Тема 11. институционализм

Вопросы для дискуссии:

1. основные положения и Возникновение институционализма. метод и Объект изучения.

2. основные течения и Истоки институционализма.

3. Социально-психотерапевтический институционализм. Т. Веблен.

4. Дж. Коммонс. Теория правового институционализма.

5. У. Митчелл. Конъюнктурно-статистический институционализм. Неприятность экономических циклов.

6. Британский институционализм. Джон А. Гоббсон.

Темы рефератов:

1. Неспециализированная черта «ветхого» и «нового» институционализма. Задачи курса.

2. Методика новой институциональной экономики.

3. Представители американского неоинституционализма (Рональд Коуз).

4. Становление институциональной теории в Российской Федерации.

5. развития и Основные этапы зарождения неоинституциональной экономической мысли.

6. Развитие неоинституицонализма в Российской Федерации (Р. Капелюшников, Р. Нуреев, А. Олейник, В. Полтерович, А. Шаститко, Е. Бренделева).

7. Рыночные их трансформация и институты в русском экономике.

Контрольные вопросы:

1. Какие конкретно теории предшествовали формированию институционализма?

2. В чем заключаются изюминке методики институциональной экономики?

3. Каковы главные положения неоинституциональной теории? В чем отличие от базисных баз неоклассической теории?

4. В чем различия формальных и неформальных университетов, какова их связь?

5. Какие конкретно неформальные университеты (этического характера) возможно выделить в современной хозяйственной практике в Российской Федерации. Привести пример и обосновать собственный ответ.

6. Привести примеры внешних и внутренних университетов. Какое влияние они оказывают на институциональные трансформации.

7. есть ли рынок университетом? В случае если да, то в каком смысле рынок есть университетом?

8. Какие конкретно экономические функции делает рынок в качестве университета? Как именно он их делает?

9. В условиях усиления публичного разделения труда возрастает либо значительно уменьшается потребность общества в университетах?

10. Какие конкретно функции университетов становятся все более актуальными в условиях глобализации?

11. Охарактеризовать понятие «оппортунизм», и какое влияние подобное поведение оказывает на неопределенность окружающей среды.

Практические задания

Задание 12.Охарактеризовать главные направления развития институционализма в соответствии с западной и современной российской классификациям институциональных течений. Заполнить недостающие институциональные течения и их представителей в ячейках на картинках 7 и 8.

Рисунок 7 – Западная классификация институциональных течений

Рисунок 8 – Классификация институциональных течений в Российской Федерации

Задание 13.Охарактеризовать обстоятельства происхождения, общие признаки и методологические предпосылки институционализма, объект и предмет изучения. Результаты анализа отразить на рисунке 8.

Рисунок 9 – характерные черты и Сущность институционализма

Задание 14.Выделить различия и общие черты институциональной экономики с исторической школой Германии.

Охарактеризуйте научные взоры Фридриха Страницы, Гюстава Шмоллера, Вернера Зомбарта, Макса Вебера.

Задание 15.Выяснить соответствие нижеприведенных их определений и терминов:

Таблица 6 – Главные понятия институционализма

Термин Определение
1. Институционализм а) совокупность институциональных субъектов и объектов, институционального механизма, институциональной среды;
2. Университет б) совокупность индивидов, объединенных в ассоциацию на базе согласованного принятия и совместного исполнения и совместного принятия последовательности требований, регулирующих масштабы, формы, средства и способы осуществления хозяйственных сотрудничеств (граждане, предприятия, интегрированные структуры, государство);
3.Институциональная структура в) нормы и правила, регулирующие деятельность субъектов хозяйствования;
4.Институциональный субъект г) направление социально-экономических изучений, в частности разглядывающих политическую организацию общества как комплекс разных объединений граждан – институций (семья, партия, профсоюз и т.д.);
5. Объекты институциональных сотрудничеств д) комплект формальных правил, механизмов и неформальных ограничений их принудительного осуществления;
6.Институциональная среда е) совокупность институциональной структуры и институтов в их связи и сотрудничестве;
7.Институциональная совокупность ж) совокупность «правил игры» (правил, санкций и норм), образующих экономические, политические, социальные и юридические рамки сотрудничеств между людьми;
8.Институциональное развитие з) направленное изменение институциональной структуры и институтов.

Задание 16.Охарактеризовать сходство марксизма с институционализмом через критерии различия с хорошей школой. Результаты представить в таблице 7.

Таблица 7 – Сходство марксизма с институционализмом через критерии

различия с хорошей школой

Критерий Хорошая школа Марксизм
Собственность
Разделение труда

Продолжение таблицы 7

Классы
Производительные силы
развитие экономики
Этические оценки

Какие конкретно неспециализированные черты исторической школы в Германии и американского институционализма? Какие конкретно идеи К. Маркса возможно отнести к институциональным?

Задание 17.Отразить принципиальные различия между неоклассикой и институциональной экономикой в таблице 8. Какие конкретно недочёты неоклассического направления отразились в институциональной экономике?

Таблица 8 – Сравнительная черта неоклассики и институционализма

Критерий Неоклассика Институционализм
Период основания
Место развития

Продолжение таблицы 8.

Эра
Методика анализа
Темперамент рассуждения
Рациональность человека
знания и Информация
Цель деятельности
Зависимость от действия социальных факторов
Черта поведения участников

Задание 18.Охарактеризовать принципы и основные положения «ветхого» институционализма.

Результаты отразить в таблице 9.

Таблица 9 – принципы и Основные положения «ветхого» институционализма

Критерии Черта
основные труды и Представители
Характерные черты
Этапы развития «ветхого» институционализма

Задание 19.Охарактеризовать различия «ветхого» и «нового» институционализма. Результаты привести в таблице 10.

Таблица 10 – Различия «ветхого» и «нового» институционализма»

Отличительные черты «Ветхий» институционализм «Новый» институционализм
Предмет изучения
Способ изучения

Продолжение таблицы 10.

Уровень изучения университетов
Сфера изучения
Отношение к неоклассике

Тестовые задания:

1. Какие конкретно экономические школы применяли принцип методологического индивидуализма:

а) хорошая;

б) «ветхие» институционалисты;

в) новые институционалисты;

г) новые и классическая школа институционалисты.

2. Расписание занятий относится к правилам (университетам):

а) общим;

б) групповым;

в) конституционным;

г) формальным.

3. В первый раз понятие «университет» в экономической теории употребил:

а) Джон Коммонс;

б) Торстейн Веблен;

в) Уэсли Митчелл.

4. Верны ли следующие утверждения?

1) Институциональная структура – это определенный упорядоченный комплект университетов, создающих матрицы экономического поведения.

2) Институциональная среда – это главные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, потребления и обмена:

а) правильно лишь 1;

б) правильно лишь 2;

в) оба верны;

г) оба не верны.

5. Связь между формальными и неформальными правилами содержится в том, что:

а) неформальные являются источником изменения и формирования формальных, в случае если совокупность начинается эволюционно;

б) неформальные смогут быть продолжение формальных;

в) неформальные смогут заменять формальные;

г) все варианты верны.

6. Не относятся к институцианалистам:

а) Т. Веблен;

б) У. Митчелл;

в) Дж. Коммонс;

г) В. Рошер;

д) К. Книс.

7. Главные категории «ветхого» институционализма:

а) университеты;

б) трансакционные издержки;

в) предельная полезность;

г) производственные факторы.

8. Главные отличия современного «ветхого» и «нового» институционализма:

а) применение категории «трансакционные издержки» наравне с категорией «университет» для экономического анализа;

б) рассмотрение общества как единого целого;

в) определяющая их влияние и роль институтов на развитие общества;

г) главные положения, организованные в работах американских институционалистов.

9. Какие конкретно экономические школы применяли принцип методологического индивидуализма:

а) хорошая;

б) «ветхие» институционалисты;

в) новые институционалисты;

г) новые и классическая школа институционалисты.

10. Кто из экономистов в 1991 г. взял Нобелевскую премию в области экономики за работы по проблемам трансакционных издержек и прав собственности:

а) Р. Коуз;

б) Д. Нэш;

в) П. Сорокин;

г) Л. Тевено.

11. Основное несоответствие в обществе институционалисты видят в несоответствии между:

а) капиталом и трудом;

б) бизнесом и властью;

в) разделением труда обобществлением производства;

г) бизнесом и индустрией;

д) финансовой олигархией и технократией («праздным классом»).

12. Историческая последовательность экономических школ:

а) маржинализм;

б) физиократы;

в) хорошая школа;

г) меркантилизм;

д) институционализм.

13. Закончить предложение и заполнить пробел в следующем утверждении: «Институциональная … – это совокупность «правил игры», т.е. правила, санкции и нормы, образующие политические, социальные и юридические рамки сотрудничеств между людьми».

Ответ: _____________________________________________________________

14. Закончить предложение и заполнить пробел в следующем утверждении: «Институционализм – направление в экономической мысли, делающее основной упор на анализе …»

Ответ: _____________________________________________________________

15. Главными базисными категориями неоинституциональной теории являются:

а) университет;

б) модель «homo economicus»;

в) трансакционные издержки;

г) предельная полезность.

twenty one pilots — Chlorine (Official Video)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: