Тема 7. критерии оценки ораторского искусства.

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА. Верная ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

задачи и Цели курса. Определение понятия риторика (ораторское мастерство). философия и Риторика. этика и Риторика. действенность и Убедительность, влиятельность и эффективность речи. Риторика в Греции. Софисты, Платон и Сократ о риторике. Выдающиеся ораторы Старой Греции и Древнего Рима. его труды и Цицерон. Вклад Квинтилиана в развитие риторики. Риторика в середине века в Западной Европе. Расцвет церковного и проповеднического красноречия. Риторика в государствах Европы. Постановка целей при риторике.

ТЕМА 2. ФЕНОМЕН ЕДИНСТВА В ОРАТОРСКОМ МАСТЕРСТВЕ: Уровень качества ОРАТОРА (КТО ГОВОРИТ, КАК ГОВОРИТ), Уровень качества ИНФОРМАЦИИ (ЧТО ГОВОРИТ), Уровень качества ПУБЛИКИ (ДЛЯ ЧЕГО ГОВОРИТ)

Судебная ее разновидности и речь: обвинительная и защитительная обращение. Социально-политическая ее виды и речь: митинговая, парламентская, военно-патриотическая, дипломатическая. Социально-бытовая обращение: юбилейная, приветственная, застольная, обращение на похоронах, церковно-богословская. Отвлечённая обращение.

Главные требования к созданию речи заключаются в логическом построении речи и сводятся к следующим требованиям:

-определённости и требование ясности;

-требование последовательности;

-требование непротиворечивости;

-требование обоснованности.

ТЕМА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ КЛЮЧИ

Размещение, как совокупность рекомендаций (правил) в построении композиции (структуры) речи. Три составные части монологической речи: выступление, главная часть, заключение. Главные приемы выступления, зачина, предисловия ораторской речи. Построение главной части: приемы подачи фактов, доводов. Рассмотрение главных способов подачи материала (индукции, дедукции, аналогии, и ступенчатый, исторический либо хронологический и другие способы). Приемы заключения речи. Необходимость творческого стилевого упрочнения, новизна, оригинальность, уместность в развертывании речи. Построение замысла речи. Процесс подготовки монологической речи различной целевой направленности.

ТЕМА 4. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Невербальные средства общения необходимы для психотерапевтического контакта между партнерами, выражения чувств, отражающих истолкование обстановки. Подразделяются на три группы.

1. Визуальные: кинесика (перемещения частей тела); визуальный контакт и направление взгляда; выражение глаз, лица; поза; кожные реакции; расстояние (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения – изюминки телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигарета и т. п.).

2. Звуковые: связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые их локализация и паузы в тексте); не связанные с речью (хохот, плач, кашель, вздохи, скрежет зубами, хлюпанье носом и т. п.).

3. Тактильные: физическое действие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

В соответствии с классификации В. А. Лабунской невербальные средства общения подразделяются на:

1) оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

2) паралингвистические (вокализация) и экстралингвистические (паузы, покашливание, плач, хохот, темп речи);

3) организующие время и пространство коммуникативного процесса (размещение партнеров, возможность опоздания и т. п.);

4) визуальные (контакт глаз).

ТЕМА 5. НАВЫКИ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА: АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО и Сценическая РЕЧЬ.

5 упражнений по сценической речи. Речевая разминка: звуковысотный диапазон и сочетание согласных. резонаторы и Дыхание. Звуки. Видео-анализ и рефлексия выступления в группе.

ТЕМА 6. СЕКРЕТЫ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА

Внешний вид оратора. Манеры.условия работы. Выражение лица. Контакт со слушателями. Поза. Жесты. назначение и Сущность жеста. Правила пользования жестами. Содержание речи.

ТЕМА 7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА.

Хороший критерий Оценка (1-5) Отрицательный критерий
Вступление завлекает внимание слушателей, хочется выяснить, что будет дальше 5, 4, 3, 2, 1 Вступление не занимательное, внимание слушателей не удалось привлечь
Обращение верно поставлена, понятна всем окружающим 5, 4, 3, 2, 1 Обращение не понятна
Выступление яркое и ясное 5, 4, 3, 2, 1 Выступление монотонное, скучное
Высказывания оратора точные убедительные 5, 4, 3, 2, 1 Информация, которую доносит оратор, не убедительная, высказывания подвергаются сомнению.
Текст изложен логически верно, подкреплен фактами и аргументами 5, 4, 3, 2, 1 Текст не логичен
Текст без неточностей 5, 4, 3, 2, 1 Обращение с словами и ошибками-паразитами
Оратор превосходно разбирается в теме, знает текст наизусть 5, 4, 3, 2, 1 Выступающий не разбирается в теме собственного доклада
Оратор уверенный в том, что его обращение нужна и правдива 5, 4, 3, 2, 1 Оратор не не сомневается в правдивости собственной речи
Оратор верно реагирует на вопросы слушателей, по возможности дает развернутые ответы 5, 4, 3, 2, 1 Выступающий по большому счету не реагирует на вопросы окружающих
Выступление складывается из кратких предложений, занимает не большое количество времени 5, 4, 3, 2, 1 Обращение через чур затянута
Запоминающееся заключение 5, 4, 3, 2, 1 не сильный вывод

Артем Зельдич — Ораторское мастерство // светло синий птица 2016


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: