Тема 2. система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа

Программная аннотация

2.1. Совокупность национальных квитанций: основные понятия и сущность.

2.2. Показатели дохода и продукта макроуровня и способы их исчисления.

2.3. Показатели динамики ВВП. Индексы стоимостей.

2.1. Совокупность национальных квитанций: основные понятия и сущность

Национальное счетоводство в широком понимании представляет собой масштабную совокупность экономического статистики и бухгалтерского учёта, которая базируется на определенных постулатах и методологических принципах, предусматривает исчисление совокупности экономических показателей и завершается построением обобщающих системы и таблиц национальных квитанций.

Сейчас совокупность национальных квитанций (СНС) – особый западный стандарт единых подходов к методологии и системе исчисления результатов деятельности национальной экономики. СНС разрабатывается Статистической рабочей группой ООН и употребляется фактически во всех государствах мира для анализа экономических процессов на макроуровне.

СНС появилась в начале прошлого века в самые развитых капиталистических государствах (США, Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Швеции) в ответ на потребность органов национального управления в информации, нужной для разработки экономической регулирования и политики рыночной экономики. Считается, что эра западных стандартов в области национальных квитанций началась в 1947 г., по окончании публикации доклада ООН, в котором были сформулированы серьёзные правила национального счетоводства. Первым западным стандартом в области национального счетоводства считается документ, принятый ООН в 1953 г. называющиеся Совокупность национальных вспомогательных таблиц и счётов. В 1993 г. Статкомиссия ООН одобрила новую СНС. На базе этого последнего стандарта Госкостат Украины разрабатывает национальные квитанции и рассчитывает экономические показатели.

Ключевые принципы, на которых строится СНС, сводятся к следующему.

Продуктивной считается каждая деятельность, приносящая доход ее субъектам. Так определяются границы экономического производства, т.е. виды экономической деятельности (сферы и отрасли), в которых создается цена, национальный доход и национальный продукт. Современная СНС включает в сферу экономического производства все виды деятельности по производству услуг и товаров, а также нематериальные услуги, каковые результат деятельности отраслей так называемой непроизводственной сферы (национальное управление, защита, образование, здравоохранение, наука, культура, мастерство, финансы, жилищно-коммунальное хозяйство).

Экономическое равновесие основывается на тождестве между произведенным доходом и продуктом, взятым от его реализации. Цена продукта, с одной стороны, есть суммой цены факторов производства, израсходованных на его изготовление, с другой – это сумма доходов, приобретаемых обладателями производственных факторов. Так, по цене затраты равны доходам. Но равновесие и тождество между доходами и расходами – только тенденция и вероятно временное отклонение от равновесия, которое потом восстанавливается рынком.

В базе национального счетоводства – процессы создания, распределения, перераспределения и дохода и использования продукта в рамках экономической совокупности с закономерностями функционирования и определённой структурой. Стадии воспроизводственного цикла (производство продуктов и одолжений, которые связаны с этим процессом образование доходов, первичное и вторичное их использование и распределение) отражают постоянный поток преобразований затрат в доходы, а доходов в затраты. Так процесс функционирования экономики предстает как постоянный кругооборот расходов и доходов.

Наиболее значимыми категориями СНС считаются: экономическая операция, экономическая территория, институциональная единица, сектор, счет. Определим кое-какие из них.

Институциональная единица – это хозяйствующий субъект, что обладает и распоряжается активами, от собственного имени принимает обязательства, вступает в экономические взаимоотношения (сделки) с другими институциональными единицами, образовывает и ведет полный комплект квитанций, включая баланс пассивов и активов. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица – предприятия, корпорации, национальные учреждения, страховые компании и банки, публичные организации и др.; физические лица – домашние хозяйства, каковые рассматриваются как независимые институциональные единицы, поскольку являются центрами принятия экономических ответов, определяющих их поведение. Институциональные единицы группируются в секторы экономики (институциональные секторы) по следующим параметрам: делаемые ими функции в экономическом ходе; метод финансирования затрат. По названным параметрам в СНС образуется пять секторов: нефинансовые корпорации; денежные корпорации; органы неспециализированного национального управления; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Сектор нефинансовых корпораций образуют предприятия (частные, национальные, совместные, находящиеся под контролем зарубежного капитала и др.), корпорации и ассоциации предприятий, занимающиеся производством нефинансовых услуг и товаров для продажи их на рынке по стоимостям, каковые покрывают издержки производства и снабжают прибыль.

Сектор денежных корпораций включает институциональные единицы, каковые на коммерческой базе занимаются денежным посредничеством (между теми, кто сберегает, и теми, кто инвестирует) либо вспомогательной денежной деятельностью. К ним относятся коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и пр. Затраты финансируются за счет отличия между процентами, каковые взяты за предоставление ресурсов, и процентами, уплаченными за привлеченные ресурсы.

Сектор неспециализированного национального управления включает в основном бюджетные национальные учреждения, каковые реализовывают политические и регуляторные функции, предоставляют нерыночные услуги для личного либо коллективного потребления и перераспределяют богатство и доходы. К этому сектору относятся органы национального управления центрального и местного уровней, некоммерческие бюджетные организации, национальные целевые фонды. Затраты финансируются за счет налогов и частично за счет доходов от собственности и некоторых неналоговых поступлений.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц как потребителей, а в некоторых случаях, как физических лиц-предпринимателей. Затраты сектора финансируются за счет зарплаты , доходов от собственности, пенсий, и от реализации продукции некорпоративных фирм (небольших ферм, маленьких магазинов, ресторанов, мастерских и т.п.).

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включает публичные, политические, профсоюзные, религиозные организации, основная функция которых – предоставление нерыночных одолжений участникам этих организаций. Затраты этого сектора финансируются за счет необязательных взносов, доходов от собственности, пожертвований.

Все институциональные единицы (другими словами юридические и физические лица), каковые объединяются в указанные секторы, являются резидентами данной страны. Экономика является совокупностью лишь тех институциональных единиц, каковые являются резидентами данной страны. Резидентами данной государства считаются институциональные единицы, каковые связаны с экономической территории данной страны экономическим интересом в течение долгого времени (не меньше одного года). В случае если экономические интересы институциональной единицы сосредоточены на экономической территории других государств, то она есть нерезидентом данной страны.

Для учета результатов сотрудничества резидентов с нерезидентами в СНС выделяется отдельный сектор – остальной мир (сектор заграница).

Под экономической территорией знают территорию, которая административно управляется правительством страны и в пределах которой смогут вольно перемещаться люди, денежные средства и товары. К ней относится кроме этого национальное воздушное пространство, континентальный шельф и территориальные воды в интернациональных водах, на каковые страна имеет необыкновенные права, и территориальные анклавы в других государствах (территории, на которых находятся консульства, консульства, научные базы и военные и т.д.). Одновременно с этим часть собственной географической территории страны, применяемой вторыми государствами, не включается в состав ее экономической территории.

Экономическая операция – необязательное сотрудничество хозяйствующих субъектов, т.е. институциональных единиц (двух либо более). По собственной сути операции – это или обмен или необязательная передача (без соответствующего эквивалента) экономических сокровищ. Классификация операций в СНС разрешает поделить их на следующие группы: операции с услугами и товарами (использование и производство на разные цели услуг и товаров); распределительные операции (перераспределение и распределение доходов); операции с денежными инструментами (приобретение денежных активов, принятие денежных обязательств, в частности ссуды, прирост депозитов в банках и др.); другие потоки либо другие операции (охватывают остальные экономические потоки, каковые не учтены в прошлых операциях).

Экономические операции, из-за которых одни институциональные единицы передают вторым институциональным единицам бесплатно товары, услуги, активы, в СНС именуются трансфертами. Этим же термином обозначаются перераспределительные платежи, благодаря которым осуществляется перераспределение доходов. Трансферты смогут быть текущими и капитальными, в финансовой и натуральной формах (к примеру, текущие налоги на имущество и доходы, страховые премии, штрафы, пенсии, пожертвования и др.).

Для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами, употребляются счета. Счет в рамках СНС – это балансовая таблица, складывающаяся из двух разделов: ресурсы, либо изменение в обязательствах; применение, либо изменение в активах. В СНС существует четкая классификация квитанций: для институциональных секторов экономики; для отраслей экономики; для отдельных экономических операций; для экономики в целом (консолидированные квитанции). Любая из указанных групп имеет собственную классификацию. Так, к примеру, счета для институциональных секторов делятся на квитанции текущих счёта и операций накопления. Текущие квитанции, со своей стороны, складываются из квитанций производства, образования дохода, распределения первичных доходов, вторичного распределения доходов, применения располагаемого дохода, перераспределения доходов в натуре, применения скорректированного располагаемого дохода. Счета накопления включают: счет операций с капиталом, денежный счет, счет других трансформаций в активах.

Обществознание (ЕГЭ). Урок 50. Совокупность национальных квитанций. Экономический рост. Экономические циклы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: