Тема «методы педагогических исследований»

Замысел:

  1. классификация и Понятие способов.
  2. Черта способов педагогического изучения.

-1-

Способ -означает путь, метод продвижения к истине, к ожидаемому результату.

В педагогике под способами изучения понимаются методы ответа научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал способов той либо другой науки, тем выше успех деятельности ученых. направляться подчернуть, что способы педагогического изучения всегда развиваются, во-первых, они непрерывно пополняются за счет конструирования новых способов, во-вторых, за счет заимствования из вторых наук.

Перед тем как обратиться к рассмотрению отдельных способов, нужно выделить правила выбора их для ответа конкретных исследовательских задач. Фундаментальных принципа два. Принцип совокупности способов изучения свидетельствует, что для ответа любой научной неприятности, употребляется несколько, а пара способов. Второй принцип адекватности способа существу изучаемого предмета к тому конкретному продукту, что должен быть взят.

-2-

На данный момент педагогические изучения осуществляются посредством целой совокупности разнообразных способов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности обучающихся, педагогический опыт, обобщение и изучение передового педагогического опыта, социологические способы изучения (анкетирование, рейтинг, способ компетентных оценок), способы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Постараемся коротко разглядеть сущность этих способов.

Педагогическое наблюдение. Данный способ используется фактически в ходе любого педагогического изучения, что в полной мере конечно. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их яркого наблюдения, фиксации и накопления фактического материала, относящегося к педагогической работе. К примеру, ученый присутствует на уроке и подмечает, что, в то время, когда учитель излагает материал весьма интересно, дети сидят негромко и пристально слушают. Но кроме того наряду с этим одни ученики ведут себя деятельно, стремятся отвечать на вопросы преподавателя, дополняют ответы собственных товарищей, сами ставят вопросы, дабы глубоко вникнуть в содержание урока, и т.д. Другие же отличаются пассивностью, невнимательностью. В то время, когда преподаватель задает им вопросы, они испытывают затруднения и не в состоянии на них отвечать. Наблюдение этих явлений разрешает исследователю делать выводы о том, что усвоение материала сильно зависит от того, какое внимание проявляют учащиеся на уроке, как они относятся к объяснению преподавателя. Все это формирует базу для тех или других теоретических суждений, которые, но, требуют проверки и доказательства посредством вторых способов.

Исследовательская беседа. Посредством этого способа ученый выясняет отношение и мнение как воспитателей, так и воспитуемых к тем, либо иным явлениям и педагогическим фактам и тем самым пробует составить более глубокое представление о сущности и обстоятельствах этих явлений. В случае если, к примеру, забрать вышеприведенные факты о разном поведении обучающихся на уроке, то собственное суждение о обстоятельствах этих явлений исследователю целесообразно сопоставить с мнением преподавателя и узнать, из-за чего в одних и тех же условиях школьники по-различному ведут себя на уроке. Станет понятным, что внимание обучающихся при восприятии нового материала зависит не только от эмоциональности и качества его изложения преподавателем, но, разумеется, и от их внутреннего отношения к его изучению, которое со своей стороны возможно связано сейчас с какими-то негативными переживаниями либо с неспособностью некоторых обучающихся осмысливать то что растолковывает преподаватель… Все это разрешает более основательно разобраться в изучаемых вопросах и подойти к тем либо иным теоретическим выводам, установить научную истину.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности обучающихся.При изучении многих педагогических явлений громадное значение имеет изучение школьной документации и продуктов деятельности обучающихся. Так, изучая стимулирующую роль оценки знаний обучающихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных изданий, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Знакомство с читательскими формулярами получающих образование школьной библиотеке дает представление о том, как они просматривают, какие конкретно у них интересы в выборе литературы и т.д. Просмотр тетрадей для домашних работ разрешает исследователю изучить содержание и качество домашних заданий, отношение обучающихся к их выполнению. Ясно, что все это учитывается при разработке тех либо иных вопросов воспитания и школьного обучения.

Педагогический опыт. Сущность опыта (от лат. experimentum — проба, опыт) как способа изучения содержится в особой организации педагогической деятельности преподавателей и обучающихся с целью обоснования и проверки заблаговременно созданных теоретических догадок либо догадок. В то время, когда догадка либо предположение находит собственный подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие выводы и теоретические обобщения.

Особенное место в методике педагогических изучений занимает естественный опыт, создателем которого есть русский психолог А.Ф. Лазурский (1874—1917). Сущность его пребывает в том, что исследователь, разбирая те либо иные педагогические явления, пытается создавать педагогические обстановки так, дабы они не нарушали привычного хода деятельности обучающихся и преподавателей и в этом смысле носили естественный темперамент.

обобщение и Изучение передового педагогического опыта. Данный способ основан на теоретическом осмыслении и изучении практики работы учителей и лучших школ, удачно осуществляющих воспитание и обучение. Речь заходит о том, что эмпирически (от греч. empirio — опыт), т.е. умелым методом, учителя часто подходят к ответственным методическим улучшениям, каковые обычно не были известны в педагогике и носят инновационный характер. В случае если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Об этом писал еще К.Д. Ушинский. Он отмечал, что для педагогической науки практический опыт имеет значение только тогда, в то время, когда из него выводится теоретическая идея либо обобщенное методическое положение. «Передается идея, выведенная из опыта, — подчеркивал Константин Дмитриевич, — но не самый опыт».

Лишь теоретическое осмысление инновационного передового опыта учебно-воспитательной работы разрешает включать его в систему педагогической науки. Так было, к примеру, со школьными учебно-производственными бригадами, появившимися в конце 50-х г. в совхозах и колхозах Ставропольского края. Изучение опыта их работы разрешило подвести под него психолого-педагогическую основу и сделать его серьёзным средством трудового воспитания и политехнического обучения обучающихся общеобразовательной школы.

Известность купила инновационная деятельность таких руководителей школ и передовых учителей, как В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Е.Н. Ильин, Н.Н. Палтышев, В.А. Гербутов, и других, проявивших педагогическое мастерство в совершенствовании воспитания и обучения и стимулировавших развитие педагогической теории.

Социологические способы изучения (анкетирование, рейтинг, способ компетентных оценок). Рассмотренные выше способы исследования при всех их преимуществах владеют одним недочётом: с их помощью ученый приобретает относительно ограниченное количество данных, причем эти сведенья не носят достаточно репрезентативного (представительного) характера, поскольку относятся к маленькому числу школ и обучающихся. В это же время часто появляется необходимость совершить массовое изучение тех либо иных вопросов. В то время, когда, к примеру, необходимо узнать, как применяют школьники свободное время, правомерно совершить анкету и предложить им ответить на пара намерено созданных вопросов. Так, возможно относительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество обучающихся.

Рейтинг (оценивание) — это таковой способ изучения, в то время, когда испытуемым предлагается, к примеру, оценить важность тех либо иных нравственных качеств в развитии личности, и поведение учащихся. Родным к нему есть способ компетентных оценок. Сущность его пребывает в том, что оценка поведения, характера и других качеств обучающихся дается компетентными лицами (преподавателями, классными начальниками, администрацией школы и т.д.). На базании данной оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Способы математической статистики. Они употребляются для количественного анализа взятого в ходе изучения фактического материала. Так, в одной из школ изучалось состояние домашней учебной работы обучающихся по математике. Обнаружилось, что в IV классах количество обучающихся, самостоятельно делавших домашние задания по этому предмету, составляло 80%, в VI — 75%, в VIII — 55%. Появился вопрос: в чем обстоятельство данной тенденции? есть ли она следствием усложнения программ по математике либо же обстоятельства кроются в низком качестве преподавания предмета в данной школе?

В пределах данного способа активно применяются следующие конкретные методики:

— регистрация – обнаружение определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию либо отсутствию данного качества (к примеру, количество неуспевающих учеников и успевающих и т.д.);

— ранжирование – размещение собранных данных в определенной последовательности (убывания либо нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом последовательности изучаемых объектов (к примеру, составление перечня учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

— шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым чертям, что разрешает достигнуть большей определенности.

Логика обычного научно-педагогического изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: