Тема 5. распределение и склады в логистике

5.1. ЗАДАЧИ и ЗНАЧЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ

Производство связано с процессом и потреблением распределения (распределить — поделить между кем-нибудь, предоставив каждому определенную часть).

Распределение возможно разглядывать с позиций микро- и макрологистики. Главные логистические функции микрологистических совокупностей — закупка, сбыт и производство. Перечислим кое-какие задачи распределения, каковые решаются при организации сбыта:

— планирование процесса реализации;

— обработка и получение заказа;

— упаковка, комплектация, исполнение вторых операций, конкретно предшествующих отгрузке;

— отгрузка;

— доставка, контроль за транспортированием;

— послереализационное обслуживание.

На уровне макрологистики задачами распределения являются:

— выбор схемы распределения материального потока;

— размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов.

В государствах с развитой рыночной экономикой до начала 50-60-х годов совокупности распределения развивались в значительной мере стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки и производства товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю решались в не сильный связи между собой. Отдельные подфункции, каковые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как независимые функции управления.

Интегрированный подход к распределению взял развитие в 60-70-х годах, в то время, когда стали понимать, что объединение разных функций распределения произведенного продукта в единую функцию управления несет в себе громадный резерв увеличения эффективности.

Результатом интегрированного подхода к реализации разных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления фирм.

В торговле примером интеграции разных подфункций распределения может служить развитие и выделение особых структур, занимающихся снабжением магазинов. В государствах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать большие цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.

Материальный поток исходит или из источника сырья, или из производства, или из распределительного центра. Поступает или на производство, или в распределительный центр, или конечному потребителю (рис. 9).

Источники материального потока Потребители материального потока

Рисунок 9 — Варианты поступления материального потока в совокупность потребления

В любых ситуациях материальный поток поступает в потребление, которое возможно производственным либо непроизводственным.

Потребление производственное — это текущее применение публичного продукта на производственные потребности в качестве предметов труда и средств труда.

Потребление непроизводственное — это текущее применение публичного продукта на потребление населения и личное потребление в предприятиях и учреждениях непроизводственной сферы.

На всех этапах перемещения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Только на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.

Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. К примеру, перемещение источников энергии. Поток угля, направляющийся из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ либо промышленном предприятии.

Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, к примеру, изготовленных на машиностроительном заводе станков.

К производственному потреблению относится кроме этого процесс преобразования материального потока в распределительном центре, где выполняются такие операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие логистические операции, составляеющие процесс производства в сфере обращения.

На всех этапах перемещения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На этапе перемещения продукции производственного назначения это смогут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д. На этапе товародвижения — перемещение готовых товаров народного потребления.

5.2. РАЗМЕЩЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

НА ЛОГИСТИЧЕСКОМ ПОЛИГОНЕ

Склады оптовых баз (распределительные центры) либо складская сеть являются элементами макрологистической цепи, снабжающей продвижение товара в направлении от производства к потреблению и должны рассматриваться в плане реализации неспециализированной цели макрологистической совокупности.

Задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра ставится и решается, в то время, когда:

1) на определенной территории имеется пара потребителей материального потока;

2) существует потоковый процесс и определенная системная целостность объекта.

Это указывает, что потребители материального потока, и являющийся для них источником распределительный центр должны составлять единую совокупность, т.е. быть организационно, экономически, технологически и технически интегрированы.

В случае если распределительный центр находится в месте сосредоточения производства и отправка производится посредством средств магистрального транспорта, к примеру, по железной дороге, то распределительный центр размещают на узловой ЖД станции.

В случае если распределительный центр находится в месте потребления материального потока, то доставка грузов потребителям осуществляется, в большинстве случаев, автомобильным транспортом неспециализированного пользования.

Примером аналогичной логистической совокупности может служить совокупность магазинов района и обслуживающий их распределительный центр, к примеру, оптовая база.

При заданном значении проходящего через макрологистическую совокупность совокупного материального потока величина суммарных логистических затрат будет изменяться в зависимости от места размещения распределительного центра. Это разъясняется тесной зависимостью совокупных транспортных затрат по товароснабжению от размещения распределительного центра на территории района.

На рис. 10 представлено три варианта размещения распределительного центра. Разумеется, что при принятия варианта (а) транспортные затраты по доставке будут громаднейшими, поскольку распределительный центр расположен на окраине района. Вариант (б) предполагает наличие двух распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения магазинов. Разумеется, что в этом случае транспортные затраты по товароснабжению будут минимальными. Но появление на логистическом полигоне второго распределительного центра быстро увеличивает эксплуатационные расходы и капитальные вложения, каковые смогут существенно превышать экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта. Вероятнее, оптимальным окажется вариант (в), в соответствии с которому район обслуживается одним распределительным центром, расположенным в географическом центре этого района.

При выборе варианта размещения распределительного центра используется следующая последовательность действий.

1. Изучается конъюнктура рынка, определяются стратегические цели логистической совокупности. Наряду с этим разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через всю логистическую совокупность. Составляется прогноз нужной величины запасов во всей совокупности, и на отдельных участках товаропроводящей цепи, т.е., для отечественного примера, в опте и в рознице.

2. Разрабатывается совокупность товароснабжения.

3. Составляются схемы распределения материального потока в логистической совокупности (картосхемы товароснабжения).

4. Осуществляется выбор варианта места размещения распределительного центра, отвечающий критерию минимума приведенных затрат.

Приведенные затраты определяются по следующей формуле:

Зп = Сэ + Ст + К / Т,

где Зп — приведенные затраты по варианту;

Сэ- годовые эксплуатационные затраты, зависящие от проекта распределительного центра;

Ст — годовые транспортные затраты;

К — капитальные вложения в постройку распределительного центра;

Т — срок окупаемости проекта, лет.

о о о

о о о о о о о

о о о о о о о о

о о о о о о о о о

о о о о о о о о

о о о о о

о о о о

а) б) в)

Условные обозначения: : — распределительный центр (оптовая база); о — магазины;

— потоки товаров.

Рисунок 10 — Варианты размещения распределительных центров на территории района:

а) с одним распределительным центром, расположенным на окраине района;

б) с двумя распределительными центрами, расположенными в местах сосредоточения магазинов;

в) с одним распределительным центром, расположенным в центре тяжести покупательского спроса.

При распределении товаров народного потребления задача размещения распределительного центра может решаться посредством материального моделирования макрологистической совокупности, в которой осуществляется распределение. Применяемый способ подобен определению центра тяжести физического тела. Сущность способа пребывает в следующем. Из легкого, листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах размещения населенных пунктов усиливают грузы, вес которых пропорционален численности населения в этих населенных пунктах (рис. 11).

Условные обозначения:

— груз, вес которого пропорционален численности населения в пункте Xi,

— распределительный центр.

Рисунок 11 — Определение места размещения распределительного центра способом построения

физической модели материальных потоков (способ определения центра тяжести)

Возможно доказать, что в случае если мы разместим распределительный центр в центре тяжести изготовленной модели, то транспортные затраты по распределению материального потока в районе будут мельчайшими.

При применении способа нужно учесть неизбежную неточность, которая будет внесена весом пластинки, выбранной для базы модели. Эта неточность выразится присутствием на модели мнимого города, расположенного в центре тяжести самой пластинки и с населением, пропорциональным ее весу. Неточность будет тем меньше, чем меньше вес пластинки.

Использование обрисованного способа ограничено следующими условиями: на модели расстояние от населенного пункта до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. Вследствие этого моделируемый регион должен иметь развитую сеть дорог, поскольку в другом случае будет нарушен фундаментальный принцип моделирования — принцип подобия моделируемого модели и объекта; этот способ применим для материальных потоков, каковые распределяются пропорционально численности населения, к примеру, для потока продовольственных товаров.

5.3. СКЛАДЫ, ИХ ВИДЫ и ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Склады — это сооружения и здания с разнообразными устройствами, предназначенными для приемки, хранения и размещения, поступивших на них товаров, подготовки их к отпуску и потреблению потребителю.

Наличие громадного количества разнообразных видов складов в логистической совокупности разъясняется необходимостью в намерено обустроенных местах для содержания запасов на всех стадиях перемещения материального потока, начиная от первичного историка сырья и заканчивая конечным потребителем.

В широком диапазоне варьируются размеры складов: от маленьких помещений, неспециализированной площадью в пара сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в много тысяч квадратных метров.

Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше людской роста, в других нужны особые устройства, талантливые поднять и совершенно верно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.

Склады смогут иметь различные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь лишь крышу либо крышу и одну, две либо три стенки (полузакрытые). Кое-какие грузы сохраняются вне помещений на намерено оборудованных площадках (открытые склады).

В складе может создаваться и поддерживаться особый режим, к примеру, температура, влажность.

Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад личного пользования), быть может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим либо юридическим лицам (склад коллективного пользования либо складотель).

Различаются склады и по степени механизации складских операций: немеханизированные, механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические.

Значительным показателем склада есть возможность вывоза и поставки груза посредством ЖД либо водного транспорта. В соответствии с этим показателем различают пристанционные либо портовые склады (расположенные на территории ЖД станции либо порта), прирельсовые (имеющие подведенную ЖД ветку для уборки и подачи вагонов) и глубинные. Чтобы доставить груз от станции, пристани либо порта в глубинный склад, нужно воспользоваться автомобильным либо вторым видом транспорта.

В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специальные склады, склады со смешанным либо с универсальным ассортиментом.

Разглядим классификацию складов по показателю места в общем ходе перемещения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции (рис. 12).

Производство Производство

Рисунок 12 — Принципиальная схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

По этому показателю склады возможно поделить на две главные группы:

1. Склады на участке перемещения продукции производственного назначения.

2. Склады на участке перемещения товаров народного потребления.

Со своей стороны, первая несколько складов подразделяется на склады готовой продукции фирм-изготовителей, склады исходных материалов и сырья фирм-потребителей продукции производственного назначения и склады сферы обращения продукции производственного назначения.

Склады второй группы подразделяются на склады фирм оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления. Склады торговли в местах производства принадлежат так называемым выходным оптовым базам, в местах потребления — торговым оптовым базам.

5.4. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ И Черта СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Работы, делаемые на разных складах, обусловлены следующими функциями складов: хранение и временное размещение материальных запасов; преобразования материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в совокупности обслуживания. Любой склад обрабатывает, как минимум, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока свидетельствует необходимость разгрузки транспорта, качества и проверки количества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость упаковки, погрузки и комплектации транспорта, внутренний — необходимость перемещения груза в склада.

Реализация функции временного хранения материальных запасов свидетельствует необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению нужных условий хранения, изъятию грузов из мест хранения.

Преобразование материальных потоков происходит методом расформирования одних грузовых партий либо формирования и грузовых единиц вторых. Это указывает необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.

Разглядим функции разных складов, видящихся на пути перемещения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

На складах готовых изделий фирм-изготовителей осуществляется складирование, хранение, подсортировка либо дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады исходных материалов и сырья фирм-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических компаний в сфере обращения продукции производственного назначения, не считая вышеперечисленных, делают кроме этого следующие функции: снабжают концентрацию товаров, подкомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаров небольшими партиями как на фирмы-потребители, так и на склады вторых оптовых посреднических компаний, реализовывают хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных фирм многочисленными партиями, комплектуют и отправляют большие партии товаров получателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), приобретают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые фирмы.

Логистические функции складов реализуются в ходе осуществления отдельных логистических способов и операций их исполнения в следующей последовательности: разгрузка транспорта; приемка товаров по качеству и количеству; размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели); отборка товаров из мест хранения; упаковка и комплектование товаров; погрузка; внутрискладское перемещение грузов.

самый тесный технический и технологический контакт склада с остальными участниками логистического процесса осуществляется на операциях с входным и выходным материальными потоками, т.е. при исполнении погрузочно-разгрузочных работ. Разгрузка — логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка — в подаче, укладке и ориентировании груза в транспортное средство. Разработка исполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, типа транспортного средства, вида применяемых средств механизации.

Управление материальным потоком осуществляется на основании обработки информационного потока, что не всегда адекватно отражает его количественный и качественный состав. На протяжении разных технологических операций, в составе материального потока смогут происходить трансформации, каковые вероятностен (хищения и порча грузов, сверхнормативная убыль и др.), и неточности персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, из-за которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.

В ходе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это позволяет скорректировать информационный поток. Проведение приемки на всех этапах перемещения материального потока разрешает всегда актуализировать данные о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и по качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы смогут храниться в стеллажах либо в штабелях.

Отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя главными методами: отборка целого грузового пакета; отборка части пакета без снятия поддона. Эта операция может выполняться с различной степенью механизации.

В высотных статических складах тарно-штучных грузов (большая высота 12 м, оптимальное соотношение высоты к длине стеллажей 1:5) отборщик в особом стеллажном подъемнике перемещается на протяжении ячеек стеллажа, отбирая нужный товар.

В высотных динамических складах (высота стеллажей 16-24 м, но может быть около и 40 м, протяженность — до 150 м) стеллажный подъемник машинально подается к ячейке с нужным грузом. Посредством телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Нужное количество груза отбирается, другое подается назад в место хранения.

5.5. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА — ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ

Грузовая единица — это некое количество грузов, каковые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица как элемент логистики собственными параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое и может формироваться как на производственных участках, так и на складах.

Чертями грузовой единицы являются: размеры грузовой единицы; свойство к сохранению целостности, и начальной геометрической формы в ходе разнообразных логистических операций. Размеры грузовых единиц, и оборудования для их погрузки, транспортировки, хранения и разгрузки должны быть согласованы между собой. Это разрешает действенно применять материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах перемещения материального потока.

В качестве основания, платформы для создания грузовой единицы употребляются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, возможно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике используется разнообразная техническая база, для соизмерения которой применяют некую условную единицу площади — базисный модуль, воображающий собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, что обязан укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т.п.

Применение единого модуля разрешает привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути перемещения материального потока, начиная от первичного источника сырья, впредь до конечного потребителя.

На основании базисного модуля создана единая совокупность унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания данной совокупности содержится в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, каковые определяют внутренние размеры и наружные транспортной тары.

Свойство грузовой единицы сохранять целостность в ходе исполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование — это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание поддона и груза в единое целое.

Пакетирование снабжает: сохранность продукта на пути перемещения к потребителю; возможность успехи высоких показателей эффективности при исполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их автоматизации и комплексной механизации; вместимости и максимальное использование грузоподъёмности вагонов на всех видах транспорта; возможность перегрузки без переформирования; безопасность исполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике используют разные способы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание металлическими либо полиэтиленовыми лентами, канатами, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из самые прогрессивных способов формирования грузовых единиц есть пакетирование грузов посредством термоусадочной пленки, что имеет последовательность преимуществ.

1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не приводит к пакета кроме того его наклон под углом до 35 градусов. В следствии уменьшаются утраты при транспортировке, возрастает безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, влаги и грязи и смогут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Понижается возможность кражи грузов, поскольку любое нарушение упаковки сходу делается заметным.

2. Возможность пакетирования грузов разных формы и размеров. Упаковывать в термоусадочную пленку возможно кирпич, бакалейные товары, книги, железные подробности неправильной формы и другое.

3. Относительно низкие затраты труда. При применении автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в несколько раз меньше затрат труда на пакетирование посредством металлической ленты.

Мотивация персонала логистики, либо оптимизация работы склада


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: