Тема 4. теория конкуренции и рыночных структур

Сущность борьбы и её субъекты

Борьба – соперничество рыночных субъектов (продавцов либо клиентов), заинтересованных в достижении одной и той же цели (продажа либо приобретение товара с большой пользой).

Формы борьбы (1):

  • в зависимости от участвующих субъектов:

o борьба продавцов;

o борьба клиентов.

Борьба продавцовгосподствует на рынке клиента (т.е. рынке, характеризующемся превышением предложения над спросом); характерна для рыночной экономики.

Борьба клиентов господствует на рынке продавца (т.е. на рынке, характеризующемся превышением спроса над предложением); характерна для командной экономики.

Формы борьбы (2):

  • в зависимости от степени концентрации субъектов:

o личная борьба;

o групповая борьба.

Личная борьба имеет место, в то время, когда соперниками являются фирмы и отдельные предприниматели.

Групповая борьба – борьба между объединениями предпринимателей, такими как:

  • некоммерческие ассоциации (альянсы);
  • синдикаты (консорциумы);
  • денежно-промышленные группы, холдинги и др.

Ценовая и неценовая борьба. Разделение продукта

Формы борьбы (3):

  • в зависимости от применяемых способов:

o ценовая борьба

§ открытое изменение стоимостей

§ скрытое изменение стоимостей

o неценовая борьба

§ улучшение качества

§ разделение товара (продукта)

Ценовая борьба осуществляется методом трансформации (в большинстве случаев, понижения) цен на предлагаемые услуги и товары.

Открытая ценовая борьба – компании обширно оповещают потребителей о понижении цен на услуги и свои товары (выполняют сезонные распродажи, акции по понижению стоимостей, публикуют в журналах и газетах купоны на получение скидки и др.).

Скрытая ценовая борьба – компании производят новый товар с значительно улучшенными потребительскими особенностями, а цену поднимают непропорционально мало.

Ограниченность ценовой борьбе:

  • экономическая;
  • правовая;
  • психотерапевтическая.

Неценовая борьба основана на улучшении качественных черт товара и проведении целенаправленной политики разделения продукта.

Разделение продукта – индивидуализация продукции, придание ей черт, отличающих ее от подобной продукции вторых компаний, в следствии чего однотипные товары не являются всецело взаимозаменяемыми (идеальными субститутами).

4.3. Внутриотраслевая и межотраслевая борьба.
Рыночные преграды

Формы борьбы (4):

  • в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:

o внутриотраслевая борьба:

§ предметная борьба;

§ видовая борьба;

o межотраслевая борьба:

§ перелив капитала;

§ функциональная борьба (борьба субститутами).

Внутриотраслевая борьба – борьба между представителями одной отрасли, создающими услуги и аналогичные товары, каковые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная борьба – вид внутриотраслевой борьбе, при котором соперничают компании, производящие аналогичные товары, каковые различаются только качеством изготовления, либо кроме того не отличаются по качеству.

Видовая борьба – вид внутриотраслевой борьбе, при котором соперничают компании, производящие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающиеся каким-то значительно серьёзным параметром; менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая борьба – борьба между представителями разных отраслей.

Борьба при помощи перелива капитала – появляется при смене предприятием профиля собственной деятельности либо ее диверсификации; вызывается различиями нормы и конъюнктуры прибыли в различных отраслях.

Входные преграды:

  • экономия на масштабах производства;
  • разделение продукта;
  • потребность в большом капитале;
  • издержки конверсии потребителей;
  • недоступность каналов сбыта;
  • ограниченность ресурсов;
  • недочёт опыта;
  • большой уровень применяемых разработок;
  • лицензионные либо патентные ограничения.

Выходные преграды:

  • необходимость списания больших инвестиций;
  • громадные затраты по ликвидации либо конверсии производства;
  • нежелание сломать собственный имидж;
  • честолюбие менеджеров;
  • противодействие правительства, профсоюзов, клиентов и др.

Функциональная борьба – борьба между продавцами взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).

Микроэкономика. Урок 18. Типы борьбы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: