Тема 3. потребительский выбор

РАЗДЕЛ 1. МИКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 1. МЕХАНИЗМ РЫНКА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ и СПРОС.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Круг вопросов, рекомендуемых для изучения

условия и Рынок его появления рынка. Рыночная ее характеристика и система.

Главные рыночные агенты (домохозяйства, компании, государство). Кольцевая диаграмма главных потоков в экономике. Роль страны в регулировании главных потоков.

Понятие спроса. Величина спроса. Функция спроса. Графическая модель спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена. изменение величины спроса и Изменение спроса. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса. Личный и рыночный спрос.

Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения. Графическая модель предложения. Закон предложения. изменение величины предложения и Изменение предложения. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения. Личное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Графическая модель рыночного равновесия. Отклонение от рыночного равновесия: дефицит и избыток товаров на рынке. Изменение равновесной равновесного количества и цены при трансформации предложения и спроса. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Излишки (выигрыш) покупателя и продавца. Преимущества и недочёты рыночного механизма.

Главные понятия, каковые обязан знать студент

Спрос – потребность, обеспеченная деньгами.

Величина спроса – количество услуг и товаров, которое потребитель готов приобрести по данной цене в единицу времени.

Функция спроса – это связь величины между факторов и спроса, на нее воздействующих: где,

Qd – величина спроса;

P – цена на этот товар;

I – финансовый доход клиента;

W – инфляционные ожидания;

Т – дотации и налоги;

Z – предпочтения и вкусы;

Ps – цены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество клиентов на рынке.

Закон спроса: в случае если цена растет, количество спроса падает, и напротив, при других равных условиях. Алгебраическое выражение связи между ценой и количеством покупок: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса.

Товары Гиффена – это низшие блага, часть затрат на каковые в бюджете потребителя громадна, и при росте стоимостей растет количество спроса на них при других равных условиях.

Неценовые факторы спроса – факторы спроса, не считая цены на этот товар. Изменение этих факторов приводит к сдвигу всей кривой спроса вправо либо влево. самые важные из них: доходы потребителей, потребительские предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество клиентов, дотации и налоги и т.д.

Личный спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.

Рыночный спрос – это совокупность личных спросов на конкретный товар по каждой цене.

Предложение – это товары, предложенные на рынок.

Величина предложения – количество услуг и товаров, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени.

Функция предложения – это связь величины между факторов и предложения, на нее воздействующих: .

Qs – величина предложения;

P – цена на этот товар;

W – инфляционные ожидания;

Т – дотации и налоги;

Tech — темперамент разработки;

Ps – цены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество продавцов на рынке.

Закон предложения – в случае если цена растет, то количество предложения возрастает, и напротив, при других равных условиях. Алгебраическое выражение связи между ценой и количеством продаж: В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения.

Неценовые факторы предложения – факторы предложения, не считая цены на этот товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево либо вправо. самые важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, разработка, ожидания продавцов, количество продавцов.

Личное предложение – это предложение товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной компанией.

Рыночное предложение – это совокупность личных предложений конкретного товара на рынок всеми компаниями по каждой цене.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, в то время, когда количество товара, которое готов купить клиент, равняется количеству товара, которое готов реализовать продавец при данной конкретной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая предложения и объёмы спроса в следствии действия конкурентных сил.

Избыток – превышение величины предложения над величиной спроса.

Недостаток – превышение величины спроса над величиной предложения.

Излишек (выигрыш) клиента – суммарная отличие между стоимостями, каковые клиент готов платить за различные количества товаров, и стоимостями, каковые он в конечном итоге платит.

Излишек (выигрыш) продавца — отличие между выручкой от реализации и полными издержками производителя.

Публичный выигрыш – сумма покупателей и излишков продавцов.

«Мертвый груз» — это чистые утраты, каковые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма.

ТЕМА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Круг вопросов, рекомендуемых для изучения

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности: коэффициент точечной эластичности и коэффициент дуговой эластичности. Виды эластичности спроса по цене:

— эластичный (E1),

— неэластичный (E

— с единичной эластичностью (E=1),

— полностью эластичный (E®¥),

— полностью неэластичный (E=0).

Ценовая эластичность спроса на различных участках кривой спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Связь между выручкой и эластичностью спроса от реализации товаров.

Перекрестная эластичность спроса по цене. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

Эластичность спроса по доходу. Товары обычные и низшие.

Эластичность предложения по цене. Измерение эластичности: коэффициент точечной эластичности и коэффициент дуговой эластичности. Виды эластичности предложения по цене:

— эластичное (E1),

— неэластичное (E

— с единичной эластичностью (E=1),

— полностью эластичное (E®¥),

— полностью неэластичное (E=0).

Факторы ценовой эластичности предложения. Значение временного периода для экономического ответа. Мгновенный, маленький и долгий периоды времени.

Прикладное значение концепции эластичности. Косвенные способы действия страны на рыночное ценообразование: дотации и налоги. Распределение налогового бремени и дотационной пользы при предложения и разной эластичности спроса.

Административный контроль над стоимостями и рыночный механизм. Цены «пола» и «потолка».

Влияние на равновесную цену импортных квот, тарифов, лицензий и патентов.

Главные понятия, каковые обязан знать студент

Эластичность – мера чувствительности, степень реакции одной переменной на трансформацию второй, выраженная как отношение процентных трансформаций.

Эластичность спроса по ценеизмеряется посредством коэффициента, что показывает процентное изменение количества спроса в ответ на однопроцентное изменение цены при других равных условиях. Коэффициент имеет отрицательное значение, т.к. количество спроса изменяется в обратном к цене направлении. В большинстве случаев он рассматривается по модулю.

Коэффициент точечной эластичности спроса используется при малом трансформации цены и рассчитывается по формуле: .

Коэффициент дуговой эластичности спроса используется при большом трансформации цены и рассчитывается по формуле: .

— спрос эластичный

— спрос неэластичный

— спрос единичной эластичности

— спрос полностью неэластичный

— спрос полностью эластичный.

Эластичность спроса по доходу показывает, на какое количество процентов изменится величина спроса при трансформации дохода клиента на один процент. Символ коэффициента эластичности спроса по доходу – показатель отношения потребителей к качеству данного товара: в случае если с ростом дохода величина спроса возрастает (символ «+»), то мы имеем дело с обычными товарами, а вдруг падает (символ «-»), то — с низшими товарами.

Перекрестная эластичность спроса показывает, на какое количество процентов изменится количество спроса на один товар в ответ на однопроцентное изменение цены на другой товар при других равных условиях. Символ этого коэффициента отражает темперамент связи между двумя товарами. В случае если с ростом цены на один товар величина спроса растет (символ «+»), это товары-субституты; в случае если падает (символ «-»), — дополняющие товары; в случае если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, то это несвязанные товары.

Эластичность предложения измеряется посредством коэффициента, что показывает процентное изменение количества предложения в ответ на однопроцентное изменение цены при других равных условиях. Значение коэффициента эластичности больше нуля, т.к. с ростом цены величина предложения в большинстве случаев возрастает.

ТЕМА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

Круг вопросов, рекомендуемых для изучения

Предпосылки теории потребительского выбора.

Кардиналистская (количественная) теория полезности. Функция полезности. Неспециализированная и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности. Графическая модель неспециализированной и предельной полезности. Рациональное поведение. Принцип максимизации полезности. Равновесие потребителя в трактовке количественной концепции.

Ординалистская (порядковая) теория полезности. Теоремы ординалистского подхода. Функция полезности, ее графическая модель. Кривые безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия. Предельная норма замены. Форма кривых безразличия. Бюджетное ограничение; влияние дохода и цены товара на бюджетное ограничение. Равновесие потребителя в порядковой концепции.

Влияние трансформации дохода на выбор потребителя: кривые «доход-потребление». Кривые Энгеля. Кривые Энгеля для обычных товаров, низших благ и предметов роскоши.

Главные понятия, каковые обязан знать студент

Полезность – удовлетворение, приобретаемое индивидом в следствии потребления блага.

Потребительская функция – связь между числом потребляемого блага и неспециализированной полезностью, извлекаемой наряду с этим потребителем.

Предельная полезность – прирост неспециализированной полезности при повышении потребления некоего блага на единицу, либо полезность дополнительной единицы потребляемого блага.

Неспециализированная полезность – это совокупная полезность всех потребленных единиц товаров.

Кардиналистская (количественная) концепция полезности предполагает возможность количественного измерения величины полезности. Величина полезности измеряется в условных единицах – ютилях.

Равновесие потребителя в соответствии с кардиналистской концепцией полезности достигается, в то время, когда предельные полезности, взвешенные по цене товара по каждому благу в комплекте, равны. Другими словами .

Ординалистская (порядковая) концепция полезности говорит, что нет необходимости в измерении величины полезности. При сравнении комплектов благ достаточно выяснить уровень полезности, присвоив индекс, что разрешит проранжировать комплекты по степени их предпочтительности для потребителя.

Графическим изображением ординалистской функции полезности есть карта кривых безразличия, иллюстрирующая множество кривых безразличия, любая из которых владеет определенным уровнем полезности, обозначенным при помощи индекса.

Кривая безразличия – это линия равной полезности, любая точка на которой показывает различные комплекты благ, имеющие равную неспециализированную полезность.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться для повышения потребления другого блага на единицу при сохранении неспециализированной полезности. При бесконечно малых трансформациях количеств благ предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия. Аналитически предельная норма замещения товара Y товаром X описывается следующим образом:

.

Линия бюджетного ограничения – это линия равных затрат, любая точка на которой представлена равными затратами на приобретение двух благ в разных их сочетаниях.

Оптимум потребителя в соответствии с ординалистской концепцией полезности достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия.

Эффект дохода– это изменение настоящего дохода потребителя в следствии трансформации цены одного из товаров, входящих в его потребительский комплект.

Эффект замещения — это изменение величины спроса на товар в следствии трансформации соотношения стоимостей.

Микроэкономика. Лекция 2. теория и Полезность потребительского выбора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: