Тема 5. монополистическая конкуренция

Главные черты монополистической борьбе. Разделение продукта.

Равновесие компании-монополистического соперника в кратковременном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Равновесие компании-монополистического соперника в долговременном периоде. Безубыточность компаний.

эффективность и Монополистическая конкуренция. Избыточные производственные мощности.

Неценовая борьба. усовершенствование и Дифференциация продукта. Реклама. Издержки неценовой борьбе.

Главные черты монополистической борьбе. Разделение продукта.

Монополистическая борьба— это вид несовершенной конкуренции с солидным числом участников рынка, создающих дифференцированный продукт, и относительно низкими барьерами вступления в отрасль.

Характерные черты монополистической борьбе:

1. число продавцов и производителей довольно громадное, большое количество небольших компаний;

2. производится продукция, дифференцированная по качеству, по условиям послепродажного обслуживания, близости к клиентам, по интенсивности рекламы и т. п.;

3. борьба не только ценовая, но и неценовая; ее основное внимание нацелено на уровень качества, рекламу, торговые символы и т.д.;

4. основная черты данной модели борьбы — контроль над стоимостями в достаточно узких рамках;

5. относительная легкость вступления компаний в отрасль (рынок).
В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и борьба.

Монополистическая борьба, как направляться из ее названия, предполагает конкуренции и сочетание монополии. Причем в случае если борьба присутствует тут в весьма большом количестве, то монополия — только в маленькой дозе. Такая рыночная обстановка может складываться в том месте, где большое количество сравнительно маленьких производителей (продавцов) предлагают похожую; но не однообразную продукцию (скажем, разные виды одежды либо обуви, мебели либо книжной продукции, рознично-торговых одолжений и т. д.). Многочисленность этих свободных компаний, в большинстве случаев, не разрешает каждой из них в отдельности значительно влиять на цену и рыночное предложение. Также событие мешает их тайному сговору для овладения рынком. Исходя из этого между ними идет как ценовая, так и неценовая борьба. Что касается монополии, то она появляется тут в следствии разделения продуктов (т. е. создания их разновидностей) компаниями-соперницами.

К примеру, в случае если одна из швейных фабрик, в отличие от своих конкурентов, изготавливает штаны с какой-либо популярной фирменной изюминкой, то это значит, что в данном виде продукции она делается самую малость монополистом и может оказывать влияние на цену этих штанов. Подобный же определённый дифференциации монополизм и эффект продукта вероятны у магазина, притягивающего к себе клиентов каких-либо особенных товаров либо услуг, которых больше нигде нет.

Но монополия в аналогичных отраслях не преобладает над борьбой. относительная лёгкость и Множественность предприятий присоединения к ним новых компаний неизменно стимулируют борьбу.

Преграды на пути проникновения на таковой рынок относительно невелики: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели либо актуальную парикмахерскую, большие капиталы не необходимы, да и соперникам тяжело помешать этому. Незатруднителен в большинстве случаев и уход с рынка — постоянно находятся клиенты, готовые кувыпивать маленькое дело

Разделение ПРОДУКТА

Отчего же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках обрисовываемого типа, конкуренция тут все же не есть идеальной? Причина кроется в той самой заметной линии рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, в частности в разнообразии, дифференциации продукта. Производимый каждой компанией товар чем-то отличается от изделий вторых компаний. Любой из производителей занимает необычное положение «мини-монополиста» (единственного производителя данного продукта) и владеет известной властью на рынке. В действительности, любая компания, действующая в условиях монополистической борьбе, контролирует только маленькую долю всего рынка соответствующего продукта. Но разделение товара ведет к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно независимые части (сегментами рынка). И на этом сегменте рынка часть кроме того маленькой компании может стать большой.

Разделение продуктов появляется из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

Разделение продукта снабжает компаниям узнаваемые монополистические преимущества. Но у ситуации имеется и еще одна занимательная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической борьбе, относительно свободен. Сейчас мы в состоянии уточнить эту формулировку: выход на таковой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, которые связаны с разделением продукта. Иными словами, разделение продукта не только формирует для компании преимущества, но и оказывает помощь обезопасисть их от соперников: не так-то легко совершенно верно повторить узкий вкус известного ликера либо хотя бы отыскать равноценный ответ на успешную рекламную кампанию. Исходя из этого компании совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым получая для себя дополнительных доходов, а на рынок страны принося многообразие товаров.

Вместе с тем не нужно преувеличивать доступную таким компаниям степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не безотносительна. Компаниям всегда приходится считаться с борьбой чужих товаров, похожих на личный.

Не смотря на то, что «фрут энд нат» и «сникере» непременно разные шоколадки, они все же достаточно однообразны, дабы пребывать в прямой борьбы. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит легко поднять цены одной — и он переключится на другую.

конкуренции элементов и Сочетание монополии определяет главные черты поведения компаний на рынке, для обозначения которого экономисты не просто так применяют наименование, включающее оба этих термина.

Дифференцированный продукт:

– продукт, что по физическим либо иным параметрам отличается от подобных продуктов, создаваемых вторыми компаниями;

– продукт, что подобен, но не аналогичен, вторым продуктам, а следовательно, не есть их полным заменителем;

– продукт, что клиенты предпочитают брать у одного продавца, не обращая внимания на то, что цены у всех продавцов однообразны.

Факторы разделения продукта:

1. Уровень качества. Исходя из этого уже выбор приоритетов в базных потребительских качествах открывает вероятности для широкого разнообразия продуктов.

2. Базой для разделения могут служить также дополнительные потребительские особенности, т. е. те особенности товара, каковые воздействуют на легкость либо удобство его применения (к примеру, различные размеры расфасовки, отличия упаковок и проч.).

3. Ответственной качественной чёртом продукта есть его расположение. Для розничной торговли и многих видов одолжений как раз географическое размещение имеет важное значение. Так, в случае если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка машинально делается практически монополистом для собственной округи.

4. Наконец, базой разделения продуктов могут помогать кроме того мнимые качественные различия между ними. В далеком прошлом известен, например, тот факт, что большой процент курильщиков на тестовых опробованиях оказывается неспособным отличить «собственную» марку от вторых, не смотря на то, что в простой судьбе преданно берёт лишь ее. Обратим на это обстоятельство особенное внимание: с позиций рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Основное — дабы ему так казалось.

5. Различия в сервисе. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, характерен долгосрочный темперамент взаимоотношений покупателя и продавца. Дорогая машина обязана исправно трудиться не только в момент совершения приобретения, но и в течении всего срока работы. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это довольно часто предполагает проведение целого изучения); сервис в момент приобретения (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).Любая из этих операций может выполняться в различном количестве (либо не выполняться по большому счету). В результате одинаковый продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, быстро отличающихся по своим сервисным чертям и потому превращающихся помой-му в совсем различные товары.

6. Рекламой. Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет скрытые в товаре отличия от подобных. Во-вторых, она содействует формированию новых потребностей. В-третьих, реклама формирует разделение продуктов в том месте, где настоящей отличия между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый темперамент. Так вот, за мнимыми отличиями качества весьма часто прячутся в полной мере настоящие отличия в рекламной подаче товара, не смотря на то, что потребитель об этом может и не подозревать. Вряд ли кто-нибудь сообщит: «Я курю „Мальборо вследствие того что желаю быть похожим мужественного ковбоя». Но, по неспециализированному точке зрения экспертов, миллионам поклонников данной марки ее вкус думается столь пленительным как раз из-за подсознательного рвения отождествить себя с образом ковбоя, удачно отысканного в рекламе марки.

Тема 5 Монополистическая борьба


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: