Тема 2 как провести социологическое исследование

Социология не существует, не добывая эмпирическую данные самого различного замысла – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, домашнем бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. В первую очередь исследователь применяет официальную статистику, публикуемую в изданиях, бюллетенях, докладах. Нехватающую данные он добирает при социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их именуют респондентами). Ответы математически усредняются, обобщенные эти представляются в виде статистических таблиц, выводятся и разъясняются закономерности. Конечный результат – построение научной теории, которая разрешает предвещать будущие явления и разрабатывать практические советы.

Программа изучения

Социологическое изучение начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки неприятности, гипотез и выдвижения целей, построения теоретической модели. Только после этого социолог переходит к разработке инструментария (значительно чаще это вправду анкета), после этого к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии – опять теоретический анализ, потому что эти нужно верно, то-есть в соответствии с выдвинутой теорией, трактовать и растолковать. Лишь затем следуют практические советы.

Сейчас под эмпирическим изучением понимается сбор первичных данных, совершённый по определенной программе и с применением правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную данные. Разработка (методы и методика) сбора данных отвечает на вопрос «как взяты эти», а сами эти воображают итог исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено в изучении». Стратегия эмпирического изучения задается программой изучения, куда входят теоретическая модель предмета изучения, эмпирическая схема объекта изучения, методика и методы получения данных, интерпретация и анализ данных, но не входит научный отчет, в котором обрисованы итоги.

Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического изучения.

Программа относится к типу стратегических документов научного изучения, цель которых представить неспециализированную схему либо замысел будущего мероприятия, изложить концепцию всего изучения. Она содержит теоретическое обоснование методологических методических приёмов и подходов изучения конкретного явления либо процесса.

Базой социологического изучения, его квинтэссенцией есть программа изучения. В ней заключена вся мудрость ученого, выражено все то, на что он способен – его квалификация в выборе неприятности, объекта и предмета изучения, инструментария и построения выборки, организации полевого этапа, интерпретации и анализа собранных данных.

Запрещено совершенно верно сообщить: с программы изучение начинается либо им заканчивается изучение. Программа – это и начало одного и завершение другого этапа работы. Она постоянно пополняется, уточняется, дорабатывается. Она – ноу-хау каждого конкретного ученого. В случае если желаете, метод зарабатывания денег. И чем лучше, уникальнее она составлена, чем надежнее в работе, тем больше денег она приносит собственному творцу. Вот из-за чего хорошие программы в социологии – на вес золота.

Программа социологического изучения включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологическая часть – обоснование и формулировку неприятности, указание цели, определение предмета и объекта изучения, логический анализ главных понятий, формулировку задач и гипотез изучения; методическая часть – определение обследуемой совокупности, чёрта применяемых способов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора данной информации, логические схемы ее обработки на, ЭВМ.

Выделяют следующие главные этапы составления программы изучения:

Формулировка неприятности.

Определение цели, задач, предмета и объекта изучения.

Логический анализ главных понятий.

Выдвижение догадок.

Определение выборочной совокупности.

Составление инструментария.

Полевое обследование.

интерпретация и Обработка взятых данных.

Подготовка научного отчета.

Формулировка неприятности. составление программы и Проведение исследования начинаются с верной постановки неприятности. В изучении социальная неприятность выступает как собственного рода состояние «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных черт) явления либо процесса. Социальной проблемой именуют существующую в самой действительности, в окружающей нас жизни противоречивую обстановку, носящую массовый темперамент и затрагивающую интересы многочисленных социальных групп или социальных университетов. Это возможно незнание обстоятельств роста молодежной преступности, повышения безработицы либо понижения жизненного уровня населения, понижения спроса на отечественную бытовую технику, ухудшения политического рейтинга главы страны, превышения эмиграции над иммиграцией и т.п.

При формулировке неприятности изучения социолог пытается совершенно верно выразить проблемную обстановку (и настоящее несоответствие, определяющее ее) и одновременно с этим не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Значительно чаще начальная неприятность, которая в большинстве случаев как раз абстрактна, по ходу изучения всегда сужается и к моменту выхода в «поле» получает четкий, завершенный вид. Целесообразно пара раз возвращаться к формулировке неприятности. В случае если неприятность не «урезана» до нужных размеров, постоянно остаётся опасность, что социолог будет искать ответ на решение одной, а не множества неприятностей, а значит как направляться не примет решение ни одной.

Браться за изучение нескольких неприятностей в рамках одного изучения не нужно, потому, что это усложняет инструментарий совершает его излишне громоздким, что со своей стороны снижает, во-первых, уровень качества собираемой информации, во-вторых, оперативность изучения (что ведет к старению социологических данных).

Определение цели, задач, предмета и объекта изучения. Задачи изучения смогут быть условно поделены на главные и дополнительные. Главные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: средства решения и каковы пути исследуемой неприятности? Дополнительные задачи оказывают помощь узнать сопутствующие основной проблеме изучения события, факторы, обстоятельства.

Объектом социологического изучения в широком смысле выступает носитель той либо другой социальной неприятности, в узком – люди либо объекты, талантливые дать социологу нужную информацию. Значительно чаще объектом выступает социальная несколько – студенты, рабочие, матери-одиночки, дети и т.п. В случае если, например, изучаются обстоятельства неуспеваемости в институте, то объектом изучения в равной мере являются преподаватели и студенты.

Предмет изучения включает в себя свойства объекта и те стороны, каковые в самый полном виде высказывают исследуемую проблему (прячущееся в ней несоответствие) и подлежат изучению. Обстоятельства неуспеваемости в институте – это предмет изучения. Он представляет собой концентрированное выражение связи социальной объекта и проблемы изучения.

Логический анализ главных понятий. В этом разделе программы предусматриваются такие методологические процедуры, без которых нереально воплотить в инструментарии единую концепцию изучения, соответственно реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых догадок. Их сущность пребывает в логическом структурировании главных понятий, определяющих предмет изучения. Логический анализ предполагает структуры и точное объяснение содержания исходных понятий, а на данной базе – уяснение соотношения особенностей изучаемого явления. Потом он окажет помощь верно растолковать полученные результаты. Итогом аналогичной процедуры есть теоретическая модель предмета изучения, о которой мы еще будем говорить подробнее.

Выдвижение догадок. Их совокупность отражает возможности и богатство теоретической концепции, неспециализированную направленность изучения. Догадка – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых процессов и явлений, которое нужно подтвердить либо опровергнуть. Предварительное выдвижение догадок может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Догадки – это очевидно либо неявно выраженные догадки о причинах и характере происхождения изучаемой неприятности.

К примеру, в случае если на протяжении анализа обстоятельств неуспеваемости в институте выдвигаются предположения о 1) низком качестве преподавания последовательности предметов, 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные доходы, 3) нетребовательности администрации к дисциплине и успеваемости, 4) просчетах в конкурсном приеме в высшее учебное заведение, то как раз их и направляться проверить. Догадки должны быть правильными, конкретными, ясными и касаться лишь предмета изучения. От того, как сформулированы догадки, довольно часто зависит то, какими будут способы изучения. Так, догадка о низком качестве преподавания требует проведения экспертного опроса, а догадка об отвлечении студентов на приработки – простого опроса опрощеных.

Определение выборочной совокупности. Она задается самим объектом изучения (к примеру, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сберегательного банка, работников предприятия). Различие между выборочной совокупностью и объектом содержится в том, что вторая меньше по количеству и воображает уменьшенную копию первого. В случае если объект изучения охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – много. Исходя из этого большая часть социологических изучений имеет не сплошной, а выборочный темперамент: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим показателям структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. В программе изучения шепетильно описывается проект выборки, что в последующем может уточняться.

В проекте выборки указываются правила выделения из объекта той совокупности людей (или иных источников информации), каковые потом будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности взятой информации (она нужна чтобы удостовериться в степени правомерности распространения взятых выводов на целый объект изучения).

В методическую часть программы социологического изучения включаются кроме этого черта приёмов и методов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); логическая структура используемого методического инструментария, из которой видно, на обнаружение каких черт, особенностей предмета изучения направлен тот либо другой блок вопросов; порядок размещения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве независимого документа. Время от времени ко мне включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.

В то время, когда мы приступаем к построению программы социологического изучения, то самым сложным и серьёзным делом, предопределяющим неспециализированный успех, есть, пожалуй, создание теоретической модели предмета изучения (ТМПИ).

Теоретическая модель предмета изучения – это совокупность абстрактных объектов, обрисовывающих проблемное поле, которая попала в сферу вашего теоретического интереса и которая в себя воображает единое логическое целое.

Теоретическая модель предмета изучения – главной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает замысел города, без которой турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) понятия и факты между собой. В первую очередь она включает абстрактные понятия, каковые логически увязаны между собой. После этого они переводятся в совокупность конкретных, замечаемых показателей.

Итак, центральным моментом разработки программы изучения выступает создание теоретической модели.

Типичность, возможность, статистика

Социологию именуют наукой о социально обычных явлениях.

Это единственная наука, которая совершенно верно знает о том, что думает и чего желает среднестатистический человек. Вправду, при помощи количественных распределений ответов в анкете социология выявляет обычное вывод многочисленной группы людей. Но как ей удается это делать?

Собранные в эмпирическом изучении факты взяли в социологии наименование данных. Эти – первичная информация, полученная в следствии социологического изучения: ответы опрощеных, оценки специалистов, итоги наблюдения в т.п. Эти возможно выяснить как совокупность значений переменных, приписанных единицам изучения – объектам (людям, вещам, учреждениям).

В широком смысле термин «эти» применим к итогам не только эмпирического, но и исследования. Различие между ними содержится в следующем. Социолог-эмпирик пользуется собственными данными, другими словами результатами совершённого лично им опроса либо наблюдения.

В отличие от него социолог-теоретик применяет чужие эти, другими словами результаты изучения, совершённого кем-то вторым, размещённые в печати. Личные эти стали называться первичных данных, чужие – вторичных данных.

Первичными данными именуется полученная в эмпирическом изучении статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов опрощеных.

В большинстве случаев, те и другие воображают уже обработанный при помощи математики итог изучения. Обработкой социологической информации именуют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для интерпретации и анализа.

Особые математические процедуры именуют приводным ремнем эмпирического изучения. В их основе лежит теория возможностей, определяющая разработку составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, именуемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция – умозаключение от фактов к некоей догадке (неспециализированному утверждению).

Статистический вывод – это индуктивное обобщение, выстроенное на базе математической суммирования и обработки некоего множества единиц изучения. Мы опросили 1500 избирателей и узнали, что более 60% пожилых людей (старше 60 лет) на последних выборах голосовали за коммунистов. В этом случае изучалась статистическая сообщение двух переменных: электоральное поведение и возраст. Из этого можно сделать статистический вывод: чем больше возраст респондента, тем выше возможность того, что он проголосует за коммунистов. И напротив.

Статистический вывод мы взяли по окончании анализа и обработки анкет первичных данных. Это количественный вывод. В отличие от него два вторых, рассмотренных ранее типа вывода – логический и теоретико-гипотетический – являются качественными. Связь между ними следующая. При составлении программы изучения ученый теоретически постулирует (сооружает теоретическую догадку) возможность связи между двумя переменными – электоральным поведением и возрастом. Позднее, в то время, когда он составил анкеты и совершил изучение, при математической обработке данных строится статистический вывод. Это две стороны одной медали, первый (возраст) является пробным проектом, теоретическим макетом вероятной связи двух переменных, а второй (электоральное поведение) – его эмпирическим подтверждением.

Статистический вывод – область вероятностного знания. Возможность – числовая черта степени возможности появления какого-либо случайного события при тех либо иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. Она изучается в теории возможностей – разделе математики, в котором поданным возможностям одних случайных событий находят возможности вторых событий, связанных каким-либо образом с первыми. Математическая статистика – наука о математических способах использования и систематизации статистических данных. Опираясь на теорию возможностей, она разрешает оценить, например, нужный количество выборки чтобы получить результаты требуемой точности при выборочном обследовании. Одна из главных задач теории возможностей пребывает в выяснении закономерностей, появляющихся при сотрудничестве солидного числа случайных факторов.

Инструментом установления таких закономерностей выступает закон солидных чисел, гласящий, что совокупное воздействие солидного числа случайных факторов приводит, при некоторых очень неспециализированных условиях, к результату, практически не зависящему от случая. Он помогает кроме этого инструментом обнаружения устойчивых особенностей в процессах и социальных явлениях. Закон солидных чисел используется социологами во всех статистических расчетах, без него немыслима эмпирическая социология. Закон незаменим при анализе процентного распределения ответов опрощеных (опрашиваемых). В случае если социолог выбирает большое число наблюдений, другими словами задаёт вопросы множество людей, и каждое наблюдение не зависит друг от друга либо все они от какой-то неспециализированной обстоятельства (иными словами, в то время, когда респонденты при заполнении анкеты не воздействуют друг на друга), то он выявляет устойчивые связи, массовый процесс. На законе солидных чисел строится процедура выборочного обследования в социологии (его принцип: о многих делать выводы на основании знания о немногих).

В то время, когда мы находим количественную меру, то машинально переходим в мир вероятностных утверждений. Мы можем заявить, что с достоверностью, равной 60–70%, дамы склонны выбирать в качестве брачного партнера мужчину с высшим образованием. Тут процентная часть, которая заменяет размытые формулировки типа «кое-какие», «большая часть» либо «часть», показывает степень возможности наступления данного события. Наука также может ошибаться в прогнозах. Человек непредсказуем в собственных действиях, еще менее предсказуемы массы людей, каковые, объединяясь, довольно часто ведут себя не так, как повела бы сумма разрозненных индивидов.

Вся социология, в случае если сказать о ее математическом аппарате, выстроена на возможностях, обрисовываемых в процентных распределениях. Мы говорим: 72% избирателей данного округа проголосуют за кандидата М. Это значит, что с возможностью в 72% избиратели на грядущих выборах дадут предпочтение как раз ему. Добавим ко мне неточность выборки, скажем в 5%, и можем утверждать, что избиратели проголосуют за М с возможностью 72±5%.

Степень возможности свидетельствует, во-первых, об ограниченных возможностях самой науки, во-вторых, о непредсказуемости, вариативности либо изменчивости поведения объекта изучения, в-третьих, о высокой культуре научного изучения, которая высказывает себя требованием с опаской делать выводы о действительности.

Итак, результаты выборочного изучения подвергаются математической обработке. Затем они принимают форму числовых выражений, каковые обрисовывают один либо пара фактов. Пара фактов, выстроенных в неспециализированный статистический последовательность, смогут свидетельствовать о следующем: а) тенденции, б) закономерности и реже в) законе.

Закономерность, другими словами мера возможности наступления какого-либо события либо явления или их связи, выступает предметом социологического изучения, основанного на обобщении статистических фактов. Закономерность говорит о том, как как правило обычные представители данной социальной группы ведут себя в обычных обстановках.

не сильный видом закономерности выступает тенденция, показывающая главное направление развития событий, приближение настоящего процесса к объективной закономерности. При многократном наложении разных тенденций обнаруживается устойчивая сообщение, которая и формулируется как закон. Законы высказывают то, что существует объективно, другими словами независимо от сознания людей, их выкладок и статистических расчётов. В законе запечатлевается сущность явления, исходя из этого они являются предметом теоретической социологии.

Как видим, понятия тенденции, закона и закономерности отражают повторяющуюся и устойчивую сообщение социальных явлений. Но тенденция определяет только возможность, собственного рода склонность тех либо иных событий развиваться в данном направлении, а закономерность – уже ставшую настоящим фактом ту же самую возможность (сообщение событий), приобретшую статус необходимости. закономерность и Тенденция характеризуют массовые процессы, каковые проявляют себя в среднем. Это значит, что личные отклонения в ту либо иную сторону взаимопогашаются.

Законы, как мы знаем, посильнее, всеобщнее, в случае если возможно так выразиться, закономерностей. Чтобы закономерность переросла в закон, нужно совершить огромное множество изучений и доказать, что во всех государствах и во все эры чем старше возраст, тем активнее люди голосуют за левых. Но в Соединенных Штатах и в Западной Европе пожилые люди вовсе не симпатизируют коммунистам. Значит, открытая нами закономерность, во-первых, ограничена во времени и в пространстве, во-вторых, она ни при каких обстоятельствах не станет общим законом. К тому же и теоретически доказать твёрдую связь между старшим симпатиями и возрастом коммунистам нереально. Значит, у отечественной закономерности кроме всеобщности будет отсутствовать и второй показатель – необходимость.

Шавырина И.В. Современные способы социологических изучений


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: