Тема 8. нормативный аспект культуры речи.

Разновидности нормы: орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, лексическая, грамматическая (морфологическая и синтаксическая). Главные направления совершенствования навыков грамотного говорения и письма. ударение и Нормативное произношение: стили произношения, особенности произношения в русском согласных и языке гласных; особенности русского ударения. точность и Правильность словоупотребления: лексическая сочетаемость и значение слова, плеоназм и тавтология, паронимы, функционально-стилевая окраска слова, фразеологические средства русского. Нормативное использование грамматических (морфологических) форм: потребление форм существительных (род, падежные окончания, склонение фамилий, окончания множественного числа); потребление форм прилагательных (образование краткой формы, форм сравнительной и отличной степеней); употребление форм числительных (склонение количественных числительных, собирательные числительные); потребление местоимений (индивидуальные, возвратные и притяжательные местоимения); потребление форм глаголов (“недостаточные” и “изобилующие” глаголы, варианты видовых форм, деепричастий и формы причастий). Нормативные связи слов в словосочетании и предложении, нормативное строение русского предложения: согласование (сказуемого и подлежащего; определений, приложений и определяемых слов); управление (предложное, беспредложное; управление при однородных участниках предложения; нанизывание однообразных форм); порядок слов в русском предложении (структура несложного предложения; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложное предложение).

Тема 9. Коммуникативный нюанс культуры речи.

Речевая ее виды и деятельность (единицы общения): говорение, писание, слушание, чтение; их коммуникативные изюминки. Речевое взаимодействие и виды коммуникации: контактное/дистантное; непосредственное/опосредованное; устное/письменное; диалогическое/монологическое; межличностное/массовое; частное/официаль-ное. Неспециализированные коммуникативные требования к применению речи: информативность, значимость, истинность, оптимальность метода выражения мысли, понятность. его аудитория и Оратор: изюминки дискутивно-полемической речи; главные виды доводов. Устное сообщение (доклад): подготовка речи (выбор темы, цель речи, поиск материала); особенности композиции (начало, развертывание, завершение речи); фонетические, лексические, синтаксические изюминки речи; этика ораторского выступления.

Тема 10. Этический нюанс культуры речи.

Культура поведения, речевой этикет и культура общения. Национальная специфика речевого поведения. Понятие “речевой имидж”: виды речевой стратегии, “речевые маски”. Главные этические требования к речевому поведению гос служащего: вежливость, беспристрастность, соблюдение правил аргументации, учет национальных особенностей адресата.

ТЕСТ

Вариант I делают студенты, фамилии которых начинаются с букв А–Ж, вариант II – студенты, фамилии которых начинаются с З–О, вариант III – студенты, фамилии которых начинаются с П–Т, вариант IV– студенты, фамилии которых начинаются с У–Я.

Вариант I

1. К какой ветви славянских языков относится русский язык:

а) южнославянской;

б) восточнославянской;

в) западнославянской?

2. Выберите верный ответ:

а) русский литературный язык – форма национального языка;

б) русский русский и литературный язык национальный язык – это тождественные понятия;

в) русский национальный язык – это форма литературного языка.

3. К какой форме национального языка относятся выделенные слова в предложении:

Эй, чувак, как кинуть костина Пешков-стрит?

а) территориальный диалект;

б) жаргон;

в) просторечие.

4. Какой из показателей не характерен для литературного языка:

а) нормированность;

б) наличие устной и письменной формы;

в) факультативность потребления?

5. Что такое старославянский язык?

а) предок славянских языков;

б) первый письменный язык славян;

в) древнерусский язык.

6. Какой из факторов не есть стилеобразующим для разговорного стиля:

а) объективность речи;

б) экспрессивность;

в) спонтанность речи.

7. Отыщите и укажите языковые изюминки, которые связаны с устной речью, “переведите” фразу в письменную форму:

Большое количество на данный момент в бюджет не выжмешь.

8. Какой нюанс культуры речи выяснен следующим образом: данный нюанс культуры речи предполагает умение общаться и получать собственной цели посредством средств языка.

а) нормативный;

б) коммуникативный;

в) этический?

9. Правильность произношения регулирует … норма:

а) орфографическая;

б) орфоэпическая;

в) лексическая.

10.К какому словарю направляться обратиться, в случае если требуется уточнить значение слова:

а) толковый;

б) орфографический;

в) энциклопедический.

11. Неверным есть произношение:

а) д’осок; б) ’отраслей; в) облегч’ить.

12. Верным есть произношение:

а) афёра; б) т[э]рмин; в) осуждённый.

Вводная видеолекция по курсу \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: