Тема: связь этнологии с другими науками

Выше мы уже говорили, что главным объектом изучения этнологии являются этносы, каковые реализуют собственную жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и других сферах, причем эти стороны людской жизнедеятельности изучаются кроме этого соответствующими науками. Исходя из этого этнология конкретно взаимодействует с этими науками, среди которых самый родными к этнологии по предмету собственных исследований являются антропология, культурология, социология, политология, география, этнография.

антропология и Этнология.Среди названных нами наук особенной близостью к этнологии отличается антропология, потому, что неспециализированным предметом изучений для них являются вопросы происхождения рас, их распределение по континентам и регионам отечественной планеты, изменение физического вида людей в следствии культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. Наряду с этим любая из наук сохраняет собственную самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследовательских качеств. Так, антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека.

В отличие от нее этнология ориентирована на изучение публичных изменений и изменений этнических общностей. В настоящее время во антропологии и взаимосвязи этнологии существует некая неопределенность, позванная сосуществованием таких научных направлений, как социальная антропология икультурная антропология. Происхождение этих двух направлений было детерминировано разными мнениями на предмет антропологии в английской и американской науке. Не вдаваясь в анализ продолжительной дискуссии о специфике и предмете каждого из этих направлений, напомним, что социальную и культурную антропологию направляться разглядывать как две стороны одной медали, два научных направления, изучающих одинаковый объект в различных качествах.

Отличительным показателем социальной антропологии есть выговор на изучении групповых взаимоотношений и социальных процессов. Предметом данной науки есть социальная организация судьбы человека и его жизненного мира в классических и современных обществах. В качестве ее конкретных объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиями судьбы: единым местом проживания, политической организацией, языком и общей культурой.

Предметная область культурной антропологии ограничивается взаимоотношениями культуры и человека. Она пытается раскрыть вопросы происхождения (генезиса), строения (морфологии) и многообразия (культуры и развития) динамики в рамках конкретно-исторической социальной организации. Наряду с этим социум рассматривается как культуры существования и среда человека, имеющая как естественную, так и неестественную природу.

Одновременно с этим в современной западной и отечественной научной литературе существует обширно распространенная точка зрения, в соответствии с которой этнология, культурная и социальная антропология сущность различные заглавия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что для того чтобы рода отождествление является очень условным и не всегда правомерным. В действительности термин «этнология» существует и в западной науке и означает приблизительно то же самое, что и в Российской Федерации.

Культурная антропология сначала собственного зарождения выступала как дисциплина, изучающая процессы формирования людской культуры, в отличие от физической антропологии -как науки об изменчивости физического типа человека. Ее взаимосообщение с этнологией пребывает в том, что она применяет описательные полевые материалы этнологии для проверки и доказательства своих концепций. Со своей стороны этнология применяет эти культурной антропологии для собственных теоретических обобщений.

Отношения этнологии с социальной антропологией носят некакое количество другой темперамент. С момента происхождения социальная антропология была направлена на изучение изюминок социальной организации населений украины. Сам термин «социальная антропология» был введен в научный оборот основоположником английской этнографии Джорджем Фрезером, что противопоставлял это направление изучения человека физической антропологии. Социальная антропология скорее близка к социологии, а не к этнологии, поскольку не включает в предмет собственных исследований этнические общности.

социология и Этнология.Этносы как объект изучения этнологии результат развития не только природных, но и социокультурных процессов. Исходя из этого этнология включает социологический и культурологический нюансы изучения этнических процессов и тем самым пересекается с культурологией и социологией. Наряду с этим нужно подчернуть, что этнология и социология имеют единые корни и общую историю.

Изначально социология складывалась как наука о формах совместной деятельности и жизни людей, и исходя из этого предметом ее изучения были формы людской социальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальные университеты и т.д. Центральной категорией социологии есть общество, обозначающее формы связей между людьми, в большинстве случаев совместно живущими и действующими на неспециализированной территории. Тем самым социология ориентируется на изучение форм людской социальности, либо социального сотрудничества. Эти элементы социальных взаимоотношений воображают научный интерес и для этнологии, поскольку в ее предметное поле входят вопросы устойчивых форм, образцов поведения людей в обществе. Но изучение этих вопросов этнологией осуществляется иным методом, чем в социологии.

Социология пытается в основном к изучению громадных и сложных общностей, всего общества как совокупности, социально-структурных связей, динамики социокультурных совокупностей на макроуровне. Для этнологии же громаднейший интерес воображают неприятности социальной структуры этнических общностей, социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов, этнического самосознания, этнических изюминок психики различных народов и т.д. Иными словами, этнология изучает явления и социальные процессы в различных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Помимо этого, этнологии и расхождение социологии обнаруживается в методологии. этнолог и Социолог значительно чаще применяют неспециализированные способы изучения (наблюдение, опрос, анализ документов и пр.). Но в применении этих способов у каждой науки имеются собственные особенности. Социолог, в большинстве случаев, трудится с документами и письменными источниками, а этнолог — с устными и невербальными источниками (разговорной речью, изображениями, картинками, жестами, мимикой и пр.). При изучении документальных источников социолог обращается к типовым, стандартизированным документам, а этнолог разбирает единичные документы, имеющие биографическую сокровище.

Так, социология и этнология являются не только независимыми науками, но и теми областями социально-научного знания, каковые всегда сближаются и интегрируются в ходе обоснования и поиска адекватных моделей социального поведения человека. широта и Близость обоюдных научных заинтересованностей к одним и тем же публичным явлениям у социологии и этнологии были так громадны, что в 30-е годы нашего столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление — этносоциология. Основоположником этносоциологии стал германский ученый Рихард Турнвальд, по мнению которого эта прикладная наука обязана изучать связь этнических и социальных процессов в жизни современных индустриально развитых государств.

культурология и Этнология.В соотношении этих научных и учебных дисциплин кроме этого направляться исходить из их предметного поля. Под культурологией значительно чаще знают науку, изучающую теорию и историю культуры, историю культурологических учений, философию культуры, психологию и социологию культуры, экологию культуры и включающую не считая указанных целый комплекс узкоспециализированных знаний об мастерстве и учреждениях культуры (к примеру, театроведение, музееведение, библиотечное дело и т.д.) и другие. Этнология же неразрывно связана с изучением культурной специфики этносов, отличающей народы друг от друга. Так как являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса однако появляется в результате приспособления как раз этого народа к конкретным условиям его бытия. Изучение же специфики этнических культур, несомненно, задача этнологии.

Так же обстоит дело и с другими наиболее значимыми проблемами культурологии, среди которых этнологию особенно интересуют вопросы инкультурации (овладения человеком культурой собственного собственного этноса), межкультурных сотрудничеств (так как этнические контакты прежде всего являются этнокультурными), анализа различий классических и модернизированных обществ (модернизация классических народов — наиболее значимая практическая задача этнологии)и др.

Возможно заявить, что этнология и культурология замечательно дополняют друг друга. Это разрешает некоторым исследователям сказать о возможности их объединения в рамках одной науки -этнокультурологии.

этнография и Этнология.Из всех смежных с этнологией наук, пожалуй, самая близкой и родственной для нее есть этнография. Как независимая область знаний, этнография возникла полтора века назад. Изначально ее назначением был систематизация и сбор социокультурных материалов о различных народах. Поэтому предметная область этнографии часто трактуется расширительно.

Термин «этнография» в различных государствах употребляется в различных значениях. Во многих случаях он употребляется для обозначения описательного уровня изучений в отличие от этнологии, разглядываемой в качестве теоретической, обобщающей науки об этносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографии выделять в данной науке описательную (фактически этнографию) и теоретическую (этнологию) составные части. Кроме того, как мы уже отмечали, в германской этнологии принято различать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку о вторых этносах. В первом случае понятие «Volkerkunde» (Вёкакунде) предполагает этнографическое описание и изучение немецкоязычных населений (украины, австрийцев, швейцарцев), а понятие «Volkerkunde» подразумевает этнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы.

То событие, что этнография первоначально воспринималась как описательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличия между народами, и в первую очередь отличия неевропейских народов от европейских, породило представление о ней как о науке, изучающей культурно отсталые народы. Вместе с тем особенное внимание, которое уделяет этнография отжившим либо отживающим явлениям культурной и социальной судьбе этносов с целью ретроспективного анализа людской истории, объективно содействует оценке ее как науки о пережитках и, следовательно, не имеющей будущего. Современная историческая практика говорит об ошибочности таковой оценки, потому, что интерес этнологии к классическим базам судьбы народов улучшается с ухудшением неспециализированной этнической обстановке во многих регионах мира. И сейчас, и обозримой перспективе все этносы стремятся сохранить собственные особые черты, каковые отличают один этнос от другого. А необходимость разрешения многочисленных этнических распрей всегда стимулирует потребность в изучении этих изюминок этнографией и в теоретическом обобщении ее данных этнологией.

психология и Этнология.Очень ответственное значение для этнологических изучений имеет связь этнологии с психологией. Психология, как мы знаем, изучает психологические состояния личности, восприятия и стереотипы поведения, психологические отклонения, обычные характеры. На данный момент психология есть одной из самый динамично развивающихся научных дисциплин. В психологии проблемой связи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, знания которой обычно выясняются нужными и для этнологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека, к вопросам механизмов формирования этнического самосознания и стереотипов сознания.

Этнологический подход к психотерапевтическим и социально-психотерапевтическим проблемам состоит, с одной стороны, в определении культурной и социальной обусловленности психологических состояний и внутриличностных процессов (восприятия, мышления, чувств, сознания и т.д.), личных изюминок, желаний, интересов и целей личности, а иначе, в понимании социокультурной природы межличностных взаимоотношений и групповой динамики. В данной области этнологии сложилось пара исследовательских направлений, среди которых направляться выделить теорию социализации и инкультурации, этнологию детства, теорию аккультурации, концепцию этнического характера и др.

Связь психологии и этнологии взяла собственный выражение в формировании их общей межпредметной области знания — этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в себя вопросы этнических изюминок психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации, культурно-психотерапевтических черт этнических групп, рас, семейно-родственных взаимоотношений в разнообразличной культурной среде.

Помимо этого, не без влияния этнологии в психотерапевтической науке недавно появилось новое направление — психология культуры, которое поставило в качестве собственных научных целей выразвития закономерностей и явление становления психологических черт человека в зависимости от его культурных ориентации. Это направление пытается кроме этого раскрыть особенности символического мира и ценностных ориентации личности, механизмы влияния культуры на психологическое состояние и поведение этнических групп.

Так, этнология — это новая и увлекательная область научного познания. У нас она, по существу, лишь складывается, и исходя из этого человек с пытливым умом, стремящийся определить что-то новое о самом себе, их отличиях и происхождении народов друг от друга, отыщет в данной науке много увлекательного.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: