Тема 2. специфика массовой информации

задачи и Цели курса

Цель курса: ознакомить студентов с азами теории журналистики, главными регуляторами журналистской деятельности; привить начальные навыки структурного, функционального, содержательного анализа печатных, электронных, сетевых СМИ.

Задачи:

а) разглядеть главные положения теории журналистики;

б) создать у студентов представление о правовых и этических нормах журналистики;

в) соединить в представлении студентов практику и теорию масс-медиа.

Тематический замысел курса

Содержание программы курса по темам

Тема 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности

Показатели информационного общества. Социальная информация. Журналистская информация. Виды журналистской информации: событийная, комментированная, базовая. Множественность значений термина информация. Информация массовая, особая и личная. Показатели массовой информации. Потребности общества, удовлетворяемые массовой информацией. Неприятность действенного сотрудничества текста с аудиторией. Три этапа массово-информационной деятельности. Прагматика журналистского текста: небанальность, декодируемость, релевантность. Семантика журналистского текста: дескриптивная, информация, прескриптивная информация, валюативная информация, нормативная информация. Синтактика журналистского текста. Единое информационное пространство. Компоненты единого информационного пространства. Ограничения единого информационного пространства. Лакуны в единого информационного пространства.

Тема 2. Познание действительности в журналистике

Виды людской творчества. Публицистика как творчество. Жанры публицистики. методы познания и Предметы отображения действительности в журналистике. Факт, событие, социальная обстановка, процесс, личность. Способы познания действительности в журналистике. Эмпирические способы. Наблюдение, виды наблюдений. Работа с документами. Способ интервью. Способ опыта. Теоретические способы. Формально-логические способы: индуктивное умозаключение, дедуктивное умозаключение. традуктивное умозаключение. Содержательно-логические способы: способ синтеза и анализа, гипотетический способ, способ историзма. Художественный способ.

Тема 3. Функции журналистики

Изменение представлений о функциях журналистики в теории отечественной журналистики. Зарубежные теоретики СМИ о функциях журналистики. Социологические изучения в сфере функций СМИ. Субъекты массовой коммуникации. Конкретно-организаторская функция. Культурно-образовательная функция. Рекламно-справочная функция. Рекреативная функция. Служебно-опытная функция. Творческая функция. Идеологическая (социально-ориентирующая) функция. политическое устройство и Идеология общества. Три уровня реализации политико-идеологических моделей. Поиск консолидирующей идеологии в русском обществе. Идеологические модели поведения СМИ. «Четыре теории прессы». Пропаганда, виды пропаганды. Агитация.

Тема 4. Журналистика как совокупность СМИ

Совокупность СМИ как исторически формирующаяся структура. Факторы, определяющие типологическую структуру СМИ России. Векторы развития русских СМИ. Информационные холдинги. Пражурналистские явления. Происхождение периодических печатных СМИ. «Ведомости» – первая русский газета. Типология печатных СМИ. Изобретение телевидения. Развитие телевидения в Российской Федерации. Типология телевизионных каналов. Типология телепрограмм. Национальные и частные телекомпании. Публичное телевидение. Изобретение радио. Типология радиостанций. Понятие радиоформата. Формат: музыкальный, информационный, имиджевый, технологический. Типология сетевых СМИ. Происхождение интернета. Особенности гипертекста. Отличия сетевых СМИ от классических СМИ. Разные подходы к типологии сетевых ресурсов. Типология интернет-СМИ. Инфраструктура СМИ. История происхождения информагентств. Мировые агентства. Ведущие агентства России. Региональные информагентства. Типология информагентств. Рекламные агентства. PR-агентства. Пресс-центры. Техническая часть инфраструктуры. Университеты работы с кадрами. Организационно-управленческая инфраструктура.

Темы семинаров

Тема 1. Знакомство

Практическое задание

Подготовить устное сообщение (5 – 10) на тему по выбору:

Мои стаж работы в массмедиа

СМИ моего региона

СМИ, которым я отдаю предпочтение

Тема 2. Специфика массовой информации

Литература

Лазутина Г. Базы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 1998.

Шишкин Н. Э. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

Вопросы для дискуссии

1. Сформулируйте показатели информационного общества.

2. Что такое социальная информация?

3. Каково место журналистской информации среди других видов социальной информации?

4. Каковы показатели массовой информации?

5. Какие конкретно трактовки термина информация вероятны в среде журналистов?

Практическое задание

В печатных СМИ отыщите примеры текстов, удовлетворяющих главным потребностям общества в массовой информации.

4.9. СМИ в политической совокупности


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: