Тема 2.2. маржиналистские школы и генезис неоклассической экономической теории

I. Задания для независимой работы

1. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2. Дать определение следующим категориям (понятиям): кардинализм, ординализм, неспециализированное вменение, своеобразное вменение, теория неспециализированного экономического равновесия, закон Парето, оптимум Парето, «крест Маршалла», «внешние эффекты», «провалы рынка» .

3. Объясните из-за чего «ножницы» А. Маршалла являются знаком перехода от классики к неоклассике.

4. * Неоклассика: англо-американский маржинализм.

II. Замысел семинарского занятия

(форма обучения: очная)

Занятия по данной теме проводятся в форме олимпиады (4 часа).

Студенты предварительно разбиваются на малые группы (по 3, 4 человека). Любая несколько приобретает творческое тематическое задание.

Перечень тематических заданий:

1. Австрийская школа маржинализма (учение о благах, ценности и обмене К. Менгера; теория других вменения и издержек Ф. Визера; теория процента и капитала О. Бем-Баверка).

2. . Экономические теории Лозаннской школы: Леон Вальрас.

3. Экономические теории Лозаннской школы: В. Парето.

4. Маржиналистская теория У. Джевонса

5. Теоретический синтез А. Маршалла: новаторство и преемственность.

6. Дж. Б. Кларк: динамики «и» концепция «статики», теория предельной производительности главных факторов и распределение доходов.

7. А. Пигу: экономическая теория благосостояния.

Первый этап олимпиады (домашнее задание) – конкурс творческих проектов. Малые группы показывают творческие проекты, каковые оцениваются по трем параметрам: 1) научность, полнота содержания; 2) логичность, структурированность; 3) креативность. В конце первого занятия подводятся промежуточные итоги.

На втором этапе олимпиады (второе занятие) студенты пишут экономический диктант по теме занятия. Любой студент оценивается лично. Потом конкурс вопросов: команды обмениваются вопросами по теме занятия, отвечают на вопросы соперников. Оценивается уровень качества ответа и вопроса. В конце второго занятия подводятся итоги олимпиады.

III. Советы по исполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При исполнении независимой работы нужно обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Эта тема напрямую связана с курсом микроэкономики, исходя из этого многие понятия, каковые будут Вами прорабатываться, Вам уже привычны. К примеру, эластичность спроса, предельная полезность, другие издержки.

Для начала познакомьтесь с культурно-историческими условиями формирования австрийской школы, изучите изюминке метода и предмета «австрийцев». Исследуя экономические воззрения представителей данной школы направляться не забывать, что Карл Менгер выдвинул теорию, в соответствии с которой сокровище благ обусловливается их полезностью для потребителя; Фридрих Визер создал теорию вменения – сокровище средств производства определяется вмененной им сокровищем потребительских благ; Евгений (Ойген) Бем-Баверк создал теорию процента и позитивную теорию капитала, основанную на учете фактора времени.

Изучая Лозаннскую школу, направляться не забывать, что именно эта школа была самой математизированной и, что основной заслугой лозаннцев стала создание теории неспециализированного экономического равновесия. Лозаннская школа оказала особенное влияние на русского экономическую идея, приобщив ее к математической экономии.

Потом изучитеэкономические взоры представителя британской школы маржинализма Уильяма Стэнли Джевонса. Нужно не забывать, что именно Джевонсу в собственности обоснование «закона обмена», в котором обмен двух товаров происходит обратно пропорционально отношению их предельных полезностей.

Одной из центральных фигур маржиналистской революции есть фаворит кембриджской школы Альфред Маршалл, что пробовал сгладить различия и выделить преемственность между классикой и неоклассикой. Как раз Маршалл разрабатывал тот саамы аппарат, что был подхвачен его учениками и стал основополагающим для микроэкономического анализа: предложения и кривые спроса, понятия равновесной цены, эластичности, компании как совершенного соперника, результата масштаба и т.д. последователем и Учеником А. Маршалла был Артур Сесил Пигу. Как раз с его именем связана экономическая теория благосостояния. Напоследок проанализируйте взоры доктора наук Колумбийского университета Джона направляться Кларка (теория распределения доходов).

IV. Рекомендуемая литература

Главная литература

1. История экономических учений: учебник / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. М., 2009. Глава 9, 10.

2. История экономических учений/ Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Мокашевой. М., 2009. Глава 11, 12, 13, 14, 15.

Дополнительная литература

1. Бартенев С. А. История экономических учений. М.,2007.

2. Блауг М. Экономическая идея в ретроспективе. М., 1994.

3. Блауг М. Сто великих экономистов до Кейнса. М., 2008.

4. Маршалл А. Базы экономической теории. М., 2008.

5. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

6. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М.,2007.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем содержится неприятность вменения?

2. В чем содержится своеобразие способа А. Маршалла?

3. Что такое неспециализированное экономическое равновесие?

Обзор неоклассической экономической теории


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: