Тема: факторы производства. прибыль и рентабельность

ЛЕКЦИЯ № 3.

Замысел

1. Факторов производства и их классификация

2. Понятие прибыли, ее функции

3. Виды прибыли

4. Источники экономической прибыли

5. Рентабельность

1. Факторов производства и их классификация

Общепризнанным в экономической теории есть деление факторов производства на три хороших главных вида: почва, капитал, труд.

Почва как фактор производства свидетельствует все применяемые в производственном ходе естественные ресурсы. Она может употребляться для производства сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов, железных дорог и т.п. Почва неуничтожима и неумножаема, но подвержена достаточно сильному разрушению благодаря хищнического применения, отравления либо эрозии.

Капитал в широком смысле — это все то, что способно приносить доход, либо ресурсы, созданные людьми для услуг и производства товаров. Капитал возможно повышен до любых размеров.

Труд — осознанная, целесообразная деятельность человека, требующая приложения умственных и физических упрочнений в ходе создания материальных благ и одолжений, реализующаяся через самого человека. Труд как фактор производства совершенствуется благодаря приобретению и обучению работников ими производственного опыта. Фактор труд включает и предпринимательские свойства как особенный фактор производства.

Предпринимательство – это своеобразный фактор производства (если сравнивать с почвой, капиталом, трудом). Специфика содержится в том, что субъект предпринимательской деятельности — предприниматель — способен особенным образом соединять, комбинировать факторы производства на инновационной рисковой базе. На современном этапе развития людской общества особенное значение покупают и такие независимые факторы производства, как наука, время и информация.

Наука как фактор производства связана с поиском, проведением изучений, опытов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, установления закономерностей, проявляющихся в обществе и природе, с внедрением и разработкой в производство новой техники и разработок. В современной экономической теории это именуют инновациями.

Информация как фактор производства представляет собой сведения, эти, каковые сохраняются, обрабатываются и употребляются в ходе выработки и анализа экономических ответов в управлении.

Время — ограниченный и невоспроизводимый ресурс. Все совершается в пространстве и во времени. Экономное применение времени есть наиболее значимым источником улучшения судьбы человека. Честным есть выражение, что вся экономия в конечном итоге сводится к экономии времени.

2. Понятие прибыли, ее функции Прибыль – это итог производственной и коммерческой деятельности компании, основной фактор, стимулирующий предпринимательство. Прибыль возможно разглядывать как двигатель производства. Прибыль – это явление непостоянное, поскольку в рыночной экономике сильна борьба и неспециализированная экономическая обстановка нестабильна. Обстоятельства происхождения прибыли всегда меняются, дополняются. Прибыль в соответствии с ролью, отведенной ей в экономике, делает последовательность функций. 1. Регулирующая. Прибыль разрешает регулировать финансовые потоки, потому, что распределяется по направлениям и различным фондам на предприятии (резервный, валютный, фонд развития производства, фонд материальных поощрений). 2. Стимулирующая. Каждая компания в ходе собственного функционирования пытается укрепить собственные позиции в бизнесе и на рынке, взять кое-какие преимущества перед соперниками и экономическую прибыль. Все это содействует ее динамичному формированию. С данной целью совершенствуются разработке, осваиваются успехи науки и техники, что содействует экономическому росту компании и всей национальной экономики. 3. Осуществляющая контроль функция представляет собой не что иное, как чёрта экономического результата деятельности предприятия. 4. Наличие экономической прибыли содействует действенному распределению ресурсов между другими методами их применения. 5. Прибыль выступает источникомфинансирования расширения масштаба производства. Компании, каковые приобретают прибыль, имеют возможность вести постоянную производственную деятельность. 3. Виды прибыли Прибыль – это ответственная экономическая категория, определяющая перспективы функционирования и качество организации ее предстоящего развития. Классификация прибыли подразумевает следующие ее виды. 1. Прибыль, полученная в следствии реализации готовой продукции, выполнения и полуфабрикатов коммерческих заказов. Это отличие между полной себестоимостью товарной продукции и ценой реально реализованных услуг и товаров. Пр = Рр – себестоимость, где Рр – цена продаж. 2. Балансовая прибыль Она воображает собой неспециализированную прибыль, которую организация приобретает от всей собственной производственно-хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль равна сумме (либо разнице) прибыли, взятой от сбыта и продажи товарной продукции либо убытка, полученные от реализации другой продукции. К ней, соответственно, относят продукцию хозяйств, каковые находятся на балансе предприятия и в его собственности. 3. Чистая прибыль Она рассчитывается на базе данных нормы налогообложения и балансовой прибыли (налог на прибыль, единый социальный налог, налог на землю, на имущество и пр). 4. Консолидированная прибыль Это прибыль, полученная от финансовых результатов и деятельности материнских и дочерних (филиалы) фирм. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединенную отчетность двух либо более субъектов хозяйствования. 4. Источники экономической прибыли Экономическая прибыль – это величина, превышающая обычную прибыль, образовывает отличие между другими издержками. Специфика предпринимательской деятельности проявляется лишь в прогрессирующей, неизменно изменяющейся экономике: изменяются факторы, воздействующие на предложения и величину спроса, балансирует равновесие на рынке и т. д. Существуют следующие показатели развития экономики: 1) качественное совершенствование товара, создание неповторимого блага, нового для потребителя; 2) внедрение методов производства и новых технологий; 3) открытие новых рынков для реализации готового продукта; 4) применение новых сырьевых ресурсов либо факторов производства; 5) изменение рыночной структуры: установление монополизма либо его подрыв. В экономике, владеющей этими показателями, играются громадную роль предприниматели, а предпринимательство делается причиной производства. Источники экономической прибыли разны. 1. Экономическая прибыль – это необычное вознаграждение за предпринимательский риск. Риски в экономике разнообразны, и, дабы предохранить себя от утрат, компании прибегают к страхованию. Исходя из этого плата за риск входит в издержки компании как затраты в заинтересованностях предприятия. 2. Вознаграждение за инновации. Фирмы стремятся внедрить в производство новые разработки, совершенствовать методы его организации и такдалее. Это связано со рвением сократить затраты. 3. Монополизм на рынке. Предприниматель пытается к получению конкурентных преимуществ на рынке, т. е. к монопольной власти.Это даст ему определенную уверенность в будущем и право контроля над обстановкой. Лишь так он может снизить до минимума риск утрат. 5. Рентабельность

Рентабельность – это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, что отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой цене главного капитала и нормируемых оборотных средств. Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на базе балансовой (неспециализированной) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на базе чистой прибыли.

Различают следующие виды рентабельности:

— Рентабельность производства определяется по формуле:

,

где ОПФ – среднегодовая цена главных производственных фондов, руб.; Шнобель – норматив оборотных средств, руб.

— Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

.

— Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – исчисляется методом отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции: ,

где П – прибыль предприятия (валовая, налогооблагаемая, чистая); Сс — полная себестоимость реализуемой продукции.

Как взаимосвязаны рентабельность и прибыль бизнеса


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: