Тема 1. введение в экономическую теорию

1.методы и Предмет экономической теории.

2. Экономические блага и их классификация.

1. методы и Предмет экономической теории.

Предмет экономической теории.

Предмет экономической теории по-различному трактуется различными научными школами:

1) Часть исследователей в соответствии с традициями марксизма определяет предметкак производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в ходе совместного создания ими экономических благ, условий их совместного существования. В таком понимании экономическая теория (политическая экономия) – это публичная наука, которая изучает объективно складывающиеся отношения людей в производстве, обмене, потреблении и распределении материальных благ, проявляющиеся в их экономических заинтересованностях.

2) Другие исследователи полагают, чтоэкономическая теория (экономикс) изучаетзакономерности применения ограниченных ресурсов для удовлетворения соперничающих личных и производственных потребностей.

Такая трактовка предмета экономической науки связана с пониманием человека как существа экономического (homo economicus) – рационально мыслящего эгоиста, стремящегося максимизировать пользу либо пользу от имеющихся в его распоряжении ресурсов методом выбора лучшего из других вариантов их применения. В реальности полная рациональность недостижима, она существует лишь в совершенных, в мыслях воображаемых обстановках. Настоящие социальные условия деятельности людей, включающие недоступность части информации, нужной для принятия ответов, влияние социально-психотерапевтических факторов, обусловили трактовку ограниченной рациональности экономического поведения.

Ограниченность ресурсов имеет относительный темперамент – она содержится в принципиальной неосуществимости одновременного и полного удовлетворения всех публичных потребностей. Появляется необходимость заботы о наилучшем, оптимальном распределении ресурсов между разными потребностями. Ближайшим следствием этого есть борьба за применение ресурсов. Это борьба между другими целями их применения, не смотря на то, что любая из них возможно персонифицирована, представлена заинтересованностями отдельных социальных групп и людей.

Так, перед его членами и обществом стоит задача способов распределения и альтернативного выбора направлений ограниченных ресурсов между разными соперничающими потребностями. Соответственно данной трактовке предмета экономическая наука отвечает на вопросы:

  • Что создавать? – услуги и какие товары и в каком количестве.
  • Как будут создаваться нужные продукты? – посредством каких технологических способов и ограниченных ресурсов создавать необходимые людям блага.
  • Для кого предназначаются произведенные продукты?

Сейчас к ним додают и еще один вопрос:

  • В то время, когда будут потреблены те либо иные блага либо ресурсы? – в текущее время либо они будут сбережены для будущего применения.

Методы ответа этих задач и составляют предмет теории «Экономикс», которая включает макроэкономику и микроэкономику.

Микроэкономика изучает, как принимаются решения отдельными производителями (компаниями) и потребителями, определяющие объемы производства и цены на различных типах рынков.

Макроэкономика изучает экономику как единое целое, разглядывает закономерности связи количеств национального производства, занятости, инфляции и других экономических агрегатов.

Теория «Экономикс» может рассматриваться в хорошем и нормативном качествах.

Хорошая теория изучает, что имеется в экономической судьбе общества, что существует практически, объективно.

Нормативная теорияотвечает на вопрос что должно быть в экономической судьбе общества, как нужно выстраивать экономические отношения с целью достижения желаемых результатов. На базе нормативного анализа строится государственнаяэкономическая политика, дополняющая и корректирующая последствия стихийно рыночного механизма. В собственном развитии экономическая политика проходила этапы чистого либерализма, невмешательства страны в хозяйственную судьбу в расчете на невидимую руку рынка, косвенного предложения и государственного регулирования спроса, и дирижизма – более активного вмешательства страны в экономику, практику индикативного планирования для восстановления экономики последовательности государств-членов Евросоюза по окончании Второй мировой.

Способы экономической теории.

Способ (греч. methodos – путь изучения либо познания) – совокупность способов теоретического и практического освоения действительности, правила и приемы изучения ее закономерностей и явлений. Владение способами научного изучения имеет познавательное и практическое значение, поскольку разрешает поделить значительное и второстепенное в изучаемом объекте, выяснить путь от известного к малоизвестному, от исходных посылок к универсальному знанию.

Способ любой науки, среди них и экономической, является единством объективного и субъективного: с одной стороны, он определяется независящими от исследователя закономерностями и свойствами развития изучаемого объекта, с другой – накопленным опытом, ценностными установками и взглядами самого исследователя. С развитием науки изменяются и совершенствуются ее способы. Совокупность принципов и построения и способов организации научных знаний стала называться методологиинаучного исследования (под методикой кроме этого понимается учение о способах изучения).

Способы научного изучения делятся на неспециализированные способы, другими словами применимые к всем наукам, испецифические способы, применяемые в отдельной отрасли научного познания, например, в экономике.

К неспециализированным способам относятся:

  • Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономического явления либо процесса на части, показатели, свойства, отношения.
  • Синтез – соединение разных сторон и элементов предмета, явления либо процесса в единое целое.
  • Индукция – переход от изучения единичных факторов к выводам и общим положениям. Данный способ разрешает сделать вероятностные выводы.
  • Дедукция – переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Эти выводы рассматриваются как точные. К дедуктивному способу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых догадок с фактами.
  • Научная абстракция – это способ изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, дабы распознать значительное и неизменно повторяющееся. С способом научной абстракции связано применение принципа «при других равных условиях», в то время, когда несущественные факторы принимаются в изучении как неизменные, что упрощает решение проблемы.
  • Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся.

К своеобразным экономическим способам экономики возможно отнести:

  • Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности
  • Экономический опыт – неестественное воспроизведение экономического явления либо процесса с целью его изучения в самые благоприятных условиях и предстоящего использования на практике.
  • Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономического явления либо получения и процесса на базе ее анализа точных информации о самом явлении. Такие модели исследуются способами функционального анализа, обнаружения характера зависимости одних переменных от вторых, к примеру, количества приобретений от доходов и цены клиентов. Экономическая модель помогает для объяснения, как трудится экономика либо ее отдельный сектор, для выработки экономических экономических прогнозов и принципов.

Рисунок 1 — Главные этапы развития экономической теории.

Обобщенная черта главных направлений развития экономической теории

Теоретические школы Основный период развития Главные идеи
Меркантилизм XVI-XVII вв. — Основное сокровище общества- деньги(серебро и золото). — Источник достатка – сфера обращения (денежный оборот и торговля). — Государство должно деятельно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
Хорошая политэкономия Школа физиократов XVIII в. — Источник достатка общества — производство, а не обращение. — Причем производство, в первую очередь – сельскохозяйственное. — Промышленность же – это «бесплодная сфера», которая только перерабатывает земледелия и продукты природы
Рыночная школа XVII- XIX вв. Источник достатка общества – производство, а самые благоприятные условия для его действенного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика, без вмешательства в нее страны.
Марксистская (пролетарская) политическая экономия с середины XIX в. Капиталистическое производство несостоятельно; трудящиеся должны забрать власть, дабы стереть с лица земли капитализм(с его личной собственностью, эксплуатацией, кризисами) и выстроить социализм с государственным руководством и общей собственностью, экономикой во благо всего общества.
Линия экономикс Неспециализированный план с конца XIX в. Курс на деидеологизацию экономической науки: уход от конфронтационных классово-рекомендаций и политических оценок, изучение «чистой экономики»
Неоклассическое направление с конца XIX в. Частнопредпринимательская рыночная совокупность способна к авторегулированию; государство же должно только создавать благоприятные условия для ее функционирования
Кейнсианское направление с 30-х годов XX в. Рынок не может обеспечить социально-экономическую стабильность общества, исходя из этого государство должно деятельно регулировать социальную сферу и экономику

2. Экономические блага и их классификация.

Потребности, ресурсы.

Экономическая наука изучает способы и экономические потребности их удовлетворения.

Лекция 1: Введение в экономику


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: