Тема 3. ценообразование на услуги здравоохранения.

При изучении данной темы студентам нужно знать, что рынок медицинских одолжений – это особенный рынок. Роль страны другая, отнюдь не меньше значимая – государство обязано обеспечивать обществу минимально нужное уровень качества медицинской помощи, предоставляемой не только национальными, но и частными медицинскими учреждениями. Как раз для этого государство формирует особые университеты: стандарты качества помощи, минимальные обеспечения необходимой медицинской помощи, образовательные цензы подготовки экспертов, судебную и правовую защиту (не только потребителей, но и производителей медицинских одолжений), совокупность национального контроля и пр.

Услуги здравоохранения являются деятельностью медицинских работников, имеющую своим результатом нужный эффект восстановления, укрепления и поддержания здоровья. В соответствии с действующим законодательством медицинские организации оказывают гражданам платные медицинские услуги дополнительно к гарантированному количеству бесплатной медицинской помощи. В структуре оказанных населению платных медицинских одолжений преобладает платная амбулаторно-поликлиническая помощь.

Студенты должны осознавать специфику коммерческой деятельности в здравоохранении и знать, что при организации коммерческой деятельности на медицинские услуги нужно учитывать, что для получение лицензии на ведение данной деятельности, кроме последовательности условии, нужно наличие у начальника лицензиата и (либо) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам услуг и работ) не меньше 5 лет – для юрлица; и наличие высшего либо среднего медицинского образования, специальной подготовки и дополнительного образования, соответствующих характеру и требованиям делаемых работ и предоставляемых одолжений, и стажа работы по лицензируемой деятельности не меньше 2 лет – для личного предпринимателя.

Студенты должны знать виды медицинского страхования в Российской Федерации и осознавать, что целью медицинского страхования, которое подразделяется на два вида – необходимое ( за счет средств работодателей на трудящееся население и местных бюджетов – на неработающее) и необязательное ( за счет работодателей либо самих граждан сверх отчислений на необходимое медицинское страхование), есть гарантирование гражданам при происхождении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Очень направляться подчернуть, что спрос на медицинские услуги определяется потребностью в них, которая, со своей стороны, обусловлена уровнем здоровья населения. Но на количество спроса влияет не только уровень потребности, но и цена на эти услуги, цены взаимозаменяемых, снабжающих здоровый образ судьбы, и взаимодополняющих услуг и товаров (цены на лекарства), уровень доходов населения, в какой-то мере фактор моды. При таком подходе уровень цен на услуги обязан стимулировать потребление профилактических одолжений, потому, что их потребление может сохранить здоровье и сократить потом затраты на проведение дорогостоящих направлений лечения. Одновременно с этим направляться подчернуть, что, в отличие от большинства видов одолжений, услуги здравоохранения фактически невзаимозаменяемые и, следовательно, эластичность спроса на них по цене и по доходу значительно ниже, чем по вторым услугам.

Количество предложения медицинских одолжений, со своей стороны, зависит от уровня цен на услуги, наличия ресурсов оборудования, соответствующих разработок, квалифицированных кадров, лекарств и медикаментов и цен на них, и цен на взаимодополняющие виды одолжений – анализы, процедуры и т.д. Разумеется, что цена оказания медицинских одолжений будет быстро колебаться по различным видам болезней и в различных больницах, в зависимости, с одной стороны, от сложности заболевания, а с другой – от наличия в медицинском учреждении соответствующих медикаментов и видов оборудования. Потому, что ресурсы, применяемые в здравоохранении, имеют в значительной степени локальный темперамент, крайне важно создать медико-экономические стандарты лечения всех видов болезней для формирования сопоставимости и обеспечения затрат обоснованных стоимостей.

Студенты должны усвоить, что методы и принципы определения стоимостей в совокупности ОМС и платного медобслуживания разны. В соответствии с принятой практикой в совокупности ОМС действуют не цены, а тарифы. В состав тарифа включаются затраты медучреждения на исполнение территориальной программы медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией затрат без прибыли и выделения себестоимости. Состав затрат бюджетной классификации включает как возмещение текущих затрат, так и финансирование развития медучреждения. Получение прибыли за счет средств ОМС не предусмотрено. Одновременно с этим расчет цен на платные медицинские услугипредполагает формирование цены как прибыли и суммы себестоимости.

Определение затрат в большей части медучреждений ведется в соответствии с бюджетной классификацией затрат, и исходя из этого калькулирование затрат для целей ценообразования затруднено. Все же затраты, входящие в себестоимость медицинских одолжений, возможно сгруппировать следующим образом:

1) затраты на зарплату ;

2) отчисления на социальные потребности;

3) материальные затраты;

4) амортизация главных фондов;

5) другие.

Материальные затраты в здравоохранении целесообразно подразделить на затраты, которые связаны с ярким обеспечением лечебно-диагностического процесса в каждом из подразделений лечебно-поликлинического учреждения, и общебольничные материальные затраты.

Студенты должны знать, что ответственным вопросом в здравоохранении есть выбор калькуляционной единицы и, следовательно, единицы на которую будет исчислена цена. Выяснены следующие методы оплаты медицинской помощи и, следовательно, способы расчета тарифа (цены) на услугу:

для амбулаторно-поликлинических учреждений:

1) по подушевому принципу на одного обслуживаемого медицинским учреждением больного с учетом половозрастной других параметров и структуры, воздействующих на количества потребления медицинской помощи (на данный момент вариант для того чтобы способа используется в ОМС в виде нормативов на каждого обитателя),

2) по законченным случаям лечения;

3) за случай поликлинического обслуживания (обращение

доктору);

4) за отдельную медицинскую услугу,

5) за отдельную медицинскую услугу по единой совокупности та-

рифов, выраженных в баллах.

на услуги стационаров:

1) по смете затрат, на базе которой выяснены затраты на 1 койко-день (по этому принципу осуществляется финансирование приблизительно трети больничных учреждений в совокупности ОМС);

2) по случаю госпитализации (дифференцированно по профилю отделения либо отдельным болезням);

3) по клинико-статистическим группам (КСГ), каковые представляют собой группировки случаев госпитализации, однородных по клиническим, медико-демографическим и экономическим параметрам.

4) по нозологии (группе болезней) исходя из цены 1койко-дня;

5) на базе медико-экономических стандартов лечения отдельного заболевания.

Нужно уяснить, что для обоснованного определения стоимостей принципиально важно знать не только уровень издержек, но и состояние рыночной конъюнктуры и эластичность спроса по цене, иметь возможность распознать специфику формирования цен на различных рынках , оценить действие издержек и изменения цен на прибыли учреждений и величину дохода здравоохранения. Разумеется, что уровень цены на платную медицинскую услугу зависит от ее среднего (квалификации и качества врача медицинского персонала), качественных расходных материалов и параметров оборудования, используемой технологии, уровня комфортности условий оказания услуги, репутации лечебного учреждения, что приводит к значительному разбросу стоимостей кроме того на однообразные услуги.

Роль трансфертного ценообразования


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: