Тема 3.6. «статистика цен и тарифов»

Цена – выражение цены товара в финансовых единицах определенной валюты (национальной либо интернациональной) за количественную единицу товара.

В базу современной классификации концептуальных задач статистики стоимостей, не считая анализа динамики стоимостей, изучения структуры стоимостей, региональных различий стоимостей, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на разные товары смогут быть так же положены следующие параметры: цели, достигаемые ответом задачи, и субъекты, заинтересованные в ответе задачи.

Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Черта состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту неспециализированную задачу в условиях рынка, статистика разглядывает поведение стоимостей как опосредованную реакцию на трансформацию экономической обстановке (финансовая эмиссия, предложения и сбалансированность спроса, дифференциация и рост доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение требований качества и уровня товаров к нему и т. д.).

2. Черта цены как инструмента управления рынком. С данной позиции статистика изучает возможности и степень действия цен на производство (среди них и посредством налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят издержки обращения и скорость оборота), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между спросом и ценой не всегда подтверждается на практике, к примеру при «респектабельной» цены либо цены «показателя качества». Статистика стоимостей имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ стоимостей с позиции маркетингового управления ценообразованием и национального регулирования стоимостей. Ответ данной задачи предполагает статистически распознать закономерности ценообразования, поведения покупателя и поведения цен, установить влияние их на уровень судьбы, смоделировать и осуществить прогноз трансформации стоимостей.

Втораяклассификация — с заказчиков и позиции пользователей статистической ценовой информации — выделяются следующие неспециализированные задачи статистики стоимостей.

1. С позиции страны: изучение цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня судьбы, как основной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий трансформации цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как наиболее значимого фактора формирования бюджета; статистическое изучение стоимостей, моделирование их закономерностей для принятия ответов по ценообразованию, для контроля над финансовым обращением в стране; анализ стоимостей с целью регулирования уровня цен на стратегические и крайне важные товары, для обнаружения отраслей, в каковые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение стоимостей как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных их дифференциации и уровней цен, моделирование качественных характеристик и взаимосвязи цен товара, структуры стоимостей в отрасли, изучение стоимостей других других субрынков и товаров и т. д.

3. С позиции клиента: изучение стоимостей как фактора индексации доходов, формирования потребительской прожиточного минимума и корзинки; определение ценового влияния на уровень судьбы разных социальных групп населения; анализ соответствия стоимостей уровню доходов и качеству товаров, предпочтениям потребителей; обнаружение ассортиментной разделении стоимостей как фактора выбора (вынужденности) приобретения и т. д.

Вышеперечисленные концептуальные задачи статистики стоимостей решаются посредством конкретных функциональных задач, каковые включают:

— регистрацию стоимостей, наблюдение за их трансформацией;

— анализ уровня стоимостей, его дифференциации;

— чёрта структуры стоимостей;

— изучение соотношений стоимостей разных товаров, перекрёстной эластичности и субрынков стоимостей;

— оценку, моделирование и анализ колеблемости, сезонности и цикличности стоимостей;

— региональный анализ стоимостей;

— моделирование и анализ динамики стоимостей;

— моделирование и выявление факторов, воздействующих на уровень, динамику и вариацию стоимостей;

— прогнозирование стоимостей.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики стоимостей в собственности индексному способу. Сравнение стоимостей одного товара осуществляется посредством личного (однотоварного) индекса стоимостей:

где pi0 , pi1 – цены на товар в базовом и текущем периоде.

Индекс средних стоимостей используется при изучении трансформации стоимостей товарных групп, стоимостей одного товара по субрынкам и различным территориям:

где pi1, qi1 — количество и цена реализованного i — го вида товара (товара на i — й территории либо i — м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;

pi1, qi1 — количество и цена реализованного i — го вида товара (товара на i — й территории либо i — м субрынке) в базовом году, i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, дабы их количество поддавалось суммированию.

Главной формой индекса стоимостей для совокупности разнородных товаров есть агрегатный индекс. Цены разных товаров (к примеру, компьютеров и кондитерских изделий) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается методом взвешивания каждой цены по количеству реализованных товаров. Сумма произведений стоимостей товаров на их количество образовывает товарооборот совокупности товаров. Дабы распознать конкретно изменение стоимостей, нужно зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

– базового периода времени (формула Ласпейреса);

текущего периода времени (формула Пааше)

.

Четкость интерпретации, удобство и экономический смысл практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, что показывает, во какое количество раз изменились бы потребительские затраты в текущем периоде если сравнивать с базовым, если бы при трансформации стоимостей уровень потребления оставался прошлым. Таковой расчет корректен при отсутствии больших количественных и качественных трансформаций в структуре потребления (во времени и по территории, в случае если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение динамики розничных стоимостей (к примеру, чтобы получить дефлятор, разрешающего вычислить стоимостные показатели отчетного периода в сопоставимых стоимостях) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Итог расчета по формуле Пааше показывает, во какое количество раз сумма фактических затрат населения на приобретение товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы стоимости оставались на уровне базового периода.

Статистическим анализом доказано, что в долгосрочном нюансе формула Пааше занижает настоящее изменение стоимостей благодаря публичной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, в случае если цена его возрастает).

Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пробовали отыскать компромиссную формулу.

Формула Эджворта — Маршалла:

Формула (5) улавливает сдвиги в структуре приобретений, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного настоящего периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.

самый удачным компромиссом многие экономисты вычисляют «совершенный» индекс Фишера:

что оценивает не только комплект товаров базового периода по стоимостям текущего, но и комплект товаров текущего периода по стоимостям базового. Используется при проблем с выбором весов либо большого трансформации структуры весов.

Разновидностью розничных стоимостей являются цены на продукты массового (публичного) питания. Они образуются на базе розничных либо оптовых цен на продукты, покупаемые фирмами массового питания с добавлением наценки, возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль. Яркая регистрация стоимостей продукции массового питания фактически неосуществима из-за громадного разнообразия ее отсутствия и состава стабильной единицы измерения. Исходя из этого для расчета индекса цен на продукцию массового питания исчисляют индекс цен на израсходованные товары и продукты, реализованные на фирмах массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, со своей стороны, складывается из двух индексов: индекса норм наценок (т. е. процента наценки к цене продукта) и индекса трансформации самих стоимостей:

где n1, p1, q1 – норма наценки, количество и цена товаров в отчетном году, n0, p0, q0 – норма наценки, количество и цена товаров в базовом году; k – число i-x разновидностей товаров;

Так как расход продуктов в производстве продукции массового питания учитывается в стоимостных единицах, то для расчета употребляется формула среднего гармонического индекса:

где inp = in * ip = n1p1 / n0p0

Формула индекса стоимостей массового питания имеет форму:

Индексы при систематическом расчете с каждым годом образуют индексные последовательности. Различают базовые последовательности (цены каждого года сравниваются с стоимостями года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение стоимостей если сравнивать с прошлым годом). Веса индексов последовательности смогут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базовый индекс.

Для самая общей чёрта уровня инфляции во всемирной практике употребляются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) разрешает оценить уровень инфляции на потребительском рынке.

Дефлятор ВВП (ДВВП) оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, создаваемых и потребляемых в стране, учитывает не только изменение стоимостей товаров народного потребления, но и стоимостей товаров, применяемых в национальных заинтересованностях, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых услуг и товаров. В большинстве государств ИПЦ публикуется каждый месяц, в кризисных условиях — еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная либо годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.

В Российской Федерации ИПЦ исчисляется за ежемесячно и нарастающим итогом В первую очередь года по модифицированной формуле Ласпейреса:

где p(t-1)q0 = p0q0 ? p1/p0 ? p2/p1 ?…? pt/p(t-1) .

Модификация пребывает в том, что изменение стоимостей исчисляется на базе последовательных наблюдений цены, т. е. В любой период времени базисные веса умножаются на последнее значение индекса стоимостей.

ДВВП в большинстве государств определяется по способу Пааше. Узнаваемая формула возможно представлена в виде:

Отечественная практика расчета ДВВП имеет кое-какие особенности: сперва посредством индексов стоимостей либо физического количества (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, вычисленного по способу конечного применения, в стоимостях прошлого года. После этого по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базовый ДВВП определяется методом перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до — базового года.

Главным показателем динамики инфляции помогает норма инфляции:

N=(It — It-1) / It

где It и It-1 – индексы стоимостей смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на какое количество процентов изменился уровень инфляции за этот период времени. В случае если N образовывает 1 – 9 %, инфляция именуется «ползучей», 10 – 49 % — «галопирующей». При 50 % и более в месяц — экономика «больна» гиперинфляцией.

Для измерения инфляции употребляется индекс платежеспособности финансовой единицы, показывающей, во какое количество раз обесценились деньги:

IП.С.= 1 / Ip

Одной из составляющих инфляции есть финансовая масса, не обеспеченная соответствующим числом услуг и товаров. Величина финансовой массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост финансовой массы при замедлении оборота денег может не привести к инфляции, к примеру, в случае если подняты ставки на депозиты. Но, в большинстве случаев, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает клиентов к стремительной их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее цен товаров и физического объёма. Потому, что товарная и финансовая масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних стоимостей товарной массы определяется размером трансформации ее физического количества, массы денег в скорости и обращении их обращения

Так, неспециализированный размер инфляции прямо пропорционален росту финансовой массы и повышению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы (в постоянных стоимостях).

Финансовая масса рассчитывается национальной статистикой как остатки и оборот наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера накоплений, платежей и взносов; товарная масса — как продажа и товарооборот одолжений, финансовые затраты населения на приобретение услуг и товаров либо ВВП.

Степень соответствия товарной и финансовой массы оценивается посредством последовательности показателей:

— соотношения финансовой и товарной массы в динамике и статистике;

— соотношения темпов роста финансовой эмиссии и стоимостей;

— соотношения темпов цен и роста доходов.

Изменение номинальных доходов (p1q1-p0q0) складывается из трансформации настоящих (пересчитанных в сопоставимые стоимости) доходов (p0q1-p0q0) и роста доходов за счет трансформации стоимостей (p1q1-p0q1). Сопоставление этих показателей продемонстрирует размер утрат (прироста) настоящих доходов, либо как рост доходов населения возмещал его утраты от обесценения денег. Подобно осуществляется анализ настоящих утрат финансовых накоплений населения.

В качестве информационной базы для анализа инфляции употребляются разные источники. Цены на услуги и товары-представители планируют статистикой способом выборочного наблюдения; структура потребительских затрат определяется статистикой домашних бюджетов на протяжении регулярных обследований; совокупность статистической отчетности приобретает информацию о товарообороте; сведения о финансовой массе статистические органы приобретают от банков; баланс финансовых расходов и доходов населения разрешает определять затраты на приобретение услуг и товаров.

Как ПРОВЕРИТЬ ПРОДАВЦА на АЛИЭКСПРЕСС / ДИНАМИКА СТОИМОСТЕЙ | #128308;


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: