ним относятся: политическая совокупность общества, властные отношения и власть, политические университеты, субъекты политики: личности, заинтересованные группы, элиты и фавориты и др., культура и политическое сознание, внутригосударственные и интернациональные отношения, политический процесс. В соответствии с теологическому подходу фактором и основным источником, растолковывающим политику, есть всевышний. Сущность натуралистического подхода сводится к попыткам растолковать природу политики географической средой (геополитика), биологическими факторами (биополитика), психологией человека. Социальные концепции стремятся выяснить природу политики социальными размерами – влиянием экономики (марксизм), права – (хороший консерватизм), религии и культуры (М.Вебер).

Разумеется одно: в том месте, где классы, нации, конфессиональные общности либо другие социальные группы, реализуя собственные интересы, приводят к в социальных возможностях слоев населения, вовлекается власть, коренятся импульсы политических взаимоотношений. Исходя из этого возможно утверждать, что политическая сфера судьбы общества появляется в основном в связи с реализацией таких заинтересованностей групп, каковые затрагивают публичное положение социальных и национальных общностей и потому требуют вмешательства национальных и иных университетов публичной власти в целях урегулирования соответствующих сохранения и противоречий наряду с этим целостности общества, социального насилия и средств принуждения.

Так, в рамках учебного курса политику возможно разглядывать как деятельность и область отношений многочисленных социальных групп по поводу применения механизмов публичной власти в интересах реализации собственных публично потребностей и значимых запросов.

В научной литературе существуют кроме этого разнообразные точки зрения на вопрос о структуре и содержании политологии. Так, первая точка зрения разглядывает политологию как одну из наук о политике наровне с политической социологией, политической философией и т.д. Вторая точка зрения связана с отождествлением политической социологии и политологии как самые общих наук о политике. Третья точка зрения разглядывает политологию как неспециализированную, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, включающую политическую социологию, философию и другие политические дисциплины. В соответствии с данной точкой зрения в структуру политологии как достаточно разветвленной совокупности знаний о политике входят следующие науки:

— история политической мысли. Она изучает этапы эволюции представлений о политике и ее компонентах, каковые существовали в различные исторические эры;

— политическая философия (философия политики), часть фундаментальной политологии, определяющая представления и принципы исследования о месте политики в совокупности социальных взаимоотношений. Она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

— политическая социология – отрасль политического знания, разглядывающая конкретные процессы и политические явления через призму деятельности многочисленных социальных групп людей и изучающая эту деятельность на базе сбора, обобщения и анализа эмпирических данных. Она помогает рациональной базой реальной политики, употребляется для принятия и прогнозирования политических ответов;

— политическая психология, серьёзная составная часть политологии, занимающаяся политическим поведением. Психотерапевтические понятия обыкновенно употребляются в изучениях электорального поведения, политической социализации, политического лидерства, публичного мнения, политических установок, и сотрудничества и политического конфликта.

Конкретно примыкает к политологии такая наука, как политическая география, изучающая связь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико-климатическими и другими природными факторами. Кроме этого тесно связана с политологией политическая этика – наука, которая изучает влияние моральных правил, нравственных представлений и норм людей на политику.

Одно из центральных мест в совокупности политических наук занимает сравнительная политология (компаративистика), сформировавшаяся как обособленная часть политической науки и являющаяся особой отраслью политических исследований и знаний. В самом неспециализированном смысле сравнительную политологию возможно разглядывать в качестве одного из способов политологии, выражающегося в компаративистском (сравнительном) подходе к разным политическим явлениям. Сравнивая и обобщая широкий фактический материал, компаративистика позволяет распознать тенденции развития и общие закономерности политике, сопоставить разные политические совокупности, политические режимы, политические университеты, власть и другие наиболее значимые категории, начиная от политических процессов и заканчивая политической культурой страны. Она нужна для глубокого анализа неспециализированных линия и изюминок политических процессов, политике, политических совокупностей разных регионов, континентов современного единого и одновременно противоречивого мира. Она изучает политическую сферу общества в взаимодействии и тесной связи с экономической, социальной, духовной сферами общества.

Сравнительная политология позволяет ознакомиться с общечеловеческими сокровищами, каковые свойственны для разных стран. Использование сравнительного способа расширяет кругозор исследователя, содействует плодотворному применению опыта других государств и народов, разрешает обучаться на чужих неточностях и избавляет от необходимости «изобретать велосипед» в госстроительстве.

Сравнительный анализ стал обширно употребляться в социальных и гуманитарных науках уже в конце XIX в. под влиянием исторических школ США. Как составная часть науки о политике, сравнительная политология оформилась во второй половине XX века. Одним из ее зачинателей считается американский исследователь Э. Фримен, что в собственной книге «Сравнительная политика» (1873 г.) сформулировал узнаваемый тезис: «История – это политика в прошлом, политика – это история в настоящем». Применяя способы сравнительной филологии и политики для изучения истории конституционных учреждений, Э. Фримен пробовал распознать сходные черты у государств и разных народов, разных исторических эр и растолковать это происхождением от какого-нибудь одного корня.

Традиционно при сравнительном способе употребляются эти двух либо более обществ, политических совокупностей, режимов, континентов, логический и статистический материал для более убедительных доказательств оценки политических категорий и явлений. Тем самым, мы получаем знания через сравнения. В свое время Р. Декарт, обращаясь к людской интеллекту для развития знания до отметки настоящей науки, восклицал: «Мыслю, значит существую». Перефразируя это изречение, современный политолог П. Шаран утверждает: «Нереально мыслить, не сравнивая. Исходя из этого без сравнения неосуществимы ни научные мысли, ни научные изучения». Так, возможно утверждать, что сравнительная политология (компаративистика) сейчас есть не только способом, но и наиболее значимым направлением политической науки.

Специфика любой науки проявляется через определение ее предмета и объекта. Объектом политологии есть политическая судьба общества во всей собственной целостности и во всем многообразии собственных проявлений. Предметом политологии есть раскрытие объективных закономерностей развития политике, сущности политики как целостного публичного явления. Предмет политологии связан с обнаружением на макро — и микроуровне политики нужных структурных элементов, внутренних и отношений и внешних связей, определением закономерностей и тенденций, действующих в разных публично-политических совокупностях, выработкой объективных параметров социального измерения политики.

Серьёзным структурным звеном политики являются политические отношения. Их определяют как сотрудничество социальных групп, личностей, социальных университетов по поводу управления и устройства обществом. Политические отношения несут в себе все нужные атрибутивные качества политики. Суть их содержится в установлении связи заинтересованностей отдельных групп и всей социальной целостности. Своеобразным инструментом проявления политических взаимоотношений есть власть, ее инструменты, появившиеся в следствии действий людей и объединения воли на базе определенных целей и принципов. Появляясь при активном участии сознания, политические отношения выходят за рамки субъективного мира человека и приобретают в этом смысле статус объективной действительности, т.е. выступают для субъекта как сложившаяся данность. Деятельный темперамент политических взаимоотношений разрешает оказывать влияние на остальные и экономическую жизнь общества ее сферы, такие как культура, наука, образование и т.д.

Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. Наряду с этим одни участники политических взаимоотношений являются носителями политического действия и именуются субъектами политики, другие – выступают в качестве ее объектов, т.е. таких сторон политической действительности, на трансформацию, преобразование либо помощь которых политическое воздействие направлено.

Субъекты политики являются независимыми участниками политического процесса, что свидетельствует наличие у них потребностей и своих интересов. Потребность свидетельствует отношение субъекта к условиям собственного существования, интерес – отношение между субъектами по поводу условий существования. Политический же интерес воображает такое отношение между субъектами, в то время, когда для удовлетворения потребностей они должны влиять на страну.

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Распространено, например, их деление на два главных уровня:

а) социальный, включающий индивидов, классы, разные социальные слои, а также – опытные, этнические и т.д.;

б) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, группы заинтересованностей.

В рамках любой классификации личность рассматривается как главный яркий субъект политической практики, потому, что личность не имеет возможности не быть выразителем и носителем свойственных данному обществу противоречий между интересами и потребностями разных социальных групп и этим объективно установлен политический темперамент ее экзистенции.

Особенную сложность политических взаимоотношений образовывает тот факт, что в политике нет постоянного закрепления атрибутов субъекта либо объекта за определенным неизменным носителем – все участники политических взаимоотношений смогут выступать и как объекты. и как субъекты в различных обстановках.

Применяемая наукой методика оказывает помощь глубже изучить предмет ее изучения. Политология как наука применяет фактически каждые способы, используемые социальными науками: правовые (способы правового формализма), общелогические (синтез и анализ, абстрагирование, дедукция и индукция, моделирование и аналогия, мыслительный опыт, способ восхождения от абстрактного к конкретному), способы эмпирического анализа (получение первичной информации об изучаемом объекте).

Но имеется способы, использование которых в совокупности превращает политологию в независимую науку. Это неспециализированные способы изучения политического объекта. К примеру, системный способ, разрешающий изучать политику как комплексный процесс, как целостный, саморегулирующийся механизм, находящийся в постоянном сотрудничестве с окружающей средой; социологический способ, предполагающий выяснение зависимости политики от состояния общества; нормативный либо нормативно-ценностный подход, требующий изучения политики с позиций политических идеалов и ценностей; бихевиористский способ, изучающий политику через изучение многообразных форм групп и политического поведения индивидов; психотерапевтический подход (в частности, психоанализ, базы которого были созданы З.Фрейдом) ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, бессознательных психотерапевтических процессов, воздействующих на политическую мотивацию и т.д.; сравнительный (компаративный) способ, предполагающий сравнение однотипных политических явлений; институциональный способ, берущий за базу изучение университетов, благодаря которым осуществляется политическая деятельность; антропологический, разглядывающий обусловленность политики природой человека как родового существа, изначально владеющего свободой, неотъемлемыми естественными правами, приоритетными по отношению к правилам национального устройства; исторический подход требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии; критико-диалектический подход, предполагающий обнаружение противоречий как источника самодвижения политики, социально-политических трансформаций.

Политология делает в жизни общества разные функции: гносеологическую (познавательную), предполагающую адекватное отражение политической действительности, раскрытие свойственных ей закономерностей и объективных связей, прогнозирование и объяснение политических явлений, построение политических теорий различных уровней обобщения; аксиологическую (оценочную), предполагающую анализ и оценку политического строя, идеологии, деятельности университетов власти, поведения участников событий и политического процесса; функцию политической социализации, т.е. формирования гражданственности, демократической политической культуры; функцию рационализации политике, т.е. теоретического обоснования политического строительства, политических реформ, модернизаций, и функцию мотивационно-регулятивную либо воспитательную, предполагающую оказание яркого влияния на политическое поведение граждан.

В научной литературе возможно встретить подход, в соответствии с которому к числу наиболее значимых функций политологии относятся такие функции, как теоретическая, т.е. разработка концепций, растолковывающих темперамент политического развития общества на отдельных его этапах; методологическая, давшая исследователям действенные методы познания политической действительности; практическая, отражающая прикладной темперамент политологии, ее возможности дать ответы на настоящие вопросы политике и, наконец, функция прогностическая, предлагающая определение ближайших и отдаленных возможностей развития общества, моделирование политических процессов.

Какие конкретно бы совокупности классификации функций политологии в литературе ни использовались, разумеется, что эта наука играется только ключевую роль как в теоретическом осмыслении общества, так и в обеспечении его практического функционирования.

Тема 13. политическая наука и Экономическая теория. Часть 1.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: