Тема 3. помехи в общении

С детства мы привыкли слышать — „это прекрасно, а это не хорошо, а чаще —„так запрещено. В 15—17 лет человек сам уже имеет на данный счет собственный вывод, но не всегда мысли и эмоции в ладу между собой.

«Я осознаю, что это не хорошо, но так я ощущаю себя в безопасности». Довольно часто узкий взор на проблему так ограничивает способы взаимодействия и наше восприятие, что для ответа большинства неприятностей нужна помощь вторых людей или целенаправленное изменение себя.

направляться обратить внимание ребят на кое-какие факторы, мешающие в общении.

Занятие № 1 (2 часа). Обратная сообщение в межличностном контакте.

Цель: обучиться соотносить темперамент обратной связи с содержанием общения, чувствами, эмоциями. Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает:

а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость, скорбь, лесть и т. п.

б) сообщить фразу, изображая на лице те же состояния, добавив движения и жесты.

Обсуждение.

Достаточны ли отечественные возможности выражения собственных эмоций? Какие конкретно эмоции, появляющиеся в контакте, мы довольно часто пробуем скрыть от партнера по общению?

Информация для педагога-психолога.

В следствии дискуссии проявляются обстоятельства несоответствия эмоций настоящих (переживаемых) тем, что человек высказывает в общении. Дать наименование этому феномену (безличная коммуникация либо коммуникация при помощи масок). Обговорить „маски, соответствующие и не соответствующие обстановки (в школе, в компании, семье и т. д.). Крайне важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.

Занятие № 2. „Маски в общении.

Цели: осознание собственных личных способов ухода от искреннего, открытого общения.

Порядок работы.

Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:

1) безучастности;

2) прохладной вежливости;

3) гордой неприступности;

4) агрессивности („попытайся не выполнить мое желание);

5) послушания либо угодливости;

6) деланной доброжелательности либо сочувствия;

7) простодушно-чудаковатой веселости.

(Потому, что в группе больше семи человек, то 2-я и 6-я карточки повторяются.)

Сейчас участники попеременно должны показать собственную „маску.

Вариант 1. Каждому участнику нужно отыскать в памяти либо придумать обстановку, которая помогла бы изобразить маску и показать ее всем.

Вариант 2. Любой участник обязан выбрать себе партнеров и инсценировать без слов либо со словами обстановку, соответствующую маске. Инсценирование заканчивается „живой фотографией: маску необходимо удерживать на лице не меньше двух мин. (возможно разыграть сцены из „Ревизора Н. В. Гоголя).

Информация для педагога-психолога.

Вариант 2 предпочтительнее, потому, что снижает некоторую искусственность и тревожность задания. По окончании урока возможно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа выпишите, какими „масками вы значительно чаще пользуетесь в жизни, чем они оказывают помощь и чем мешают в общении.

Занятие № 3 (1 час). Искажение информации в общении.

Цель: продемонстрировать, как мешает общению искажение информации. Ведущий предлагает участникам отыскать в памяти привычные упражнения:

Упражнение 1. „Зеркало (см. стр. 80).

Упражнение 2. „Сломанный телефон (см. стр. 89).

Обсуждение. Постараться в свободной беседе распознать обстоятельства искажения информации в общении. Какие конкретно мысли, эмоции, жажды показались; как изменяют данные пол, взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех обстоятельств искажения информации, распознанных в беседе, выбрать чаще всего видящиеся.

Занятие № 4 (2 часа). Формирование образа партнера.

Цели: „чтение и формулирование „подтекста поведения партнера; обнаружение механизма ловушек в общении: стереотипа восприятия, переноса собственных эмоций, навешивания ярлыков; разграничение понятий „партнер и „выстроенный образ.

Упражнение.

Ведущий предлагает трем желающим участникам задание, которое они должны будут показать, войдя в помещение (остальные участники задания не знают).

Показать состояния:

Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться.

Самодовольной уверенности занимающего большой пост человека.

Радостного, беззаботного человека.

Любой из них обязан поздороваться и задать пара вопросов группе. Оставшиеся члены группы записывают впечатления: рост, вес, возраст, статус, черты характера, для чего пришел, что от него ожидать. После этого записи о всех вошедших либо об одном (экономия времени) на выбор зачитываются.

Обсуждение.

На основании чего сложился образ?

Как объективным возможно данный образ?

Информация для педагога-психолога.

В обобщении обратить внимание на то, как отражаются на создании образа:

— социальное, интеллектуальное неравенство, переоценка психотерапевтических качеств;

— фактор внешней привлекательности;

— фактор амурных, дружеских взаимоотношений;

— хорошее отношение к группе (человеку);

— стереотипы.

Этого упражнения, быть может, в некоторых группах будет не хватает. Возможно предложить записать письменный портрет (внешний и психотерапевтический) привычного вам человека. Это покажет массу стереотипов, „ярлыков, приписываемых достоинств и недостатков. Систематизировав препятствия восприятию человека, возможно постараться „нарисовать групповой портрет.

Напоследок нужно отыскать в памяти ситуации:

1) в то время, когда первое чувство выяснилось обманчивым (обговорить последствия общения с созданным образом, а не с человеком);

2) в то время, когда подруги либо приятели быстро прерывают отношения;

3) феномен любви (по данной теме лучше трудиться с литературными произведениями).

Занятие № 5 (2 часа). Влияние врожденных факторов на стиль общения.

Цели: обучиться осознавать — какой темперамент у человека, что возможно ожидать от людей того либо иного темперамента; различать формы коммуникации — эмоциональный всплеск и „агрессию.

Порядок работы.

Упражнение.

Ведущий предлагает абстрактную обстановку, к примеру: «Вы торопитесь на встречу. Вас обрызгивает проезжающая мимо машина». Как вы поведете себя в этом случае? Записать на листочках собственные реакции (вербальные и невербальные) и первые фразы, каковые вы бы сказали. После этого все просматривают собственные листочки и делятся на четыре группы по сходству реакций.

Обсуждение.

Какие конкретно реакции свойственны в основном для каждого из четырех типов темперамента?

Какие конкретно эмоции приводят к этим у людей другого темперамента?

Какие конкретно последствия во сотрудничестве смогут быть, если не учитывать эти факторы?

Конструктивные и деструктивные формы сотрудничества людей разного темперамента.

Информация для педагога-психолога.

Выводов лучше не навязывать, опасаясь установления стереотипов.

Занятие № 6 (2—3 часа). Мышечные зажимы — фактор, снижающий продуктивность общения.

Цели: выяснение роли прикосновений в общении: а) значения памяти мышц; б) последствий возрастных „застреваний.

Порядок работы.

Упражнение 1.

Ведущий предлагает участникам поделиться с окружающими воспоминаниями:

а) какие конкретно вещи в юные годы были любимыми, какие конкретно — нелюбимы ми; ощущения и какие чувства сохранились до сих пор; какие конкретно воспоминания переносятся на сегодняшний стиль одежды;

б) какие конкретно игрушки обожали, какие конкретно взаимоотношения были с родителями по поводу игрушек (уборка игрушек, приобретение, выбрасывание), как это проявляется сейчас во взаимоотношениях с окружающими (уважение, безразличие, агрессия).

Упражнение 2.

Участники образуют пары, им нужно „нарисовать на пояснице партнера рукой любой рисунок и отгадать, что „нарисовано.

Обсуждение.

Какие конкретно прикосновения приятны?

Какие конкретно приводят к негативным чувствам?

Что мешает осознать партнера (личное восприятие, прикосновение) ?

Как это мешает в общении?

Упражнение 3.

Ведущий предлагает не обращать внимания и непоследовательно перемещаться по помещению. При встрече при помощи рук пробовать „определить встретившегося человека.

Обратить внимание, какие конкретно появляются чувства и ощущения от прикосновений, какая появляется тактика поведения.

Упражнение 4.

Все образуют тесный круг, а в центре — один человек. Закрыв глаза, он падает на руки остальным, а те аккуратно его передают друг другу.

Обсудить ощущения передающих, ощущения падающего. У кого появилось чувство доверия?

Упражнение 5.

Ведущий предлагает желающим рискнуть — упасть на руки товарищей с возвышения.

Любой может сообщить то, что захочет.

Информация для педагога-психолога.

Напоследок дискуссии перевести разговор на тему: «Как доверие и прикосновение воздействуют на процесс общения? Значимость комфортных ощущений. Какие конкретно возрастные „застревания смогут порождать мышечные зажимы?». Активизируя выводы участников, пополнить их знания теорией.

Несложная техника спасения от обиды и злости. В то время, когда не следует злиться на мужчину?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: