Тема. школьные экскурсии при обучении разделу «растения. бактерии. грибы. лишайники». методика организации и проведения экскурсий в природу.

Лекция № 16

Биология как предмет призвана вооружить обучающихся совокупностьтизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти непростые задачи нереально без ознакомления обучающихся с живыми объектами конкретно в условиях их естественного окружения. Для этого преподаватель применяет одну из наиболее значимых форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в другой, хорошей от школьной, обстановке и в ходе необыкновенной познавательной деятельности.

Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии создал А. Я. Герд. Он говорил о необходимости связи урока с экскурсией, так когда в природе имеется возможность привлечь интерес обучающихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я. Герда были развиты на различных стадиях становления методики обучения биологии учеными В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, Н.М. Верзилиным, Н.А. Рыковым, В.М. Корсунской, Ю.И. Полянским, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др.

Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом либо группой обучающихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде либо искусственно созданных условиях, по выбору преподавателя и по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н.М. Верзилиным и В.М.Корсунской, самый полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.

Экскурсии входят в совокупность уроков по темам учебных направлений с 5 по 11 класс. Исходя из этого преподаватель заблаговременно в перспективном замысле определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями формирует обстановку необходимости ознакомления с данными явлениями конкретно в самой природе. Преподаватель кроме этого предусматривает и обратную сообщение — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует обучающимся отыскать в памяти то, что видели и определили на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные на протяжении экскурсии.

Изюминкой экскурсий есть возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, увеличиваются и углубляются на протяжении экскурсии. Создаются условия для создания умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, и изучать сезонные трансформации в природе. Школьники обучаются обнаружить в природе объекты по заданиям преподавателя, разбирать, сравнивать и сопоставлять явления природы, получают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного изучения природы.

Не считая познавательного значения экскурсия имеет громадной воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, принимают объекты в естественных условиях, и природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, ощущать красивое в окружающей их природе, у них формируется любовь и ответственное отношение к природе, к отчизне. Экскурсии занимают важное место в осуществлении связи обучения с судьбой.

Наблюдение природных объектов в их естественных условиях разрешает обучающимся их познавать, завлекая знания из различных дисциплин. Это содействует формированию у детей целостной картины мира.

Довольно часто на протяжении экскурсии педагог дает нужные объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии оказывают помощь проиллюстрировать материал, что изучался ранее на уроке.

В других случаях учитель по окончании краткого вступления предлагает обучающимся совершить независимые наблюдения, собрать тот либо другой природный материал, что пригодится при объяснении нового учебного содержания конкретно в природе. На протяжении таковой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по личным заданиям. Делая задания, школьники обучаются трудиться в группе, приобретают первые навыки комплексного изучения природных явлений.

На экскурсиях планирует материал (с учетом правил природоохраны), что будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. Наряду с этим приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-умелом участке, гербаризации и навыки коллекционирования.

Потом собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, записей, письменного отчета. Вероятны задания, каковые обучающиеся будут делать по окончании экскурсии дома. Это произведения, картинки, фотографии, записи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, собранные материалы и результаты наблюдений в обязательном порядке реализуются на последующих уроках.

Экскурсии смогут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных направлений биологии.

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 5 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсий в природу, музеи и на разные производственные фирмы за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии смогут быть и внепрограммными.

При планировании экскурсий преподаватель учитывает местные условия и природные объекты, и тесную связь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Часто в программе именуют пара тем экскурсий, дабы преподаватель имел возможность совершить любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, неповторимых объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии смогут быть организованы по школьному учебно-умелому участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в НИИ, в ботанический сад, парк и пр.

Экскурсии в программе 5 и 6 классов

Мир растений около нас. Осенние явления в жизни растений. Жизнь растений зимний период. кустарники и Деревья в безлистном состоянии. Мир растений на подоконнике. Путешествие с домашними растениями. Встреча с представителями отделов царства растений в муниципальном парке (либо лесопарке). Весеннее пробуждение организмов царства растений. Лес (либо парк) как природное сообщество. Весна в жизни природного сообщества. Жизнь растений в весенний период года.

Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии сильно зависит от учеников и подготовки учителя.

Необходимо четко выяснить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается нужная сообщение с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, каковые необходимо дать добро на протяжении экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Запрещено вести экскурсию по малоизвестной для преподавателя местности. За день-два до экскурсии преподаватель в обязательном порядке проходит по намеченному маршруту, поскольку кроме того за маленький временной отрезок тут имели возможность случиться большие трансформации, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, независимых работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, отдыха и остановок.

На протяжении предварительного изучения объектов принципиально важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать способы работы на той либо другой остановке. Способы должны быть разнообразными в зависимости от места и содержания экскурсии. В случае если преподаватель мало знаком с фауной и флорой данной территории, то нужно просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, определители растений и справочную литературу и животных. Такая предварительная работа окажет помощь преподавателю разработать замысел проведения экскурсии.

Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: карандаши и блокноты для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и другое оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие либо дефицит снаряжения ведет к тому, что часть учеников не сможет принять участия в независимой работе, оставшись без дела, они смогут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, понижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на усвоении материала и ходе экскурсии.

Крайне важно подготовить обучающихся к экскурсии. Нужно сосредоточить их внимание на определенных объектах, растолковать, как нужно проводить их наблюдение. Предварительно преподаватель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, дабы они имели возможность ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.

Как для урока, так и для экскурсии преподаватель разрабатывает замысел ее проведения и образовывает конспект. В них определяется следующее:

1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2. Маршрут экскурсии. Необходимо заметить, что маршрут — это не путь перемещения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для изучения и наблюдений природных явлений и предметов.

3. Снаряжение экскурсии: нужное оборудование для преподавателя, для независимой работы школьников и для сбора при родного материала; заблаговременно заготовленные карточки с заданиями для личной либо групповой деятельности детей на протяжении экскурсии.

4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 — 7 мин).

5. Независимая работа по заданиям (20 мин).

6. Отчеты по исполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10—15 мин).

7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).

8. приведение и Осмотр территории ее в порядок.

9. Неспециализированное заключение по экскурсии (в природе).

10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.

Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская в книжке по методике обучения биологии для студентов педвузов схематически изобразили структуру экскурсии по ботанике (рис. 1).

Экскурсия не должна быть весьма продолжительной и быть похожим урок либо тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, видящихся на пути. Содержание экскурсии должно направляться ее целям и теме.

Экскурсия в большинстве случаев начинается с введения в проблему — рассказа либо беседы. После этого преподаватель поясняет цель и личные задания для обучающихся, определяет время и место их исполнения (не более 20 мин). Задания смогут быть неспециализированными для всей группы либо различными для отдельных групп из двух-пяти школьников.

направляться выделить, что яркое общение с природой, независимое ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления.

На протяжении независимой работы преподаватель обходит все группы, оказывает помощь отыскать необходимые объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для предстоящей его обработки по окончании экскурсии.

В установленное время ученики планируют совместно, дабы обсудить произведенную работу, находки и наблюдения. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по независимой работе оказывает помощь учителю раскрыть содержание темы экскурсии. Преподаватель дополняет и обобщает сообщения детей, оказывает помощь верно разложить собранный материал для составления гербария либо коллекции (личной либо для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Преподаватель разрешает забрать кое-какие мелких животных и растения (насекомые, черви) для уголка посадки и живой природы на школьном участке.

Рис. 1. Структура ботанической экскурсии

По проведению экскурсий Б.Е. Райков дал преподавателю последовательность нужных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как «Десять заповедей экскурсионного дела».

1. не забывай, что экскурсия не прогулка, но необходимая часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и разработай ее замысел.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Говори на экскурсии лишь о том, что возможно продемонстрировать.

5. Избегай долгих объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов лишь слушателями, вынуди их деятельно трудиться.

7. Не забрасывай экскурсантов многими заглавиями: они их забудут.

8. Моги верно показывать объекты и научи слушателей верно наблюдать их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они прекратят тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Экскурсии по расположению в темах учебных направлений дробят на вводные по курсу либо теме, в большинстве случаев проводимые в осеннюю пору, текущие (в течение всего учебного года) и последние (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.

Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать обучающихся поставленными вопросами, собранным материалом и наблюдениями.

Последние экскурсии строятся так, дабы обучающиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., каковые изучали по книжке и в классе. Независимые работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят обучающихся к пониманию законов природы, изюминок живого и зависимости живой природы от человека.

Экскурсии имеют огромное значение и для самого учителя. Появлявшись совместно со школьниками лицом к лицу с природой, он светло чувствует собственную обязанность натуралиста знать и осознавать живой мир. Появляется познание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, трудиться с определителями, совершенствовать собственные натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. Без достаточного владения умениями и определёнными знаниями проведение экскурсии в природу с детьми для преподавателя постоянно будет проблематично, а это значит, что школьники не возьмут должного биологического образования.

Экскурсии по ботанике

В ходе преподавания биологии испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса ботаники следовало бы на экскурсии продемонстрировать обучающимся изучаемые явления и растения в природе, но приходится ограничиваться 2 — 3 экскурсиями в год.

В V классе вероятны такие экскурсии.В осеннюю пору экскурсию по теме «Неспециализированное знакомство с цветковыми растениями» выполняют в лес, на луг. На данной экскурсии обучающиеся знакомятся с органами и важнейшими формами нескольких обычных растений, их развитием, условиями и долголетием судьбы. Особенное внимание обращают на цветущие растения (собирают растения с разными цветками, соцветиями, плодами). Выполняют наблюдения за методами распространения плодов и семян, за сезонными показателями наступающей осени.

Желательна почва «и экскурсия Растения» по теме «Корень», которая включает следующие элементы:

u знакомство со строением двух-трех различных видов земель и обычными растениями, произрастающими на них (лес, болото, сухая возвышенность);

u лесная подстилка из опавших листьев как удобрение;

u строение корневой совокупности ели либо сосны;

u обработанные поля колхоза;

u всходы озими;

u сбор растений с разными корнями.

Вероятна зимняя экскурсия «Растения зимний период» по теме «Стебель». Обучающиеся смогут познакомиться с разными деревьями, их стволами, ветвлением, ветками, почкорасположением, корой, возрастом сосенок и спиленных деревьев по пням. Под снегом возможно отыскать растения с корневищами, с почками, готовившимися к цветению. В городах такие экскурсии возможно проводить на проспект, в сквер, парк.

Весной вероятна экскурсия «Условия выращивания растений в теплицах и парниках» по теме «Растение — целостный организм». Содержание экскурсии возможно следующим:

u устройство парников; тепловой, световой и воздушный режимы;

u почвы и влажность воздуха;

u посев, пикировка, пересадка;

u приемы выгонки цветков в теплицах;

u прививки и черенкование;

u уход за растениями;

u тропиков и растения субтропиков, растущие в оранжереях ботанического сада либо цветоводства.

Необходимой нужно считать экскурсию на тему «Жизнь растений весной» (повторение курса ботаники V класса). На данной экскурсии рассматриваются явления и такие объекты:

u всходы, почки, побеги, формы листьев;

u видоизмененные побеги (луковицы, корневища);

u вегетативное размножение;

u цветение;

u двудольные и однодольные растения;

u насекомоопыляемые и ветроопыляемые цветки;

u развитие растений, цветущих весной;

u показатели весны.

Дополнительной возможно экскурсия (либо урок на школьном участке) «Цветущий сад». Содержание экскурсии вероятно такое:

u цветение яблонь;

u плодовые и ростовые побеги;

u опыление природное и неестественное;

u сравнение цветков и соцветий разных пород деревьев (подготовка к изучению в осеннюю пору семейства розоцветных);

u уход за деревьями и работы в саду.

В VI классе экскурсия по теме «Многообразие растительного мира» есть вступительной к изучению споровых растений и цветковых. На ней обучающимся даются более углубленные задания для сборов и самостоятельных наблюдений.

Наблюдения и выводы обучающихся на данной экскурсии будут более осмысленными, поскольку они уже основываются на навыках, купленных на прошлых экскурсиях, и знаниях, взятых при изучении ботаники.

По теме «Цветковые их классификация и растения» преподавателя, имеющие в собственном распоряжении школьные участки, выполняют на них практически все уроки либо, по крайней мере, по одному уроку о каждом изучаемом семействе.

Вероятна экскурсия «Растения в окружающей природе». На ней особенное внимание обращается на биологические изюминки растений, изучаемых по теме «Цветковые растения», их распространенность, приспособленность к среде. Помимо этого, обучающиеся знакомятся с одним либо двумя примерами видов одного рода и с несколькими родами, входящими в изучаемое семейство. Выполняют сравнения. Определяют обычные показатели.

С экскурсии либо с уроков на пришкольном участке приносят материал для морфологического описания, определения в классе, наклейки и гербаризации дома (с монтировкой частей цветков) в гербарную тетрадь.

не меньше серьёзна экскурсия по текущей теме «Главные группы растений», но в силу времени в большей части РФ приходится ее перенести на весну.

Весенняя экскурсия «Жизнь растений в лесу» включает многообразный материал по всему курсу ботаники. На экскурсии обучающиеся знакомятся с цветковыми и споровыми их местообитанием и растениями. Выявляются биологические изюминки леса, условия судьбы растений в роль и лесу леса в хозяйстве и природе человека. Лес определяется как биоценоз, в котором взаимосвязаны животные и типичные растения, например, насекомые и дождевые черви. На экскурсии обращается внимание на приспособленность к среде водорослей, грибов, лишайников, мхов, папоротникообразных и цветковых. Обучающиеся смогут самостоятельно собрать коллекции растений с различных субстратов и совершить наряду с этим наблюдение над их распространенностью, связью и изменчивостью форм со средой.

Дубай. Экскурсия по богатой судьбе. Громадный выпуск.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: