Тема 2. наука и научное знание

ЛЕКЦИИ ПО МЕТОДОЛОГИИ и ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Тема 1. Многообразие форм знания

Замысел

1. Понятие знания

2. Научное и вненаучное знание.

3. Специфика научного знания.

1.Главной формой познавательной деятельности, главным ее носителем есть наука. До Нового времени не было условий для создания науки как совокупности знания, необычного социального института и духовного феномена. До этого существовали только элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая совокупность трех названных сторон она появляется в середине 17 в., в эру становления капиталистического метода производства. С этого времени наука начинает развиваться довольно самостоятельно. Но она неизменно связана с практикой, приобретает от нее импульсы для собственного развития и со своей стороны воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Преобразовываясь в яркую производительную силу, наука получает серьёзное социальное значение, содействует формированию самого человека.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая яркой целью открытие и постижение истины объективных законов.

Наука — это творческая деятельность по получению нового знания и результатэтой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную совокупность на основании определенных правил. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука имеется социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Она делает определенные функции как необычная форма публичного сознания.

В Новое время все более ускоренными темпами начинается процесс размежевания между частными и традиционной философией науками. Процесс разделения нерасчлененного ранее знания идет по трем главным направлениям

* отделение науки от философии;

* выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии и др.;

* вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Поворотным пунктом в указанном ходе послужил 18 и первая добрая половина 19 в., в то время, когда, с одной стороны, из философии выделились все современные области современного научного знания, и, иначе, обособление отдельных областей в самой философии было увеличено до отрыва их друг от друга, что особенно свойственно воззрениям Канта.

Главные изюминки научного познания (критерии научности)

Главная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов познания, мышления и др. Из этого — ориентация изучения в основном на неспециализированные, значительные особенности предмета, его нужные их выражение и характеристики в совокупности абстракций, в форме идеализированных объектов.

.Яркая цель и верховная сокровище научного познания — объективная истина, постигаемая в основном методами и рациональными средствами, но, очевидно, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, дабы быть воплощенной в практике, быть управлением к действию по трансформации окружающей действительности и управлению настоящими процессами.

Научное познание имеется сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся совокупность понятий, догадок, законов и других совершенных форм, закрепленных в языке — естественном либо, что более характерно, — неестественном (математическая символика, химические формулы).

В ходе научного познания используются такие своеобразные материальные средства, как устройства, инструменты, второе так именуемое «научное оборудование».

Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность взятых результатов, достоверность выводов. Вместе с тем тут много догадок, предположений, догадок, суждений и т. п. Вот из-за чего тут наиболее значимое значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура.

Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это указывает, что в ней изучение объектов, обнаружение их специфики, связей и свойств неизменно в той либо другой мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур.

Специфика социального (гуманитарного) знания проявляется в следующих главных моментах:

Предмет социального познания — мир человека, а не просто вещь как таковая. А это значит, что этот предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек как исполнитель и автор собственной драмы, которую он же и познает.

Социальное познание ориентировано в первую очередь на процессы, т.е.на развитие публичных явлений. Основной интерес тут — динамика, а не статика, потому что общество фактически лишено стационарных, неизменных состояний. Исходя из этого фундаментальный принцип его изучений на всех уровнях — историзм.

В социальном познании необыкновенная внимание уделяется единичному, личному (кроме того неповторимому), но на базе конкретно-неспециализированного, закономерного.

Социальное познание — неизменно ценностно-воспроизведение и смысловое освоение людской бытия, которое неизменно имеется осмысленное бытие. Обычно в социальном познании смогут оказать помощь философия и религия, но не естествознание.

Социальное познание неразрывно и неизменно связано с предметными сокровищами (оценка явлений с позиций добра и зла и пр.) и субъективными (установки, нормы и т. п.). Эти моменты входят в процесс социального изучения и неизбежно сказываются на содержании приобретаемых в этом ходе знаний.

Серьёзное значение в социальном познании имеет процедура понимания как приобщение к смыслам людской деятельности и как смыслообразование.

Социальное познание имеет текстовую природу, т.е.между субъектом и объектом социального познания стоят письменные источники.

Очень сложным и весьма опосредованным есть темперамент субъекта и взаимосвязи объекта социального познания. В случае если естественные науки конкретно нацелены на вещи, то гуманитарные — на тексты.

Изюминкой социального познания есть его преимущественная ориентация на «качественную окраску событий». Явления исследуются в основном со стороны качества, а не количества. Исходя из этого удельный вес количественных способов в социальном познании значительно меньше, чем в науках естественно-математического цикла.

Диалогическая природа социального познания самый полно выражается в процедурах понимания.

В социальном познании только ключевую роль играется «верный» метод и хорошая философия. Лишь их умелое применение и глубокое знание разрешает адекватно постигнуть сложный, противоречивый, сугубо диалектический темперамент социальных процессов и явлений, природу мышления, его формы и правила, их пронизанность ценностно-мировоззренческими компонентами и их влияние на результаты познания, смысложизненные ориентации людей, особенности диалога и т.д.

Тема 2. научное знание и Наука

Замысел

1. Эмпирическое и теоретическое.

2. Неприятность – догадка – теория.

3. Сотрудничество научной теории и практики.

Научное познание (и знание как его итог) имеется целостная развивающаяся совокупность, имеющая достаточно сложную структуру. Последняя высказывает собой единство устойчивых связей между элементами данной совокупности. Структура научного познания возможно представлена в разных ее срезах и соответственно — в совокупности своеобразных собственных элементов. В качестве таковых смогут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; средства, способы познания — его орудия (материальные и духовные) и условия осуществления.

К числу главных структурных компонентов науки относятся неприятность, теория и гипотеза.

Неприятность – форма знания, содержанием которой есть то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать.

Догадка – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на базе последовательности фактов, подлинное значение которого неизвестно и испытывает недостаток в доказательстве.

Теория – самая развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и значительных связей определенной области действительности.

Теоретическое знание лишь тогда есть таковым, в то время, когда оно как раз в качестве совокупности знания точно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо предметную область. Причем такое отражение есть не пассивным, а активным, творческим, отражающим объективные закономерности. Самое значительное требование к любой научной теории – ее соответствие настоящим фактам в их связи.

Теория обязана не просто отражать объективную действительность так, как она имеется сейчас, но и обнаруживать ее тенденции, , главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а после этого и к будущему. Исходя из этого теория не может быть чем-то неизменным, раз и окончательно данным, а обязана всегда развиваться, углубляться, совершенствоваться и т.п., а высказывать в собственном содержании развитие практики.

самая практичной есть теория в ее самом зрелом состоянии. Исходя из этого нужно постоянно держать ее на самом большом научном уровне, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая явления жизни и новейшие процессы, практики. Лишь полная и высоконаучная основательная теория (а не обыденные знания) возможно управлением для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточно зрелой ступени собственного развития наука делается теоретической базой практической деятельности, которая, со своей стороны, обязана достигнуть определенного высокого уровня, дабы произошло систематическое (и экономически оправданное) использование на практике науки.

Значительный показатель развитой теории – целенаправленный систематический анализ составляющих ее способов, законов, вторых форм мышления с позиций их формы (структуры), содержания, его углубление, развитие и т.п. Понятийное творчество – атрибутивная черта зрелого творческого изучения, как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое оперирование понятиями, способами познания, его нормами и регулятивами.

Теория (кроме того самая глубокая и содержательная (сама по себе ничего поменять не имеет возможности. Она делается материальной силой только тогда, в то время, когда овладевает весами. Для осуществления идей требуются люди, каковые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в настоящую реальность, опредмечивает те либо иные научные идеи, реализует их в определенных материальных формах.

Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и имеется опредмечивание теоретического знания. В ходе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но в один момент обогащают собственные теоретические знания, контролируют и удостоверяют их истинность, развиваются и совершенствуются сами.

Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и нужных средств воплощения – как объективных, так и субъективных. Это, в частности формы организации публичных сил, те либо иные социальные университеты, нужные технические средства и т.д. Ко мне же относятся формы и способы практического действия и познания, средства и способы ответа назревших теоретических и практических неприятностей и т.п.

Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, на протяжении которого вместо уже реализованных теоретических положений появляются новые, более содержательные и развитые, каковые ставят перед практикой более непростые задачи, требуют новых условий и форм собственного опредемечивания.

Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается только в том случае, в то время, когда люди уверенный в истинности тех знаний, каковые они планируют применить в жизни. Без превращения идеи в личное убеждения, веру человека неосуществима практическая реализация теоретических идей.

5.7 знание и Научное познание — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: