Тема 6: основы бюджетирования

  1. Планирование в совокупности управленческого учета. Преимущества бюджетирования.
  2. анализ и Мониторинг выполнения бюджета.
  1. Планирование в совокупности управленческого учета. Преимущества бюджетирования.

Разработка регулярных производственных и денежных замыслов (бюджетов) есть серьёзной составляющей планово-аналитической работы компаний всех отраслей экономики. Бюджетирование содействует уменьшению нерационального применения средств предприятия благодаря своевременному планирования хоз. операций, товарно-материальных и денежных потоков и контролю за их настоящим осуществлением.

Сквозное управленческое планирование требует ведения действенного планирования движения и управленческого учёта ТМЦ и денег п/п на всех стадиях фин.цикла.

В соответствии с Методическим рекомендациям по управленческому учету, бюджет – это информация о планируемых либо ожидаемых доходах, расходах, обязательствах и активах. Бюджет представляет собой директивный замысел будущих операций и употребляется для планирования, учета и оценки и контроля эффективности деятельности организации.

Сущность бюджетирования содержится в разработке взаимосвязанных замыслов производственно денежной его подразделений и деятельности предприятия исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за исполнением этих замыслов, т.е. бюджетирование – это реализации бюджета и процесс составления в практической деятельности компании.

Планирование без контроля выполнения замыслов теряет суть, учет, не применяемый для контроля и оценки деятельности, бесцелен, а контроль без данных учёта и плана неосуществим. Исходя из этого преимущество бюджетирования заключатся в его интегрированности, т.е. это совокупность, обобщающая эти планирования, контроля и учёта не только расходов и доходов, но и формирующих их размеров.

Изюминкой буджетирования есть его «сквозной» темперамент, означающий, что в бюджетном ходе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности обязательно формирует сводный бюджет компании в целом.

Бюджет п/п разрабатывается на определенный период, что именуется бюджетным периодом. Это возможно 5 лет, с разбивкой по годам (стратегический бюджет), 1 год с разбивкой по кварталам (текущий бюджет), квартал с разбивкой на декады и т.д.

В любом случае бюджетный процесс обязан складываться из след. стадий:

0-оя (подготовительная стадия) – замысел-факт анализ выполнения бюджета прошлого периода;

1-ая стадия – составление сводного бюджета отчетного периода;

2-ая стадия – контроль (мониторинг) выполнения бюджета отчетного периода;

3-я стадия (0-оя стадия для след.периода) – замысел факт анализ выполнения бюджета отчетного периода.

Т.О. в совершенстве бюджетный цикл должен быть постоянным.

Главный бюджет (сводный, мастер бюджет) предприятия рекомендуется составлять в виде двух частей (подбюджетов 1-ого уровня) (рис.1):

1) операционного бюджета, включающего замысел убытков и прибылей, что детализируется через частные бюджеты, отражающие статьи расходов и доходов предприятия (подбюджет 2-ого уровня): бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет запасов готовой продукции, производств. бюджет и б. постоянных затрат.), каковые со своей стороны делятся на более конкретные, н/р Б.ОХР, Б.ком.затрат, б.прямых мат.затрат, б. прямых затрат труда, б.ОПР и т.д);

2) денежного бюджета, включающего инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и прогнозируемый баланс.

Бюджет продаж

Бюджет закупок

Денежный бюджет

Рис. 1. Схема составления сводного бюджета предприятия

  1. анализ и Мониторинг выполнения бюджета.

На 2-ой стадии бюджетного процесса происходит контроль (мониторинг) выполнения сводного бюджета. Под ним понимается:

— текущее принятие управленческих ответов на разных уровнях организ. структуры п/п, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа ведется структ. подразделениями –центрами ответственности;

— поступление от ЦО соответ. управ. работам ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОтиЗ соответ. информации о ходе исполнения бюджетного задания;

— анализ текущей инф-ции о исполнении бюджета управ.работами и представление рекомендаций высшему управлению для корректировки своевременной деятельности в разрезе разных ЦО.

Третьей, последней стадией бюджетного цикла яв-ся анализ выполнения сводного бюджета. Данный вид анализа хоз. деятельности еще именуют замысел-факт анализом, по причине того, что при его проведении идет сравнение фактических и плановых данных и анализ отклонений фактических показателей от плановых по отчетному бюджетному периоду, в отличие к примеру, от денежного анализа, где фактические эти отчетного периода сравниваются с фактическими же данными базовых (прошлых) периодов.

Текущий учет отклонений ведется на базе бух. отчётности и учёта с применением данных своевременного учета.

Проведение замысел-факт анализа имеет 2 осн. функции:

1. Плановая – содержится в том, что на базе взятых выводов вносятся корректировки в хоз. стратегию и тактику п/п и разрабатывается бюджет на следующий период.

2. Контрольно-стимулирующая – функция анализа выполнения бюджета осуществляется через спецификацию отклоненений фактических показателей от плановых в разрезе центров ответственности п/п. К примеру, управлению компании принципиально важно не только то, что случилось превышение произв. Затрат на 30 тыс. руб. (на 70 % из-за превышения плановых норм расхода и на 30% — превышение материалов закупки и цен сырья), но да и то, что за перерасход ресурсов в 21 тыс. руб. ответственность несут работы зам.директора по производству, а по перерасходу в 9 тыс.руб. – отдел снабжения. Предстоящий анализ может продемонстрировать, к примеру, что перерасход материалов случился из-за некачественного материала, вина за доставку которого может лечь на отдел снабжения либо поставщика, а в удорожании ресурсов виновен вовсе не отдел снабжения, а поставщики.

Анализ выполнения сводного бюджета компании проводится в 3 этапа:

1. Неспециализированное изучение отклонений затрат, выручки и фин. рез-ов, перемещения ТМЦ и фин.рес-ов п/п и источников их финансирования на базе сравнения плановых и фактических «выходных форм» сводного бюджета: отчета о убытках и прибылях, отчет о движ. ден.средств, баланса на конец отчетного периода.

2. Анализ выполнения трех главных (агрегированных) подбюджетов сводного бюджета:

— замысел-факт анализ выполнения операционного бюджета;

— замысел-факт анализ выполнения инвестиционного бюджета;

— замысел-факт анализ выполнения фин. бюджета.

На данном этапе формулировка выводов и анализ отклонений проводится по каждому агрегированному подбюджету раздельно.

3. Синтез. На этом этапе проводится SWOT-анализ – анализ «не сильный» и «сильных» сторон деят-ти п/п за прошедший бюджетный период, что есть обобщением проделанной на первом и втором этапах работы по отделным подбюджетам и сегментам. Результаты третьего этапа являются базой разработки бюджета следующего периода.

Вводный курс \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: