Тема 1. введение в социально — экономическую статистику

1.1. Предмет, задачи и методы социально-экономической статистики.

1.2. Классификационные единицы совокупности национальных квитанций.

1.3. Отраслевая классификация видов экономической деятельности.

1.4. Правила формирования секторной структуры рыночной экономики.

1.5. разновидности и Резидентский статус институциональных единиц.

1.1. Предмет, задачи и методы социально-экономической статистики

Социально-экономическая статистика наровне с неспециализированной теорией статистики есть составной частью статистической науки.

^ Социально-экономическая статистика – публичная наука, изучающая массовые социально — явления и экономические процессы на макроуровне, выявляющая свойственные им статистические закономерности и дающая действия и количественную характеристику проявления экономических законов в конкретных условиях места и времени.

^ Объект изучения – массовые социально – процессы и экономические явления.

Предмет – количественная сторона массовыхсоциально — экономические явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, в т.ч. особенности секторно – отраслевой структуры экономики, методика составления квитанций внутренней остального и «экономики мира», методика анализа и построения экономических показателей, показателей уровня судьбы и т.д.

Социально – экономическая статистика как наука складывается из:

1. Социальной статистики и её отраслей (статистика населения, статистика уровня судьбы населения, статистика доходов, затрат населения, и потребления им материальных благ и одолжений, статистика жилищных условий и рынка жилья населения, статистика здравоохранения, образования, искусства и культуры, науки и т.д.).

2. Экономической статистики и её отраслей (статистика индустрии, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, денежно – банковская статистика, страховая статистика и т.д.).

В базу методики социально-экономической статистики положены неспециализированные и особые статистические способы изучения массовых экономических процессов и явлений.

К числу неспециализированных методовстатистики относятся: способ обобщающих показателей, а также способ средних размеров; выборочный способ; индексный способ; корреляционно-регрессионный анализ; балансовый способ; способ графического представления информации; способ интернациональных сопоставлений; способ экспертных оценок; совокупность способов экстраполяции (прогнозирований несложных до сложных статистико-динамических моделей) и др.

К числу особых способов СЭС относятся:

  • секторно — отраслевая классификация рыночной экономики;
  • способы экономических балансов;
  • способы разработки, анализа и сбалансирования интеграционных экономических показателей.

Главные задачи социально – экономической статистики:

  • изучение социально – явлений и экономических процессов на базе научно-обоснованной совокупности показателей;
  • прогнозирование и обобщение тенденций народного хозяйства;
  • обнаружение имеющихся резервов эффективности публичного производства;
  • предоставление органам национального управления своевременной информации, нужной для принятия ответов по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработкой разных национальных программ и мер по их реализации;
  • обеспечение информацией о экономическом развитии и социальной сферы начальников фирм, организаций, менеджеров, предпринимателей, нужной для лучшего понимания экономического климата, в котором функционируют эти предприятия;
  • информирование об тенденциях и основных итогах социально – развития экономики широкой общественности, научно – исследовательских учреждений, публично-отдельных лиц и политических организаций.

1.2. Классификационные единицы совокупности национальных квитанций.

Экономика – итог деятельности огромного числа субъектов хозяйствования, осуществляющих разные операции по производству, распределению, перераспределению, потреблению услуг и товаров, финансам, страхованию и т.д.

Так, выделяется два типа производственных взаимоотношений:

1. Производственно – технологические отношения;

2. Рыночные отношения.

С целью их анализа и выделения статистика формирует совокупность классификационных единиц и использует адекватные им типы классификаций.

В совокупности национальных квитанций употребляется особая единица классификации – институциональная единица.

^ Институциональная единица представляет собой такую единицу хозяйствования, которая обладает активами, владеет правом ведения хозяйственной деятельности, ведет полный комплект бухгалтерских квитанций и несет полную ответственность по своим обязательствам.

В составе национальной экономики имеется две группы хозяйственных субъектов, владеющих показателями институциональной единицы.

Первую из них составляют юридические лица, а вторую – отдельные личности либо группы личностей, объединенных для совместного ведения домашнего хозяйства.

Первая несколько субъектов хозяйственной деятельности представлена корпорациями, органами и некоммерческими учреждениями национального управления.

Корпорации — это институциональные единицы, созданные с целью услуг и производства товаров для рынка на правилах возмещения производственных получения и затрат прибыли. Корпорации не смогут выступать в качестве конечных потребителей. Их услуги и продукция употребляются для промежуточного потребления. Корпорация может иметь постоянные филиалы в других государствах, каковые рассматриваются как квазикорпорации, являющиеся резидентами государств, в которых они расположены.

^ Некоммерческие организации являются институциональными единицами, созданными с целью производства либо распределения продуктов и одолжений, но не с целью получения дохода либо прибыли для единиц, каковые их осуществляют контроль либо финансируют. В отличие от корпораций некоммерческие организации смогут иметь затраты на конечное потребление в отношении конечных услуг и товаров, каковые они предоставляют домашним хозяйствам.

^ Органы национального управления, как институциональная единица, оказывают услуги всему обществу либо отдельным его группам безвозмездно либо по сниженным стоимостям и преследуют перед собой социальные и политические цели.

^ Национальные учреждения организуют и финансируют предоставление нерыночных услуг и товаров, включая как личные, так и коллективные услуги домашним обществу и хозяйствам, и исходя из этого имеют затраты на конечное потребление. Они кроме этого занимаются перераспределением и распределением богатства и дохода при других трансфертов и помощи налогообложения. Национальные единицы включают и фонды социального обеспечения.

^ Домашние хозяйства — это, в первую очередь, потребительские институциональные единицы, и в этом основная цель всей их экономической деятельности, включая производственную деятельность некорпорированных фирм, обладателями которых являются домашние хозяйства. Домашние хозяйства смогут принимать участие в любого рода экономической деятельности. Они не только поставляют рабочую силу для фирм, но смогут руководить собственными производственными единицами в форме некорпоративных фирм.

Во всемирной практике в целях проведения многоуровневых межстрановых сопоставлений используется совокупность классификационных единиц.

Эта совокупность включает такие классификационные единицы как: предприятие; единица видов деятельности; локальная либо местная статистическая единица; заведение.

Предприятие (несколько фирм) — институционная единица либо мельчайшее объединение институционных единиц, каковые делают все функции, нужные для осуществления собственной производственной деятельности. Предприятие охватывает полный процесс производственной деятельности, но оно не обязательно должно быть однородным по показателям местонахождения и видов деятельности.

^ Единица видов деятельности — предприятие либо часть предприятия, самостоятельно осуществляющие один либо в основном один вид экономической деятельности безотносительно к географическому району собственного расположения и по которому имеются учетные эти, разрешающие выяснить прибыль от услуг и производства товаров.

^ Местная единица является совокупностью видов деятельности, осуществляемых предприятием в одном месте (одном административном районе).

Для получения данных, однородных с позиций места размещения и вида экономической деятельности, используется единица типа заведения. Она определяется как предприятие либо часть предприятия, самостоятельно осуществляющие один либо в основном один вид экономической деятельности в одном месте либо в пределах одного географического района, по которому разрабатываются учетные эти, разрешающие выяснить размер приобретаемой прибыли от производства товаров либо одолжений.

1.3. Отраслевая классификация видов экономической деятельности.

Для изучения производственно – технологических взаимоотношений используется отраслевая классификация народного хозяйства.

Для изучения рыночных взаимоотношений субъектов хозяйствования народное хозяйство делится по секторам экономики.

Разглядим более детально отраслевую классификацию.

^ В базе отраслевой классификации лежат следующие правила: единство разработки производства; однородность применяемого сырья; назначение создаваемой продукции.

Отрасль — совокупность заведений (фирм либо подразделений фирм), каковые находятся в одном месте, заняты одним видом (не вспомогательной) производственной деятельности либо в которых на долю главной деятельности приходится большинство добавленной цене. Отрасль складывается из групп единиц однородного производства.

Министерством анализа и статистики Республики Беларусь создан отечественный отраслевой классификатор экономической деятельности (ОКЭД).

Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) есть составной частью кодирования и Единой системы классификации технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) Республики Беларусь.В базу разработки ОКЭД положен классификатор видов экономической деятельности ЕС (КДЕС).

Объектами классификации в ОКЭД являются виды деятельности юрлиц. На практике большая часть юрлиц осуществляет экономическую деятельность смешанного характера. Исходя из этого направляться проводить различие между основной, второстепенной и запасным деятельностью.

^ Вид экономической деятельности –процесс, в то время, когда материальные ресурсы, оборудование, труд, разработка сочетаются так, что это ведет к получению однородного комплекта продукции (товаров либо одолжений).

^ Главный вид деятельности –вид деятельности, что вносит солиднейший вклад в показатель, принятый в качестве критерия для определения главного вида деятельности статистической единицы. В случае если для одного из видов деятельности удельный вес по показателю, выбранному в качестве критерия, образовывает более 50 %, то классификация субъекта определяется данным видом деятельности.

^ Второстепенный вид деятельности –вид деятельности, направленный на производство продукции для третьих лиц, но не являющийся главным.

Вспомогательный вид деятельности –вид деятельности, направленный на содействие главному и второстепенным видам деятельности статистической единицы, снабжая производство услуг и товаров промежуточного характера.

Объект, в отношении которого запрашивается информация и составляются динамические последовательности статистических данных есть статистической единицей.

^ К запасным видам деятельности не относятся:

а) производство услуг и товаров, содействующих формированию главных средств;

б) производство продукции, большая часть которой предназначена для продажи в предпринимательских целях, кроме того в том случае, если определенная ее часть потребляется для потребностей главных видов деятельности;

в) производство товаров, каковые становятся физическим компонентом продукции главного либо второстепенного видов деятельности;

г) выработка энергии на входящих в состав предприятия электростанциях кроме того в том случае, если вся их продукция покрывает потребности только предприятия, в состав которого они входят;

д) приобретение товаров с целью их перепродажи в неизмененном виде;

е) научно-исследовательские и умело-конструкторские работы, если они не являются одолжениями, предоставляемыми только для текущего производственного процесса.

Классификация каждого субъекта производится в соответствии с подклассом ОКЭД, в который входит его главная деятельность.

В ОКЭД не проводится различие между материальной и нематериальной сферой деятельности.

При определении вида деятельности не учитывается форма собственности, юридический статус, темперамент деятельности, потому, что такие критерии не имеют отношения к чёрту самого вида деятельности.

Классификация видов деятельности выполнена по иерархической совокупности с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы). Наряду с этим применен последовательный способ кодирования, протяженность кода – пять цифровых десятичных знаков.

Классификация видов деятельности выполнена по иерархической совокупности с пятью уровнями классификации (секции, разделы, группы, классы, подклассы). Наряду с этим применен последовательный способ кодирования, протяженность кода – пять цифровых десятичных знаков.

Структура кода в ОКВЭД

ХХ Х ХХ

подкласс

класс

несколько

раздел

Рисунок 1.1 — Структура кода в ОКЭД.

Рисунок 1.1 — Структура кода в ОКЭД.

На первом уровне классификации выделены сводные группировки (17 секций), каковые обозначены буквами латинского алфавита, воображающие самые важные сферы деятельности (отрасли) экономики. Кое-какие секции разукрупнены на пара подсекций, обозначенных двумя буквами латинского алфавита. Буквенное обозначение не есть частью кода ОКЭД.

На втором уровне классификации виды деятельности сгруппированы в разделы. Разделы ОКЭД кодируются двузначными цифрами, начиная с 01 и заканчивая 99 (включая резервные).

Главными показателями выделения групп являются темперамент создаваемых услуг и товаров, виды их применения, организация производства, вид сырья, технология и характер обработки. Темперамент создаваемых услуг и товаров определяется физическим составом, этапом производства продукции и удовлетворяемыми данной продукцией потребностями.

Главными показателями выделения классов являются виды услуг и товаров, составляющие главную долю продукции, создаваемой включенными в данный класс статистическими единицами.

Подклассы являются разукрупненные классы с учетом изюминок экономики республики.

В таблице 1.1 представлена структура ОКЭД,

^ Таблица 1.1 – Неспециализированная структура ОКЭД

Секции Наименование секций Разделы
А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 01 – 02
В Рыболовство, рыбоводство 05
С Горнодобывающая индустрия 10 – 14
D Обрабатывающая индустрия 15 – 37
E распределение и Производство электричества, газа и воды 40 – 41
F Строительство 45
G Торговля; ремонт машин, предметов и бытовых изделий личного пользования 50 – 52
H Гостиницы и рестораны 55
I связь и Транспорт 60 – 64
J Денежная деятельность 65 – 67
K Операции с недвижимым имуществом, предоставление и аренда одолжений потребителям 70 – 74
L Национальное управление 75
M Образование 80
N предоставление и Здравоохранение социальных одолжений 85
O Предоставление коммунальных, социальных и персональных одолжений 90 – 93
P Деятельность частных домашних хозяйств 95 – 97
Q Деятельность экстерриториальных организаций 99

Деятельность экстерриториальных организаций, т.е. деятельность интернациональных организаций, таких как ООН и ее специальные учреждения, региональные органы и т. п., Европейские сообщества, Европейская ассоциация свободной торговли, Организация развития и экономического сотрудничества, Совет таможенного сотрудничества, Организация государств – экспортеров нефти, МВФ, Мировой банк и т. п.; и деятельность дипломатических и консульских миссий, если они учитываются по месту их размещения.

Посредством отраслевой классификации изучаются: отраслевая структура народного хозяйства; уровень развития производительных сил; степень развития публичного производства; эффективность публичного производства; комплексность социально – экономразвития народного хозяйства.

1.4. Правила формирования секторной структуры рыночной экономики.

В базе секторной классификации лежит институциональная единица. поведение и Экономические цели разнообразные институциональных единиц разны.

Секторы создаются методом подразделения экономики в целом на составные части в целях получения более однородных групп институциональных единиц – резидентов.

Сектор – это совокупность институциональных единиц (субъектов хозяйствования), однородных с позиций поставленных целей, делаемых ими методов и функций финансирования затрат.

Резидентные институциональные единицы, образующие всего экономику в целом, группируются в следующие шесть секторов:

  • Нефинансовый сектор (предприятия по производству товаров, не считая денежных одолжений);
  • Финсектор;
  • Сектор общегосударственного управления;
  • Сектор домашних хозяйств;
  • Сектор публичных (некоммерческих) организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
  • Внешнеэкономические связи (сектор «остальной мир»).

Корпорации, некоммерческие организации, домашние хозяйства и государственные учреждения распределяются по разным секторам из-за внутренних различий видов единиц, и и по причине того, что у них различные экономические задачи, функции и поведение.

Группы институционных единиц в составе одного и того же сектора экономики формируют его внутрисекторную структуру. В СНС они классифицируются как подсекторы.

К нефинансовому сектору относятся кроме этого предприятия, всецело финансируемые за счет госбюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства); некоммерческие организации, каковые созданы фирмами либо разными группами производителей и находятся на их финансировании (к примеру, разные ассоциации предпринимателей, торговые палаты и т.д.). Некоммерческие организации, действующие в области образования, здравоохранения или других одолжений, воображаемых за плату либо по стоимостям, каковые покрывают все либо солидную часть их производственных затрат, включаются в нефинансовый сектор. Нефинансовый сектор не имеет возможности выступать в качестве конечного потребителя. Его услуги и продукция употребляются для промежуточного потребления.

Нефинансовый сектор подразделяется на три подсектора:

1) национальные нефинансовые корпорации — нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия, находящиеся по контролем органов национального управления;

2) национальные частные нефинансовые корпорации — нефинансовые корпорации и квазикорпоративные предприятия — резиденты, не подконтрольные корпорациям и правительству — резидентами других государств;

3) зарубежные нефинансовые корпорации — нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия — резиденты, находящиеся под контролем институционных единиц — резидентов других государств.

^ Денежный секторзанят денежными операциями на коммерческой базе и операциями по страхованию.

В составе денежного корпоративного сектора выделяется пять типов корпоративных фирм. К ним относятся:

1) центробанк,

2) депозитные финучреждения,

3) другие денежные посредники (не считая пенсионных фондов и страховых корпораций),

4) вспомогательные денежные организации,

5) пенсионные фонды и страховые корпорации.

В Республике Беларусь функции центрального кредитно-финансового учреждения делает ^ Нацбанк, но в условиях Беларуси он есть правительственным учреждением и исходя из этого относится не к денежному сектору, а к сектору неспециализированного национального управления.

К депозитным денежным учреждениям относят коммерческие и сберегательные банки.

Подсектор другие денежные посредники складывается из корпораций-резидентов, занятых денежным посредничеством на денежных рынках.

Финучреждения типа маклерских контор по операциям с ценными бумагами, агентств по размещению акций и других ценных бумаг объединяются в одну группу и образуют подсектор вспомогательные денежные организации.

Подсектор пенсионные фонды и страховые корпорации формируется из страховых корпораций-резидентов и самоуправляемых пенсионных фондов.

Цель финсектора — получение прибыли.

^ Сектор общегосударственного управлениявключает национальные учреждения центрального, регионального и местного уровней, состоящие на гос бюджете (организации здравоохранения, образования, искусства и культуры, спорта и физической культуры, социального обеспечения, органы управления, обороны, поддержания порядка). К нему относятся кроме этого некоммерческие публичные организации, каковые оказывают услуги обществу в целом, если они финансируются и контролируются национальными учреждениями (к примеру, учреждения, ведающие установлением национальных стандартов в таких областях, как здравоохранение, образование, бухучёт либо охрана внешней среды).

Данный сектор преследует социальные и политические цели.

^ Домашнее хозяйство — это маленькая группа, живущих в одном жилище, объединяющих материальные ценности и свой доход и совместно потребляющих услуги и продукты.

В отличие от семьи под домашним хозяйством знают совместно живущих и ведущих неспециализированное хозяйство людей (не обязательно родственников). Домашнее хозяйство в отличие от семьи может состоять и из одного человека, снабжающего себя материально.

Цель этого сектора — конечное потребление услуг и товаров.

^ Сектор публичных организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО) включает организации, не контролируемые и не финансируемые страной.

1. Некоммерческие организации, созданные для оказания услуг, в основном, их участникам (профсоюзы, политические партии, религиозные общества, научные общества, необязательные спортивные общества, ассоциации потребителей и культурные учреждения). Услуги эти в большинстве случаев предоставляются безвозмездно и финансируются за счет регулярных членских отчислений либо взносов.

В данный сектор не включаются общества с этими же функциями, каковые контролируются и финансируются органами национального управления. Политические партии в государствах с однопартийной политической совокупностью включаются в сектор общегосударственного управления.

2. фонды и Благотворительные общества, предоставляющие услуги и товары домашним хозяйствам на нерыночной базе.

Цель сектора — оказание услуг.

Все вышеперечисленные секторы формируются из институциональных единиц-резидентов и образуют внутреннюю экономику.

Сектор «Остальной мир» охватывает зарубежные экономические единицы-нерезиденты в той мере, в какой они реализовывают операции с резидентами данной страны. Эти операции относятся к внешнеэкономической деятельности и группируются по квитанциям, учитывающим экономическую деятельность остальных государств. Остальной мир включает институциональные единицы, каковые находятся в пределах границ страны: зарубежные анклавы (консульства, консульства, армейские базы, интернациональные организации).

Остальные страны мира играют роль, подобную роли институционного сектора, не смотря на то, что единицы-нерезиденты включаются только постольку, потому, что они совершают операции с институциональными единицами-резидентами. Исходя из этого в конце классификации секторов внутренней экономики включена конкретная позиция для остальных государств.

Секторы и подсекторы совокупности национальных квитанций представим более развёрнуто.

Экономика в целом

1.Нефинансовый сектор.

1.
Национальные нефинансовые корпорации.

2.
Национальные частные нефинансовые корпорации.

3.
Зарубежные нефинансовые корпорации.

2.Финсектор.

1.
Центробанк.

2.
Другие депозитные финучреждения.

3.
Другие денежные посредники (не считая пенсионных фондов и страховых корпораций).

4.
Вспомогательные денежные компании.

5.
пенсионные фонды и Страховые организации.

Любой из подсекторов 2.2—2.5 подразделяется на подсекторы по показателю контролирования.

3.Сектор общегосударственного управления.

Предлагается два других способа деления на подсекторы.

1.
Республиканское правительство.

2.
управления и Областные органы власти.

3.
Местные органы управления.

4.
Фонды социального обеспечения. Либо

1.
Республиканское правительство.*

2.
управления и Областные органы власти.*

3.
Местные органы управления.*

* Включая фонды социального обеспечения на каждом уровне управления

4.
Публичные организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5.
Сектор домашних хозяйств.

1.
Работодатели.

2.
Работники ненаёмного труда.

3.
Наёмные работники.

4.
Получатели доходов от собственности либо трансфертов. А также:

1.
Получатели доходов от собственности.

2.
Получатели пенсий.

3.
Получатели доходов от вторых трансфертов.

6. Остальные страны мира (Сектор «Остальной мир»).

Деление секторов на подсекторы рассматривается не как необходимый методологический стандарт, а как советы, наряду с этим должны быть учтены особенности национальной экономики.

1.5. разновидности и Резидентский статус институциональных единиц

Интернациональное разделение труда ведет к необходимости классификации институционных единиц по критерию их заинтересованностей в отношении экономической территории страны. В случае если центр экономических заинтересованностей институциональной единицы связан с экономической территорией страны, то такая единица классифицируется как резидент данной страны. Отсутствие данной связи делает ее институциональной единицей — нерезидентом. Центр экономических заинтересованностей нерезидентной институциональной единицы приходится на экономическую территорию других государств.

Экономическая территория страны не сходится с ее географическим понятием. В СНС экономическая территория определяется как территория, находящаяся под административным управлением правительства, в пределах которой обеспечено свободное передвижение граждан, капиталов и товаров. Экономическая территория включает воздушное пространство, континентальный шельф и территориальные воды в интернациональных водах. К экономической территории относятся так именуемые «территориальные анклавы» в других государствах мира. Это — наделы земли, расположенные на территории других государств, но применяемые правительством данной конкретной страны на условиях аренды либо права собственности для дипломатических, научных или других целей. В территориальных анклавах смогут размещаться консульства, консульства, торговые и другие представительства страны за границей. Наличие центра экономических заинтересованностей институциональной единицы в той либо другой стране определяется по следующим показателям:

— наличию на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, что употребляется в экономических заинтересованностях данной институциональной единицы;

— ведению производственной деятельности и операций на экономической территории страны в больших масштабах и в течение долгого времени.

Резидент — институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, занимается либо планирует заниматься экономической деятельностью или операциями в большом масштабе в течение неизвестного либо долгого периода времени (год и более). Институциональные единицы являются резидентами данной страны, в случае если центр их экономических заинтересованностей связан с экономической территорией данной страны.

К резидентным институциональным единицам относятся:

  • физические лица (члены домашних хозяйств), каковые имеют постоянное местожительство на территории страны;
  • субъекты и юридические лица предпринимательской деятельности без статуса юрлица с местонахождением на территории страны;
  • дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства страны за рубежом.

Нерезиденты — это институциональные единицы зарубежных государств, центр экономических заинтересованностей которых не находится на территории данной страны.

Понятие резидента не сходится с понятиями национальности и гражданства. К резидентам данной государства относятся лица, живущие на территории данной страны, за исключением лиц, приезжающих на довольно маленький срок, другими словами меньше года (туристов, артистов, спортсменов, ученых, сезонных рабочих и т.д.).

Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически образованы и зарегистрированы. В случае если корпорация содержит отделение, офис либо производство за границей в течение долгого периода без создания «дочерней» корпорации для данной цели, отделение, офис либо производство рассматриваются как квазикорпорация, являющаяся резидентом той страны, в которой она расположена.

Определение центра экономических заинтересованностей домашнего хозяйства связано с наличием в стране хотя бы одного помещения, которое употребляется для совместного проживания в нем его участников. Место пребывания отдельных участников домашнего хозяйства определяется по расположению самого домашнего хозяйства, к которому они принадлежат. Определяющим показателем тут выступает место проживания, а не место работы. Благодаря этого центром экономических заинтересованностей сезонных рабочих и обитателей пограничных районов, каждый день выезжающих на работу в другие страны, персонала зарубежных консульств, международных организаций и представительств из местных обитателей нужно считать экономическую территорию собственной страны. Тот либо другой гражданин перестает принимать во внимание резидентом страны при условии долгой (год и более) работы за границей. Центр экономических заинтересованностей перемещается в страну с преобладающим удельным весом потребления. персонал и Дипломаты консульств, трудящиеся в зарубежных анклавах страны, не меняют собственного резидентского статуса. Срок проживания в зарубежной стране наряду с этим не принимается во внимание — эта категория лиц остается резидентом страны, поскольку центр их экономических заинтересованностей не выходит за пределы экономической территории страны. Продолжают оставаться резидентами собственных государств студенты и обучающиеся учебных заведений других государств, если они не порывают связей со собственными домашними хозяйствами и приобретают материальную поддержку из собственной страны.

Члены зарубежных консульств, представительств и других дипломатических учреждений, состав воинских подразделений других государств, находящихся на территории данной страны, кроме этого исключаются из резидентов. К категории резидентов данной государства относятся граждане данной страны, нанятые консульствами, консульствами других государств, расположенными на территории данной страны.

Экипажи самолетов, судов, функционирующие за пределами данной страны, каковые остаются участниками домашних хозяйств — резидентов страны, относятся к числу ее резидентов.

Сотрудники интернациональных организаций, находящихся в данной стране, являются резидентами страны, где они трудятся в качестве интернациональных служащих, в случае если время их нахождения образовывает не меньше года.

Резиденты — предприятия данной страны — это единицы, занятые производством на экономической территории данной страны, включая совместные, смешанные фирмы, филиалы зарубежных корпораций и фирм и т.д. Расположение акционеров не имеет отношения к резидентскому статусу корпорации. Корпорация может пребывать под контролем и в полном владении резидентов других государств. Но она есть резидентом страны, где зарегистрирована как институциональная единица.

Единица, занятая в производстве за рубежом долгое время, получает в том месте центр экономического интереса и делается резидентской корпорацией, даже если не имеет отдельного юридического статуса.

Строительные бригады данной страны, трудящиеся временно в других государствах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные фирмы, с которых они были делегированы, и являются их частью.

В то время, когда обладатель собственности на территории страны есть резидентом второй страны и наряду с этим:

  • не имеет вторых заинтересованностей и не занимается экономической деятельностью на территории страны, то он не есть резидентом;
  • сдает собственность в аренду, то арендатор формирует новую институциональную единицу (квазикорпорацию).

Эксплуатация подвижных средств сопровождается приобретением экономических заинтересованностей в других государствах. Эти подвижные средства классифицируются как резиденты по расположению единиц, каковые их эксплуатируют:

  • при нахождении в воздушном пространстве и международных водах — продукция в собственности обладателю подвижных средств;
  • в случае если подвижное средство арендуется долгое время —меняет пользователя, — оно делается частью арендатора;
  • зафрахтованное средство не меняет пользователя.

персонал и Дипломаты консульств не меняют собственного резидентского статуса.

Показатели, по которым институциональные единицы относятся к числу резидентов, представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 — Показатели отнесения институциональных единиц к числу резидентов

Статистика. Урок 1. Введение


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: