Тема 1. предмет и роль философии в жизни общества и человека

1. Философия, мировоззрение, культура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Специфика философского знания и проблемное поле философии.

3. Главные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии.

4. типология философии и Культурные традиции. национальное самосознание и Философия.

5. функции философии и Социокультурный статус Сейчас. Философия как личностный выбор: основание обращения к философии. Философия как профессия и как призвание.

6. Социально-исторические и культурные предпосылки происхождения философии.

Главные понятия по теме:

Мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, философия, философское мировоззрение, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, теория, идеализм, материализм,

Темы для дискуссий и докладов

1. Философия как теоретическая форма самосознания общества.

2. Философия как возможность выбора и образ жизни человеком собственной судьбы.

3. Назначение философии, ее функции и смысл.

4. Философия как «мыслящий дух эры».

5. Философия как «квинтэссенция духовной судьбы общества».

6. прогностическая функция и Вызовы современности философии.

Творческие задания

1. «Одним из источников философии выступает обыденное сознание. Но оно, по сути, противоположно философии. Обыденное сознание складывается в повседневной судьбе людей, в течение продолжительного времени и получает силу безотносительного знания, житейских догм. Философия выступает в качестве ниспровержения догм обыденного сознания. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но все же есть источником ее происхождения…».

Продолжите рассуждение о взаимоотношениях философии и обыдённого сознания, стремясь доказать существования и невозможность возникновения последней без обращения к житейскому опыту, утверждая обыденное сознание как источник философии. Применяйте в доказательстве такие понятия как истина, здравый суть, житейский опыт, размышление, разум, синтез и анализ, обобщение, абстракция и т.д. Выслушайте аргументацию оппонентов, ответьте на их возражения и вопросы. Попытайтесь, не ссылаясь на авторитетные источники, убедить их в собственной правоте.

2. Распределите в соответствии с представленными в таблице главными типами мировоззрения эти черты и характиристики и заполните таблицу:

— существования и основа возникновения – вера;

— мировоззрение, которое сформировалось у людей в доархаичную эру;

— мировоззрение, организованное во время перехода общества к цивилизации, разделения общества на классы;

— способ и основа самовыражения – разум;

— сущность пребывает в «оживотворении», одухотворении окружающего людей мира;

— мир разъясняется с антропоморфной точки зрения;

— задачей есть обнаружение общих развития мира и законов существования;

— мировоззрение, которое разглядывает мир с позиций его универсальных, предельных оснований;

база для существования и возникновения – чувства человека, ужас перед неизведанной природой;

— мир представляется творением высшей духовной силы;

— это мировоззрение выражается в форме знаков;

— существует в форме образов;

— отражает мир в форме понятий, категорий;

— сущность пребывает в удвоении мира, его разделении на мир настоящий и сверхреальный.

Тип мировоззрения
мифологическое мировоззрение
характеристики и Основные черты
религиозное мировоззрение
философское мировоззрение

3. Проанализируйте фрагмент из литературного произведения и ответьте на вопросы:

«В ХХ веке для каждого здравомыслящего человека нет сомнений в том, что на свете, во Вселенной, в разнообразии судьбы существует высшее разумное начало. В противном случае было нужно бы допустить, что такая сложная и правильная организация, как цветок (растение), птица, человек, человеческий мозг, наконец, показались в следствии случайно-радостного, слепого и беспрограммного соединения химических элементов, молекул, атомов. Но не могли же сослепу самосконструироваться такие узкие и сложнейшие устройства, как почки, сердце, щитовидная железа, барабанная перепонка, глаз, не говоря уже о хромосомах. Все это действует по разумным законам математики, химии, физики.

Вопрос состоит не в том, существует ли верховный разум, а в том, знает ли он про меня и имеется ли ему до меня хоть какое-нибудь дело?» (В. Солоухин. «Камешки на ладони»)

К какому мировоззрению относятся взоры автора этих рассуждений? Как Вы решаете изложенную мировоззренческую проблему?

4. Как направляться осознавать высказывания известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите собственную точку зрения:

«Сомнение – неприятель религии, но «мать философии» (Ф.Х. Кессиди);

«Философия – это сжатое изложение науки собственного времени» (О. Конт);

«Основной вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить» (А. Камю);

«Философией именуется не сама мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то не смотря на то, что и не будешь умным, пока живешь, потому что мудрость у Всевышнего, и человеку дешева быть не имеет возможности. Но в случае если достаточно утвердить себя в любви к ней и очистить себя, то дух твой по окончании данной жизни, т.е. в то время, когда прекратишь быть человеком, без сомнений, будет обладать ею» (А. Августин);

«Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн);

«Философия имеется универсальная феноменологическая онтология, которая, исходя из герменевтики «тут – бытия» (Dasein), как аналитика экзистенции укрепила финиш путеводной нити всего философского вопрошания в том месте, откуда оно появляется и куда после этого приходит» (М. Хайдеггер);

«Философия не является системой знаний, которую возможно было бы передать вторым и тем самым научить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний посредством общих понятий, но на базе личного опыта» (Мамардашвили М.).

5. На базе изученного материала восстановите в схеме пропущенные заглавия главных функций философии:

Функции философии

6. Выстройте периодизацию философии с древних времен сейчас:

Тематика рефератов

1. Мировоззрение как общества и существования необходимое условие человека.

2. Роль мифологии в становлении философской проблематики.

3. Философия как «эра, схваченная в мысли».

4. Философия как проявление самосознания эры, культуры и этноса.

5. Философия как форма национального самосознания.

6. Философия в совокупности культуры.

7. Сущность и религии и социокультурные функции мифологии.

8. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.

9. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.

1.4 Функции философии — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: