Тема 4. принципы и правила биоэтики

1. Правила «не навреди» (primum non nocere) и «делай добро» как главные моральные регуляты классической медицинской этики.

2. Принцип уважения автономии больного.

3. Принцип справедливости.

4. Правило необязательного информированного согласия как нужное условие для реализации автономии личности.

5. Правило правдивости и право доктора на получение правдивой информации. Правило конфиденциальности.

6. форма и Типы пациента и взаимодействия врача.

ЦЕЛЬ:практическая проработкапройденного материала в форме учебных теоретических кейсов для закрепления опытных этических навыков у студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и опытных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-2, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

ЗАДАНИЯ

Задание 1.Объясните следующие термины:

Принцип – _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Добро – ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автономия – _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Справедливость – _________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Правило – ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Неправда – ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Конфиденциальность – _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2. Совершить мысленный опыт «Головоломка с токсином» (Создатель:Грегори Кафка, статья The Toxin Puzzle, 1983) и прокомментировать личный выбор.

Описаниемысленного опыта: эксцентричный миллиардер ставит перед вами пузырёк с токсином, что, если вы его выпьете, приведёт к тому, что вы будет мучительно мучиться в течении дня, но, он не угрожает вам смертью либо же какими-то долгими осложнениями. По условию миллиардера, если вы сейчас в полночь выразите намерение выпить яд на следующий день днём, то уже на следующий день утром вы получите миллион долларов. Вам сообщается, что, по сути, вам не требуется принимать яд для того, чтобы получить деньги – они будут на вашем счету перед тем, как наступит время воплотить в судьбу ваше намерение выпить токсин. Вы совсем вольны поменять собственное ответ по окончании получения денег и не выпивать токсин.

Вопрос: Собираетесь ли вы выпивать токсин при согласии на предложенные условия? Обоснуйте ваше ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Осуществить мысленный опыт «Занавес неведения». (Создатель Джон Ролз, книга «A Theory of Justice», 1971)

Описаниемысленного опыта:Вообразите себя в группе людей, которая обязана выяснить правила социальной судьбе, в соответствии с которыми вы будут жить. Благодаря действию «занавеса неведения», любой из вас не знает собственное место в обществе, собственное социальный статус и классовое положение. Никто из вас не знает собственной удачи в распределении естественных способностей и дарований, уровня собственных умственных свойств, частностей собственного рационального замысла судьбы а также своеобразных изюминок собственной психологии, таких как склонность к риску либо предрасположенность к пессимизму либо оптимизму. Так, в силу действия «занавеса неведения» никто из группы не в состоянии переделать правила социальной судьбе чтобы получить преимущества в собственную личную пользу.

Вопрос: Какую концепцию социальной справедливости выберут люди, позиция которых не детерминирована своекорыстными заинтересованностями? Прокомментируйте ваше ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Объясните собственными словами.

Принцип «Не навреди» ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип «Делай благо» ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип уважения автономии личности _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принцип справедливости ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило информированного согласия ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило правдивости __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правило конфиденциальности __________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Ребенок 4 лет испытывает недостаток в срочном своевременном вмешательстве, на протяжении которого вероятно переливание крови. Родители ребенка согласия на вмешательство не дают, ссылаясь на верования. Объясните, как должны поступить доктора в этом случае? Какими правилами возможно обосновать нужные действия докторов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.Пара больных нуждаются в дорогостоящем, квотированном лечении. Среди этих больных имеется люди, чье общее состояние организма диктует необходимость срочного лечения, люди, каковые вели асоциальный образ судьбы, не смотрели за своим здоровьем, люди, чья работа очень серьёзна для общества. Выясните, какой принцип биоэтики привлекается при ответе данной неприятности? Подберите подходы для реализации справедливости в данной обстановке?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.Назовите главные виды болезней, характерные для модели технического типа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.Заполните таблицу, подобрав наиболее недостатки модели и общие достоинства технического типа

Преимущества Недочёты

Задание 9.Назовите главные виды болезней, характерные для модели сакрального типа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.Заполните таблицу, подобрав наиболее недостатки модели и общие достоинства сакрального типа

Преимущества Недочёты

Задание 11.Назовите главные виды болезней, характерные для модели коллегиального типа

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12.Заполните таблицу, подобрав наиболее недостатки модели и общие достоинства коллегиального типа

Преимущества Недочёты

Задание 13.Назовите главные виды болезней, характерные для модели контрактного типа

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14.Заполните таблицу, подобрав наиболее недостатки модели и общие достоинства контрактного типа

Преимущества Недочёты

Задание 15. Ответьте на вопросы:

1. Носят ли биоэтические правила необходимый темперамент? ___________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Возможно ли создать иерархию биоэтических правил?_______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обязан ли доктор дать согласие с требованием больного прекратить лечение, в случае если сам доктор предполагает благоприятный финал лишь в случае если лечение не будет прекращено? ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Информированное согласие у больного нужно брать неизменно либо лишь в то время, когда возможно привнесение вреда от действий доктора? ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16.Выполните тестовые задания (выберите верный ответ).

1. ПРАВО АВТОНОМИИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ ДВУХ СЛУЧАЯХ:

A. он есть обузой участников семьи;

B. летален;

C. опасен для окружающих;

D. опасен для себя.

2. МОДЕЛЬ Взаимоотношений ДОКТОР-БОЛЬНОЙ, В КОТОРОЙ ДОКТОР ВЫСТУПАЕТ КАК «ПРИЯТЕЛЬ» БОЛЬНОГО, А ДОВЕРИЕ ИГРАЕТСЯ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ Именуется:

A. модель контрактного типа;

B. модель сакрального типа;

C. модель технического типа;

D. модель коллегиального типа.

3. МОДЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОКТОР-БОЛЬНОЙ, В КОТОРОЙ ПРОИСХОДИТ ОТКАЗ ОТ МОРАЛИ СО СТОРОНЫ БОЛЬНОГО, ПРАВО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТСЯ НА ДОКТОРА, Именуется МОДЕЛЬЮ:

A. технического типа;

B. коллегиального типа;

C. сакрального типа;

D. контрактного типа.

4. МОДЕЛЬ Взаимоотношений ДОКТОР – БОЛЬНОЙ, В КОТОРОЙ Существует НАСТОЯЩЕЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ и МОРАЛЬНОГО АВТОРИТЕТА:

A. коллегиального типа;

B. сакрального типа;

C. технического типа;

D. контрактного типа.

5. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ:

A. сохранение информации в тайне для защиты заинтересованностей больного;

B. защиту информации от родных родственников;

C. защиту информации от всех видов опытных групп, включая органы и прокуратуру следствия;

D. предотвращение паники у окружающих больного.

6. ПРОТИВОРЕЧИТ ПРАВИЛУ ПРАВДИВОСТИ:

A. больной информирует правдивую данные доктору;

B. доктор информирует администрацию по месту работы больного;

C. доктор информирует правдивую данные больному;

D. доктор информирует данные об агрессивном больном в полицию.

7. К ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОТНОСИТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД СПРАВЕДЛИВОСТИ:

A. справедливость – это равенство;

B. справедливость – это воздаяние «лучшим» – т «лучшего»;

C. справедливость – это ситуационная польза, воздействие, итог;

D. справедливость – в основном принцип распределения материальных средств и ресурсов.

8. ПРАВИЛО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО

A. в вопросах обследования и лечения превалируют права больного;

B. права больного не учитываются;

C. доктор остается основной фигурой в лечении и обследовании;

D. больному не обязательно знать схему лечения.

9. СОБЛЮДЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ – ЭТО

A. инициатива доктора;

B. совет Совета Европы;

C. классический ритуал;

D. требование статей закона РФ.

10. СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ и БОЛЕЗНИ БОЛЬНОГО

A. смогут быть разглашены на публичном ток-шоу;

B. смогут быть разглашены в медицинском сообществе;

C. не смогут быть разглашены, поскольку это нарушает автономию больного;

D. смогут быть предоставлены близким и родственникам больного.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Современные теории справедливости в контексте биоэтики.

2. Неприятность конфликта правил биоэтики и пути их разрешений.

3. Неприятность плацебо и правило правдивости.

4. Неприятность приоритета заинтересованностей субъектов, задействованных в биомедицинском опыте (индивида, научного сообщества, общества).

5. проблема и правила Моральный смысл правдивости «святой лжи».

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Категория блага в разных моделях медицинской этики.

2. Неприятность информированного согласия в биомедицинском изучении.

3. формы и Пути реализации справедливости в медицине и здравоохранении.

4. Представления о справедливости в медицине и механизм ее осуществления в современном русском здравоохранении.

5. справедливость и Милосердие: нравственно-медицинские нюансы неприятности.

Главная ЛИТЕРАТУРА

1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. институтов / Ю.М. Хрусталев — М. «Академия», 2010 – 221 с.

2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. сохранения здоровья и Философия сбережения. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина Е. А. основные принципы и Сущность биоэтики как прикладной науки // Научные неприятности гуманитарных изучений, 2011. №8. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osnovnye-printsipy-bioetiki-kak-prikladnoy-nauki

2. Летов О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. Исслед. Отдел философии. – М., 2009. – 254 с.

3. McGee, G. Bioethics for beginners: 60 Cases and Cautions from the Moral Frotier of Healthcare, Wiley-Blackwell, Oxford, 2012. – 174 p. Режим доступа: http://onlinelibrary.wiley.com/book/10.1002/9781118254684

4. Wong, S. T., Lavoie, J. G., Browne, A. J., MacLeod, M. L. P., Chongo, M., Patient confidentiality within the context of group medical visits: is there cause for concern? Health Expectations. doi:10.1111/hex.12156, 2013. Режим доступа:

направляться://onlinelibrary.wiley.com/enhanced/doi/10.1111/hex.12156/

5. http://www.medicinform.net

6. http://ncbcenter.org

7. www.pravoslavie.ru

8. http://postnauka.ru

9. http://www.thehastingscenter.org

Сдал:

Проверил:

2.2. Главные правила биоэтики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: