Тема 12: уровни общественного сознания.

Происхождение сознания связано в первую очередь с формированием культуры на базе практически-преобразовательной публичной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм данной деятельности.

Публичное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью личных сознаний. В публичном сознании находятся устойчивые представления, которые связаны с принципов и некоторой системой норм, теории, пробующие обобщить особенности разных сторон публичной судьбе. В то время, когда говорят об публичном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, в первую очередь то, чем сознание людей, объединенных в кое-какие группы, отличается от сугубо личного сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных неприятностей, на организацию личной судьбе. В этом смысле публичное сознание — это сознание, неизменно направленное на решение неспециализированных неприятностей устройства публичной судьбе в целом и на изучение таких особенностей окружающего мира, каковые имеют неспециализированное значение.

Благодаря наличию у людей неспециализированного сознания и закреплению в сознании устойчивых образов только таких идей, каковые выясняются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, другими словами оно воображает не просто стихийно сложившиеся в ходе производства отношения, но содержит сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, приобретающие закрепление в публичном сознании — это не просто отражение действительности, это еще и реструкуризация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется благодаря тому, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются новые те идеи и социальные нормы, каковые оказываются нужными для их воспроизводства.

Публичное сознание представлено в разных формах, в которых выражена своеобразная направленность отражения действительности. Она зависит от его целей и объекта отражения. Среди форм публичного сознания возможно выделить:

— Экономическое сознание;

— Политическое сознание;

— Правовое сознание;

— Нравственное сознание;

— Эстетическое сознание;

— Религиозное сознание;

— Научное сознание;

— Философское сознание;

Во всех формах публичного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоей общностью людей либо со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе неспециализированного ответа своеобразных вопросов организации судьбы, устройства социальных университетов, организации процесса познания и т. д. Формы публичного сознания, исходя из этого, неизменно тесно связаны с определенного типа публичными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между участниками научного сообщества и др.

Типы публичного сознания:

— Групповое сознание — совокупность групповых эмоций, идеалов и ценностных ориентаций, представлений о групповых целях, средствах и путях их успехи.

— Классовое сознание – сознание, появляющееся в следствии идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся эмоцией солидарности с ними и подчинением личных заинтересованностей индивида классовым заинтересованностям.

— Общечеловеческое сознание

В структуре публичного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует публичную психологию, второй — идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной судьбе людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Публичное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой — как определенный итог отражения, как его продукт, влияющий на публичное их отношения и бытие людей.

Публичное сознание проявляется в определённом соотношении и единстве его научно-теоретического уровня (компонента), уровня и идеологии обыденного сознания, ядром которого есть публичная психология.

Идеологиякак компонент публичного сознания имеется теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми действительности через призму их социальных заинтересованностей.

Ее системность и научность диктуется потребностями развития экономических взаимоотношений, требующими сперва обобщения и деятельности опыта людей и осмысления жизни, а после этого и подчинения ему всего общества, потому, что в силу как раз лишь этих обстоятельств смогут совершенствоваться сами экономические отношения.

Вместе с тем экономика не прямо и не конкретно отражается в идеологических формах. Она, в первую очередь, порождает публичные потребности, интересы, как бы пронизанные эмоциями, чувствами, установками и чаяниями людей. Экономика формирует темперамент, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.

Иначе говоря идеология не существует без публичной психологии, которая представляет собой нижний уровень публичного сознания, который связан с ярким отражением людьми их социального бытия.

Разберём подробнее обыденное и теоретическое сознание:

Обыденное сознание — это стихийный метод осознания людьми собственного опыта повседневной судьбе. Индивиды «повторяют» на уровне обыденного сознания содержание собственного публичного бытия, не применяя наряду с этим методов и средств особой познавательной деятельности. Исходя из этого сказать о полной свободе сознания от общества, об неповторимости и абсолютной уникальности каждого индивида, по-видимому, запрещено. Жить в обществе и быть свободным от него нереально. Обыденное сознание пронизывает сферу классовых, национальных, религиозных, опытных и т. д. взаимоотношений. Люди, находящиеся в собствености к той либо другой социальной группе, вынуждены как бы машинально принимать и «правила ее игры». Теоретическое сознание является отражением значительных закономерностей и связей публичного бытия и находит собственный выражение в науке и других собственных формах, потому, что последние кроме этого воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредованного теоретического познания. В реальности теоретическое и обыденное сознание хорошо связаны между собой, взаимно воздействуют друг на друга, но для философского анализа их направляться выделить и обособить. «Научное понятие в житейской обстановке окажется так же несостоятельно, как житейское понятие в научной обстановке». Теоретическое сознание видоизменяет, модифицирует, окультуривает обыденное сознание, но и без последнего обойтись нереально. Но одновременно с этим его выводы не всегда будут честными, по причине того, что его возможности ограничены эмпирическими обобщениями. Обыденное сознание имеется низший если сравнивать с теоретическим уровень сознания, но это вовсе не сокращает его важности и значения для повседневной судьбы. Но в случае если разглядывать с позиции обыденного сознания вопросы, каковые смогут быть верно решены лишь с научно-теоретических позиций, то в публичном сознании появляются иллюзии и заблуждения. В любом случае публичная наука обязана оставаться на теоретическом уровне, дабы не утратить собственный научный статус. Разделение на обыденный и теоретический уровни основано на противопоставлении жизненно-практического, несистематизированного (не смотря на то, что и не всецело стихийного) и одновременно с этим целостного жизнепонимания, а иначе — того состава идей, каковые подверглись рациональной систематизации и творческой разработке. Имеется вывод, что обыденное сознание — это что-то «неполноценное», «варварски» стихийное, не имеющее никаких вторых объективных обстоятельств для развития и своего существования, не считая низкой культуры весов. Но на деле большинство населения любого страны больше интересует то, что возможно нужным и надежным как раз в обыденной жизни. Цельность сознания — это один из основных показателей его жизнестойкости. Возможно не обладать ни одной теоретической совокупностью, не быть привычным с философскими построениями и не испытывать однако важных психотерапевтических неудобств, в случае если обыденное сознание внутренне бесконфликтно и гармонично. Обыденное сознание ближе к повседневной действительности, чем его теоретические формы, исходя из этого в нем полнее отражена специфика обстановки. Опыт обыденного сознания — это то достаток, из которого черпают собственный содержание частные науки, искусство и философия.

4.4 Феномен публичного сознания — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: