Тема 5. античность как тип культуры

КУЛЬТУРА СТАРЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА

а) Понятия «Запад» и «Восток» и их методологическое значение для культурологии.

б) Переход от первобытности к цивилизации. развитие и Неолитическая революция первыхземледельческих культур недалеко от Плодородного Полумесяца около 10 тыс. лет назад. Образование городов. Города как центры экономической, политической, религиозной и духовной судьбы.

в)Особенности экономики,политической совокупности,социальной структуры идуховной культуры Древнего Востока.

г) Главные успехи культур Старой Месопотамии, Древнего Египта (значение заупокойного культа и неприятность бессмертия), Старого Китая (значение Хороших Книг, даосизм и конфуцианство, философия классической живописи Китая) и Старой Индии (значение Вед, буддизм как религия и философия).

д) Модернизация классической культуры хорошего Востока на национальной базе в государствах исламского, индуистского, буддистского мира.

Главные понятия: «добропорядочный супруг», Будда, буддизм, брахманизм, варна, Веды, даосизм, деспотия, долговое рабство, «жэнь», заупокойный культ, зиккурат, иероглифика, индоарии, индуизм, инь-ян, ирригация, канон, клинопись, конфуцианство, каста, карма, каллиграфия, натуральное хозяйство, неолитическая революция, нирвана, «недеяние», политеизм, пиктография, сансара, сфинкс, талион, теократия, традиционализм, Тримурти.

. Монументы старейших цивилизаций на территории Урала

Тема 5. Античность как тип культуры

1. Понятие «античности». Общность греко-римской культур. Главные черты древней греко-римской культуры: открытость, динамизм, агональность, политеизм, антропоцентризм.

2. Культура Старой Греции

Периодизация греческой античности:

Крито-микенская эра как земля древней культуры, ее сообщение с Малой Азией и Египтом. Гомеровский период – время колонизации западной части береговой полосы Малой Азии и отражение ее в эпосе Гомера. Духовные сокровища эпических времён. Значение мифологии в мировосприятии эллина. Архаический период–образование полисов. Особенности греческой народовластии. Происхождение финансового обращения. Формирование общегреческого пантеона всевышних, их антропоморфизация. Становление греческой философии и науки. Архаическая скульптура: куросы и коры. Совокупность архитектурных ордеров. Вазопись. Хороший период как время расцвета древней культуры. Развитие античногокосмологизма. Представления о красоте в Греции. Скульптурность (телесность) как свойство культуры. Мир как театральная сцена. Понятия «логос», «эйдос», «техне». Человек – мера всех вещей. Значение древнего театра в духовном воспитании человека. Понятие «калокагатии». Эллинистический период: главные эллинистические страны – Македония, Сирия, Палестина, Египет, Пергам. Драматизация греческого мироощущения и его отражение в духовной культуре. Эллинистическая философия (стоицизм, скептицизм, эпикурейство). Рост мистицизма. Кризисные процессы в древней народовластии, нарастание авторитарных тенденций.

2.Культура Древнего Рима

Главные черты римской культуры:идеологичность, практицизм, заимствование греческих и др. достижений, экспансионизм, историчность. Периодизация древнеримской культуры: наследие этрусков в римской культуре, Рим от царского времени к республике и после этого – к империи. Мифология, религиозная судьба. Своеобразие Римского мастерства: сообщение с мастерством греческим и отличие от него. Особенности имперского сознания и его отражение в мастерстве: помпезность архитектуры, индивидуализация и историчность скульптуры. Римское право. Зрелищность как черта римской культуры. Успехи римлян в развитии техники, военного дела, организации совокупности коммуникаций. государства взаимодействия и Проблема личности в духовной культуре. Экономический и социокультурный кризис римского общества.

Мировые успехи древней культуры и ее значение для развития европейской культуры.

Главные понятия: античность, антропоцентризм, акрополь, архаика, аэд, агональность, атараксия, архонт, акведук, ахейцы, базилика, варвары, граждане, гармония, гимнасий, дорический ордер, народовластие, доминат, дорийцы, ионический ордер, империя, классика, коринфский ордер, космологизм, курос, кора, краснофигурная вазопись, катарсис, калокагатия, комедия, консул, лабрис, логос, латины, легион, микенская культура, метеки, музы, мегарон, натурфилософия, народное собрание, ойкумена, остракизм, олимпийские игры, олигархия, полис, пантеон всевышних, патриции, плебеи, принципат, рапсод, республика, стратег, сенат, терракота, терма, тосканский ордер, катастрофа, театр, тиран, трибун, фреска, философия, чернофигурная вазопись, Эллада, эллинизм, эпос, эпикурейство, этруски.

Культура средневековья

1. Средневековье в государствах Европы

а) Понятие «средние века». Периодизация средневековья. Особенности средневековой культуры: религиозность, синкретизм христианизированного древне-романского и варварско-языческого начал, сословность, иерархичность, противоречивость, символичность и этикетность. Отношение к древней культуре.

б) Христианство как главный фактор развития средневековой культуры. эволюция и Возникновение христианства. Христианская ценностные ориентиры и картина мира христианства: теоцентризм, креационизм, ревеляционизм. Христианское познание человека: дуализм, свобода и персонализм выбора между добром и злом. Базы христианского вероучения. Библия как монумент всемирный культуры, ее религиозное, историческое, философское, этическое и эстетическое значение. Отражение христианских идей в раннехристианском, византийском, романском и готическом мастерстве.

в) Феодально-рыцарская культура. Социальный статус рыцаря, рыцарские совершенства, кодекс чести, ритуалы, армейские традиции, рыцарские ордены, культ Красивой Женщины, рыцарская литература.

г) Культура крестьянского сословия: образ судьбы, мировосприятие, ценности, фольклор.

д) Народная городская культура. Развитие ремесла, рост городов. Социальная структура средневекового города. Особенности муниципальный культуры: демократичность, светскость, карнавальность. Формы муниципальный культуры.

2. Средневековье в государствах Востока

распространение и Рождение ислама. Базы мусульманского вероучения. Характерные черты мусульманского мировосприятия: картина мира, система ценностей, мысль безотносительного предопределения людских поступков. Значение Корана. Классическое право ислама. Мысль полного предопределения людских поступков. Коран как монумент всемирный культуры. Художественные традиции арабо-мусульманского мира. Вклад исламской культуры в развитие всемирный культуры.

Главные понятия: преисподняя, алтарь, алхимия, апокалипсис, апостол, аскетизм, Всевышний, Библия, божественное откровение, буффонада, былина, ваганты, витраж, безжалостное сознание, варяги, вече, «вочеловечивание Всевышнего», готика, граффити, финансовая лавка, донжон, догмат, ересь, Евангелие, ессеи, житие, заповеди, «звериный стиль», иерархичность, инквизиция, иконография, привлекательная жертва, иудаизм, иудеохристианство, изгой, иконостас, креационизм, крестово-купольный храм, католицизм, карнавал, «комическое понижение», куртуазность, крестовые походы, крещение кириллица, левкас, летопись, монашество, миннезингеры, молитва, мировые религии, мессия, папство, «пламенеющая готика», персонализм, православие, первородный грех, провиденциализм, повествовательная капитель, портал, посад, пергамент, эдем, рыцарство,, рыцарский орден, знак веры, сага, смеховая культура, скоморошество, «сословная замкнутость, сеньоральная лестница, слобода, смерд, самодержавие, троица, теология, трубадуры, теоцентризм, фреска, феодализм, христианство, чистилище, шутовство, юродство.

КУЛЬТУРА Восстановления

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки формирования культуры Восстановления в эру позднего средневековья. Значение термина «Восстановление». Главные черты культуры Восстановления: гуманизм, секуляризация, восстановление древних философских и научных совершенств, соединение христианства с древними идеями, синтез культур, «чрезвычайный вкус к искусствам».

2.Особенности итальянского Восстановления. Деятельность итальянских гуманистов. Специфика итальянского гуманизма и его отражение в мастерстве: мысль человека и гармонии мира, «приземление» и «обожeние» человека, универсализм человека, оптимистичность и элитарность культуры. Периодизация итальянского Ренессанса: нарастание гуманистических и светских тенденций от проторенессанса до ренесанса, их отражение в мастерстве. Драматизм позднего Ренессанса. Главные представители: «Божественная комедия» Данте и «Декамерон» Бокаччо; образ человека и религиозная картина мира в живописи Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело; идеал женской красоты у Петрарки. Венецианское Восстановление: Джорджоне, Тициан, Веронезе

3. Роль Реформации в становлении культуры Северного Восстановления. Особенности северного Восстановления: опосредованная сообщение с древней культурой, преобладание готики над античностью, сообщение культуры с Крестьянским движением и Реформацией, религиозность, формирование буржуазной культуры, национальный и народный темперамент культуры. Трудовая этика протестантизма как база буржуазных взаимоотношений. Будущее протестантизма. Мастерство северного Восстановления, его особенности и главные представители.

Значение Восстановления для европейской культуры.

Главные понятия: автопортрет, антик, антропометрия, буржуа, Восстановление, гедонизм, гелиоцентризм, гуманизм, графика, идеализация, индульгенция, кальвинизм, контрреформация, личная вера, Крестьянское перемещение, лютеранство, Мадонна, мануфактура, маньеризм, масляная живопись, обожeние человека, монумент, пантеизм, пастор, возможность, протестантизм, протестантская этика, реалистичность, Реформация, светский, свобода, сектантство, секуляризация, синтез искусств, сфумато, трудовая этика, универсализм личности,

.

.

Римская армия ранней Империи (I-II века; организация, начальники) №4


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: