Тема 7. этика биомедицинского исследования.

ЭТИЧЕСКИЕ Неприятности ГЕНЕТИКИ

1. Основополагающие документы биомедицинской этики как источники современных моральных клинических проведения испытаний и норм экспериментов на животных и людях.

2. Правила уважения автономии личности и «не навреди» при проведении биомедицинских опытов.

3. Правило необязательного информированного согласия как нужное условие экспериментов и проведений испытаний на человеке.

4. Модификации биоэтических комитетов и их роль в регламентации проведения биомедицинских опытов.

5. Специфика моральных неприятностей генетики медико-генетических изучений.

6. Клонирование человека: этический нюанс.

ЦЕЛЬ:обобщение и систематизация изученного материала, закрепление практических навыков студента.

Изучение материалов по данной теме направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и опытных компетенций (ПК) для студентов ЛФ: ОК-1, ОК-2, ОК-8, ПК-4.

ЗАДАНИЯ.

Задание 1.Объясните следующие термины:

Этический комитет – _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Этическая экспертиза – ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Клиническое изучение – ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Правила GCP – __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Геном – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Генная терапия – ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Евгеника – ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Генодиагностика – ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Генная инженерия – ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательная медицина – __________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2.Установите соответствие между датами и этическими документами их принятия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Документы: Даты:

А. Нюрнбергский кодекс 1. 1964 г.

Б. Конвенция о биомедицине и правах человека 2. 2005 г.

В. Хельсинкская декларация 3. 1947 г.

Г. Общая декларации о биоэтике 4. 1997 г.

и правах человека 5. 1996г.

А Б В Г

Задание 3.Скажите пропущенные слова.

В преамбуле Хельсинкской декларации ВМА проводится различие между и экспериментированием на человеке.

изучения преследуют диагностические и лечебные цели и проводятся в интересах .

изучения преследуют, в основном, чисто научные цели и не имеют прямого диагностического либо лечебного значения для.

В первый раз в этом документе были разведены два понятия и .

Задание 4.Заполните таблицу, выбрав из предложенных утверждений относящиеся к конкретным документам.

Утверждения:

1. Первый документ, задающий четкие границы в области экспериментирования на людских существах.

2. Положения документа носили рекомендательный темперамент, но послужили основанием для других интернациональных документов и отражены в законодательствах многих государств, включая Россию.

3. Положения документа носили рекомендательный темперамент.

4. Провозглашено требование научной обоснованности изучения.

5. Документ включает в себя десять положений.

6. В документе предусматривается возможность получения согласия на участие в изучении либо опыте лица, признанного недееспособным.

7. В документе не предусматривается возможность получения согласия на участие в изучении либо опыте лица, признанного недееспособным.

8. Положение документа о том, что интересы испытуемых должны быть выше общества и интересов науки стало основополагающим при этической оценке опытов на человеке.

Нюрнбергский кодекс Хельсинкская декларация

Задание 5. «Страдание, которое переживает любое живое существо, приводит к чувству сострадания в другом человеке, желание оказать помощь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, что образовывает особенного рода призвание либо моральное основание двух профессий – ветеринарной и врачебной. В случае если это чувство у доктора не развито либо притупилось с годами, то сказать о его моральных качествах становится довольно проблематично. Не просто так, что сострадание (и весьма близкое по значению к нему моральное уровень качества милосердия) считается с самых древних времен главной врачебной добродетелью. И не смотря на то, что наука вносит в отношение к больному и испытуемому элемент объективности, сострадание для биомедицинских изучений остается наиболее значимым этическим основанием. Причем распространяется оно и на людей, и, в более ограниченном смысле, на лабораторных животных. Последних нельзя подвергать неоправданно ожесточённым опробованиям». Прокомментируйте слова Тищенко П.Д. Возможно ли ставить на одну доску лабораторного животного и страдания человека?

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.В соответствии с правилу необязательного информированного согласия испытуемый, принимающий участие в опыте должен быть проинформирован о:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Перечислите цели и задачи биоэтических комитетов в зависимости от их модификации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.Ребенок 13 лет. Онкологический больной с негативным прогнозом. Доктора предлагают экспериментальное лечение, на которое родители выразили собственный согласие. Необходимо ли учитывать в этом случае вывод ребенка, если он категорически против? направляться ли по большому счету его информировать об экспериментальном характере лечения? Аргументируйте собственный вывод, применяя положения этических и правовых документов по данной проблеме.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.При экспериментальном тестировании новых фармакологических средств фактически постоянно существует несколько испытуемых, которой вместо препарата, проходящего изучение, дается плацебо (пустышка). Проанализируйте возможность применения плацебо с позиций правил и принципов современной биоэтики. Морально ли использование плацебо в изучениях, где участвуют больные, для которых данный препарат вероятно единственный шанс на исцеление от заболевания?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.Полученная при генетическом тестировании информация разрешает сделать вывод о том, что на грани находятся члены семьи больного. Смогут ли медицинские работники проинформировать участников семьи, в случае если сам больной не даёт согласия на разглашение информации? Поясните, конфликт каких правил и принципов биоэтики заложен в данной ситуации. Как данный вопрос решается в документах ВМА?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.Заполните таблицу, подобрав самые общие доводы «за» и «против» применения способов евгеники. Ниже выразите собственное вывод по данной проблеме.

За евгенику Против евгеники

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Заполните таблицу, подобрав самые общие доводы «за» и «против» клонирования человека. Ниже выразите собственное вывод по данной проблеме.

За клонирование Против клонирования

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.Выполните тестовые задания (выберите верный ответ).

1. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОПЫТА С УЧАСТИЕМ БОЛЬНОГО НУЖНО:

A. получение необязательного информированного согласия от больного;

B. получение для того чтобы же согласия от его родственников;

C. опыт возможно совершён без согласия больного при его недееспособности.

2. ПО ПРАВИЛУ НЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ НА ЧЕЛОВЕКЕ, БОЛЬНОЙ В обязательном порядке ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОИНФОРМИРОВАН:

A. о продолжительности и целях предполагаемого вмешательства;

B. о рисках для жизни и здоровья;

C. о итогах всех предшествующих опытов;

D. о несомненной полезности опыта для общества в целом.

3. ПРИ ДИСКУССИИ Неприятностей, которые связаны с ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИЕЙ, ХОРОШЕЙ И НЕГАТИВНОЙ ЕВГЕНИКОЙ, ГЕННОЙ ТЕРАПИЕЙ, Особенную ВАЖНОСТЬ ПОЛУЧАЕТ ПРИНЦИП:

A. справедливости;

B. делай благо;

C. не навреди;

D. уважения автономии личности.

4. В ПОЛОЖЕНИЯХ Какого именно ДОКУМЕНТА ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СОГЛАСИЯ НА УЧАСТИЕ В Изучениях ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ:

A. Нюрнбергский кодекс;

B. Женевская декларация ВМА;

C. Хельсинкская декларация ВМА;

D. Лиссабонская декларация ВМА.

5. К НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛЮДЕЙ ПО ГЕНЕТИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

A. доступность генетического консультирования для всех;

B. ограничение обмена генетическими разработками;

C. уважение воли тех, кто подвергается генетическому скринингу;

D. полное раскрытие генетической информации о больном.

6. НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НА:

A. лиц пожилого возраста;

B. детей старше 15 лет;

C. умирающих;

D. здоровых совершеннолетних.

7. Самый ПОЛНО ВОПРОСЫ МОРАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОПЫТА ПРЕДСТАВЛЕНЫ В:

A. законе «Об базах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

B. ответах ВОЗ;

C. Хельсинкской декларации Глобальной медицинской ассоциации;

D. Конвенции Совета Европы.

8. ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОЙ БИОЭТИКИ:

A. отдельная личность образовывает основу существования и глобальную ценность общества;

B. для блага общества и науки возможно потребовать от индивида любой степени риска при проведении опытов;

C. доктор-исследователь вправе не принимать к сведенью сокровищ, которыми руководствуется испытуемый;

D. наука и медицина не вправе распоряжаться здоровьем и жизнью испытуемого.

9. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ОПЫТА НУЖНО ДЛЯ:

A. опытной защиты доктора;

B. общественности;

C. устранения опасности для здоровья больного;

D. юридической защиты доктора.

10. БИОМЕДИЦИНСКИЕ Изучения, ОБЪЕКТОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДИ, ДОЛЖНЫ:

A. соответствовать научным заинтересованностям доктора;

B. соответствовать общепринятым научным правилам и быть предварительно шепетильно оценены в нюансе потенциального риска;

C. быть ориентировочно оценены в нюансе потенциального риска.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Неприятность средств исследований и соотношения цели на человеке.

2. Биомедицинское изучение: его необходимость и свобода этического и правового контроля.

3. Клонирование человека: победа либо поражение? Этический нюанс.

4. Этическая экспертиза хорошей и негативной евгеники.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Ответственность ученого при проведении биомедицинского опыта.

2. Этические неприятности клинических изучений лекарственных средств.

3. Этико-правовые нюансы проведения изучений на животных.

4. Моральная оценка современных биотехнологий.

5. Терапевтическое клонирование в контексте духовно-нравственной задачи «богочеловечество-человекобожие».

6. Евгенические идеи в контексте современных биомедицинских возможностей – этическая оценка.

Главная ЛИТЕРАТУРА

1. Хрусталев Ю. М. Введение в биомедицинскую этику: Уч. пособие для студентов мед. и фармацевт. институтов /Ю.М. Хрусталев — М. «Академия», 2010 – 221 с.

2. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. сохранения здоровья и Философия сбережения. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 399 с.

3. Галковская О. А., Маркова Т. И. Биоэтика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2014 – 152 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Общая декларация о биоэтике и правах человека: принята методом аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Главной конференцией ЮНЕСКО. – URL:

2. http://www.un.org/russian/documen/declarat/bioethics_and_hr.pdf

3. Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. М., 2001. С.17-21.

4. Силуянова И. В. Управление по этико-правовым базам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 224 с.

5. Тищенко П.Д. теория и История этической регуляции биомедицинских изучений // Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских изучений и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию» / Глав. ред., член-корр. РАН, доктор наук Б.Г. ЮДИН. – М.: Изд-во Столичного гуманитарного университета, 2007. – С. 16-36.

6. Тищенко П.Д. О множественности моральных позиций в биоэтике //Человек, 2008. № 1. С. 83-91.

7. Тищенко П.Д. идея и Угроза множественности гуманитарной экспертизы //Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. Ф.Г. Майленова. — М.: ИФРАН, 2008. – С. 106.

8. Хабермас Ю. Будущее людской природы. Пер. с нем. – М.: Изд-во «Всю землю», 2002. – 144 с.

9. Хельсинкская декларация «Этические правила медицинских изучений с привлечением человека»: принята 18-ой Главной Ассамблеей ВМА (Хельсинки, Финляндия, июнь 1964). –URL:http://www.psychiatr.ru/lib/helsinki_declaration.php

10. Юдин Б.Г. В фокусе изучения – человек: этические регулятивы научного познания // Аналитические материалы по проекту «Анализ нормативно-правовой базы в области прав человека в контексте биомедицинских изучений и выработка рекомендаций по ее усовершенствованию» / Глав. ред., член-корр. РАН, доктор наук Б.Г. ЮДИН. – М.: Изд-во Столичного гуманитарного университета, 2007. – С. 6-16.

Сдал:

Проверил:

Участникам медицинских изучений: Видеоурок 4


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: