Тема 14. проектирование счм

Историческипервый подход– техническое проектирование. В этом случае разрабатываются отдельные блоки не учитывая их связи. Согласование достигается лишь на этапе опробований. Психофизиологические возможности человека учитываются интуитивно. Таковой поход вероятен лишь при простой технике.

На смену техническому проектированию пришла концепция системотехнического проектирования. Тут проектируются не отдельные блоки, а единая совокупность с учетом взаимного влияния и взаимосвязей отдельных блоков и антропогенного фактора. Человек рассматривается не раздельно, а как компонент совокупности «Ч-М» (СЧМ). Учет антропогенного фактора содержится в проектировании органов отображения управления и устройств информации соответствии с психофизиологическими возможностями человека. Объектом проектирования, так же, как и прежде, есть техника.

Ограниченность системотехнического похода преодолевает концепция инженерно-психотерапевтического проектирования, предложенная Б.Ф. Ломовым, базирующаяся на деятельностной концепции. Объектом проектирования есть, в первую очередь, деятельность оператора, а после этого технические устройства, нужные для реализации данной деятельности.

Узость обрисованных подходов преодолевает комплексный подход. Данный подход включает нюансы:

  • технический,
  • инженерно-психотерапевтический,
  • художественный.

Инженерно-психотерапевтическое направление проектирования, в этом случае, может базироваться или на принципе антропоцентризма (где оператор рассматривается как основное звено СЧМ), или на правилах равнокомпонентного подхода. Предпочтение отдается тому подходу, что адекватен решаемым задачам проектирования.

Кибернетика обусловила появление на базе кибернетических правил происхождение эргатических концепций. СЧМ тут рассматривается как эргамат – совокупность, складывающаяся из машины и человека, делающая определенную работу действиями человека в совокупности. Концепции отыскала использование в проектировании транспортных совокупностей.

Этапы (структура) инженерно-психотерапевтического проектирования:

1. Определение черт объекта управления: статических, таких, как вес, размер и др.; динамических, таких как быстродействие; задач и целей совокупности.

2. Распределение функций между Ч и Т (на базе анализа возможностей Ч и Т).

3. Распределение функций между операторами (выбор структуры группы, числа рабочих мест, коммуникативной сети, задач каждого РМ).

4. Проектирование деятельности каждого оператора (определение алгоритма и структуры деятельности оператора, требований к особенностям оператора, допустимых норм деятельности).

5. Проектирование технических средств деятельности оператора (информационной модели, органов управления, организации РМ).

6. Оценка совокупности «Человек – Техника – Среда» (СЧТС).

Неспециализированные правила проектирования СЧМ:

1. Принцип системной эргономичности (достижение высшей эффективности СЧТС при соблюдении допустимых и оптимальных условий деятельности оператора).

2. Принцип адаптивной эргономичности (по мере развития техники критерии эргономичности должны пересматриваться в направлении увеличения оптимальности среды).

3. Принцип научной эргономичности (на базе объективных количественных оценок на всех стадиях проектирования).

4. Принцип информационной эргономичности (информация д.б. полной, точной, актуальной, подаваться в темпе и оптимальной форме).

5. Принцип программно-интеллектуальной эргономичности (оптимального распределения функций между машиной и оператором, освобождение оператора от монотонных рутинных операций).

Частные правила проектирования СЧМ:

1. Принцип взаимодополнения, распределения функций (между оператором и техникой)

2. Принцип проектирования деятельности оператора (антропоцентрический принцип). Оператор рассматривается не как компонент СЧМ, а как центральное звено,

3. Принцип лабилизации функций (СЧТС должна быть спроектирована т.о. дабы оператор по мере проф. роста имел возможность переходить на более большой уровень ответа своевременных задач, задействуя новые возможности техники)

4. Принцип компенсации функций (вышедшие из строя функции техники д.б. передаваться человеку. С др. стороны техника обязана компенсировать недостающие либо выходящие из строя функции оператора)

5. Принцип активизации функций (принцип активного оператора). Оператор должен иметь возможность вести независимый информационный поиск.

6. Принцип удовлетворенности оператора (результатом и процессом собственного труда). Предполагает возлагать на человека те задачи, где он может себя показать как творческая личность.

7. Принцип легкости обучения оператора (к примеру, современная американская бронетехника требует порядка 3-х месяцев на переобучение, а русский – пара дней).

8. Принцип индивидуализации (при проектировании должны учитываться возможности выработки личного стиля деятельности).

Инженерно-психотерапевтические требования к проектированию СЧМ:

1. В следствии проектирования д.б. обеспечены заданные характеристики совокупности: требуемые в этом случае надежность, точность, быстродействие СЧМ.

2. Соблюдение оптимальных и предельно допустимых норм деятельности оператора. Ориентация на самые благоприятные условия для оператора. Проверка предельно-допустимых норм проводится на ранних этапах проектирования.

3. При конструировании рабочего места (РМ) соблюдение правил функциональной организации:

  • соответствия (метода, характера и формы информации возможностям оператора),
  • значимости,
  • последовательности,
  • частоты применения,
  • удобства эксплуатации.
  • безопасности эксплуатации,
  • ремонтопригодности,
  • экономии перемещений и времени, минимизации утомления оператора,
  • комфортности,
  • простоты обслуживания (и обучения),
  • контроля функциональных состояний оператора.

Тема 15. Функциональные состояния оператора

Функциональное состояние – состояние функциональных психики и систем организма, определяющее безопасность и успешность реализации деятельности.

К физиологическим функциональным совокупностям (ФСи) относятся анализаторы, пищеварительная совокупность, опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистая совокупность и др.

К психотерапевтическим ФСи относятся:

1. эмоциональная сфера субъекта деятельности (функция генерации отношения),

2. сенсомоторная совокупность (реагирования и функция отражения),

3. мнемическая совокупность (хранения информации и функция переработки),

4. совокупность мыследеятельности (принятия решения и функция осмысления),

5. речевая совокупность (функция коммуникации).

К главным интегративным функциональным состояниям (всех организма и систем психики) относятся:

1) Утомление (либо работоспособность).

2) Жадно-психологическое напряжение.

3) Стресс.

4) Монотония.

5) Сатурация – пресыщенность деятельностью.

Интегративными все эти состояния являются вследствие того что затрагивают все физиологические и психотерапевтические совокупности.

Оптимальное состояние функциональных совокупностей есть одним из основных условий безопасности человека.

Проектирование Электрических сетей в AutoCAD (пошаговый метод)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: