Тема 1. предмет и методология истории экономических учений.

1. метод и Предмет истории экономических учений. Понятия массового экономического сознания, экономической мысли, экономического учения.

2. Вопросы периодизации истории экономических идей.

3. направления и Понятия школы в истории экономической науки.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

1. Проанализируйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения

истории экономических учений.

2. В чем выражались изюминке изучения истории экономических учений в Российской Федерации во время СССР?

3. Охарактеризуйте логику структуризации разделов, этапов, школ курса и теоретических направлений «История экономических учений».

Тема 2.Становление экономической теории.

1. Экономическая идея Древнего Востока:

а) особенности экономразвития древневосточных стран;

б) экономическая идея Вавилона, Древнего Египта. Кодекс Хаммурапи;

в) экономическая идея Старой Индии.Трактат Артхашастра.законы Ману;

г) экономическая идея Старого Китая. Конфуцианцы и легисты.Трактаты «Гуань – Цзы».

2. Экономическая идея древнего мира:

а) экономические воззрения мыслителей Старой Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель;

б) экономические идеи Древнего Рима: Катон, Варрон, Колумелла.

3. идеи и Экономические проблемы феодальной эры:

а) хозяйственные предписания Корана;

б) экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский.

4. Экономические и развития идей и политические условия формирования
меркантилизма, его этапы и сущность:

а) период начального накопления капитала;

б) монетарная совокупность раннего меркантилизма;

в) поздний меркантилизм: теория торгового баланса; механизм золото —
финансовых потоков. Количественная теория денег;

г) особенности русского меркантилизма.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

1. Что считалось достатком в произведениях древневосточных ученых и мыслителей?

2. Какие конкретно формы косвенного регулирования экономики предлагались древнекитайскими мыслителями?

3. Из-за чего предметом изучения в экономической мысли древневосточных цивилизаций была национальная экономика в целом (макроэкономика)?

4. Раскройте содержание термина: «Азиатский метод производства».

5. Что осознавали под достатком ученые древнего мира и в чем в этом случае проявлялся морально-этический подход?

6. Какие конкретно функции денег выделяли мыслители Старой Греции?

7. Раскройте идею систематизации экономических взаимоотношений Аристотеля и назовите критерий его систематизации?

8. В чем выражается нормативный темперамент экономической мысли средневековья?

9. В чем суть «честной цены» у Фомы Аквинского?

10. В чем, по Ибн-Хальдуну, проявляются естественные законы развития общества?

11. Кто и для каких целей, в соответствии с экономической теории Ибн-Хальдуна создал деньги?

12. В чем выражаются различия раннего и позднего меркантилизма?

13. В чем выражаются изюминке русского меркантилизма?

14. Что предлагали русские меркантилисты в экономической политике страны?

Тема 3.Хорошая школа политической экономии.

1.Социально — экономические условия происхождения хорошей школы. У.Петти — основатель трудовой теории цены.

2.Экономическая теория физиократов:

а) специфика предмета изучения физиократов,

б) идеи естественного порядка;

в) Экономическая таблица Ф.Кэне.

г) теория единого налога;

д) экономические взоры Ж.А.Тюрго.

3. А Смит – «папа политической экономии. учение и Теория стоимости о доходах.
«Догма» Смита.

4. Экономическая теория Д.Рикардо — верховная ступень развития хорошей школы политэкономии.

а) предмет изучения у Д.Рикардо;

б) теория ренты, заработной прибыли и платы; \

в) трудовая теория цены — база теории Д.Рикардо;

г) теория внешней торговли.

5. Взоры Т.Р.Мальтуса: ,

а) Опыт о законе народонаселения»,

б) взоры на цена и теория третьих лиц.

6. Экономические взоры Ж.Б.Сэя:

а) теория трех факторов производства;

б) закон рынков и тождество Сэя;

в) теория кризисов.

7.Экономические труды Дж.Стюарта Милля.

8.Мелкобуржуазная критика капитализма: утопические взоры С. Де Сисмонди и Ж.Г.Прудона.

Тема 4.Маржиналистская революция. Генезис неоклассики.

1. Понятие маржиналистской революции:

а) ее обстоятельства, этапы, неспециализированное содержание;

б) первые варианты теории полезности ( Э.Кондильяк, Ф.Галиани);

в) обоснование предельного анализа в работах ОЛСурно, Ж.Дюпюи,
И..Тюнена, ГТоссена).

2. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем -Баверк):

а) обоснование предмета и Субъективистский подход и способа
политэкономии;

б) теория предельной полезности;

в) прибыли и источника психологическое истолкование процента.

3. Британская ветвь теории предельной полезности: У.Джевонс, Ф.Эджуорт.

4. Кембриджская школа (А.Маршалл).

а)теория доходов и цен А.Маршалла — база неоклассической
макроэкономики;

б)инструментарий коэффициентов эластичности;

в)Правила экономической теории А.Маршалла как основной труд
второго этапа маржиналистской революции;

г) А.С.Пигу — Теория благосостояния.

5. Американская школа (Дж.Б.Кларк):

а) теория предельной производительности факторов производства;

б)динамики и методологическая концепция статики.

6. Лозаннская школа:

а) модель неспециализированного экономического равновесия Л. Вальраса;

б) теория оптимума В.Парето.

Тема 1.1 Экономическая теория: метод и предмет


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: