Тема: введение в социологию управления

Замысел

  1. Развитие наук «управление» и «социология» как базы происхождения дисциплины
  2. Развитие управленческих концепций и значение социального фактора в управлении
  3. предмет и Объект изучения социологии управления, ее место в совокупности научных знаний
  4. Содержательная структура социологии управления

1.

Социология управления – пограничная наука. Она показалась на стыке двух управления и: самостоятельных наук социологии. Чтобы выяснить (распознать) предпосылки (обстоятельства) происхождения (становления) научной дисциплины социология управления, нужно разглядеть развитие дисциплин, лежащих в её основе.

Социология – это наука об обществе, публичных отношениях. Первоначально термин «общество» обозначал что-то наподобие того, что сейчас мы именуем «компанией», т.е. общество рассматривалось как некое количество людей (несколько лиц), объединённых неспециализированными заинтересованностями.

С течением времени понятие «общество» пара поменяло собственный содержание. Понятие общество, начало трактоваться как объединение людей, имеющее закреплённую совместную территорию, неспециализированные социальные нормы и культурные ценности, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) её участников.

Открытие первых социологов было в том, что они узнали – экономическими и политическими отношениями руководят не только люди, но в этом участвуют кроме этого и незримые социальные связи, воображающие собой – социальные отношения между людьми. Задача социологии была в том, чтобы максимально объективно проанализировать и изучить социальные отношения, их влияние на общество, с целью обнаружения законов, управляющих обществом.

Менеджмент выделился в независимую область людских знаний, в науку в конце XIX — начале XX в. Британское слово «менеджмент», тесно связано с понятием управление, и появилось в связи с тем родом занятий, которым занималось большая часть населения данной страны. Оно обозначало умение (рачительно) вести домашнее хозяйство, обращаться со предметами и средствами труда, и с оружием, объезжать лошадей и руководить ими. Но с трансформацией рода занятий населения, возникновением видов труда и множества профессий, содержание понятия «менеджмент» трансформировалось и отразило в себе разные нюансы управленческой деятельности.

В управленческой литературе выделяют пара подходов к определению сущности управления:

• функция, вид деятельности по управлению людьми;

• наука, область людской знания, помогающего осуществлять данный вид деятельности;

• процесс; четыре главных действия, либо функции, составляют процесс управления: планирование, организация, мотивация (управление выполнением), контролирование;

• как собирательное от менеджеров — определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Люди, управляющие организацией;

• орган либо аппарат управления;

• мастерство (практика) исполнения работы.

Не обращая внимания на обилие подходов и определений, основное, на чем сходится большая часть исследователей, это то, что главная задача управления -управление людьми, координация их деятельности с целью достижения цели.

Так, социология управления, как новая отрасль людских знаний, появляется на социологии и стыке менеджмента и разглядывает процесс становления, функционирования, и развития определенной культуры и сферы жизнедеятельности согласованно действующей общности людей; исследует механизм социальных социальных отношений и изменений, закономерности социальных поведения и действий в процессах и системах управления.

2.

Период времени от доиндустриального до постиндустриального общества возможно разделен на четыре главные управленческих совокупности:

Управление методом участия в деятельности – эта управленческая концепция, характеризуется совокупностью производства, базирующейся на трудовых гильдиях. (Любой мастер был моделью и учителем, с которого брали пример подмастерья, и в высокой степени осуществлял контроль учеников; производство было основано на ручной работе и индивидуальном дизайне; завершенные изделия представляли собой пример мастерства, имели очень высокий уровень качества и долговечность; свойство ремесленника создавать отличные вещи и услуги в большинстве случаев вознаграждалась как деньгами, так и общим признанием.)

Управление при помощи директив. К началуXX в. случилась замена ручной работы на механизированный труд. Появились большие фабрики, создавшие потребность в развитии действенных способов управления громадными организационными совокупностями и потребность в действенных способах, содействующих росту производительности труда. (Бюрократическая концепция Вебера, школа научного управления Тейлора)

Управление по итогам – эта управленческая концепция, характеризуется совокупностью производства, базирующейся на принципе высокой автоматизации производства, наряду с этим огромная роль уделяется антропогенному фактору.

Управление при помощи способов – правила менеджмента заостряли внимание на гуманизации рабочей среды и были реализованы в концепции социотехнических совокупностей.

Управление при помощи директив

Германский социолог М. Вебер создал бюрократическую концепцию организационной структуры и внес предложение следующие правила:

1. Иерархическая совокупность построения организации. (Иерархия приказа основана на легальной власти, предписанной позиции личности в совокупности соподчинения. Любой нижестоящий служащий подчиняется вышестоящему и отвечает не только за собственные действия, но и за всех подчиненных ему лиц.)

2. разделение и Специализация труда по функциям.

3.Четкая совокупность правил и процедур, снабжающая единообразие исполнения производственных процессов.

4. пребывания и Система продвижения в должности основывается на опыте и умениях и измеряется стандартами.

5. Совокупность коммуникаций как в организации, так и вне ее характеризуется ориентацией на написанные правила.

Ф. Тейлором была создана действенная методика повышения производительности труда и создание совокупности наилучшей подготовки рабочих, снабжающая возможность выполнить любую поставленную перед ними задачу.

Управление по итогам Схема

В 1924 г. Э. Мейо (австралиец, солидную часть судьбы трудился в Гарвардском университете) изучал связи между физическими условиями труда (освещенностью, температурой и т.п.) и производительностью и продолжительностью труда. Он понял, что рабочие экспериментальной группы, мнения которых были оценены, стали работать лучше. Мейо заключил, что антропогенный фактор имеет большое влияние на производительность. Его изучения дали начало формированию поведенческих наук, направленных на изучение процесса организационной производительности эффективности и повышения труда методом выговора на людской нюансе организации.

3.

Социология управления – исторический итог развития неспециализированной социологии и менеджмента, исходя из этого познание предмета и объекта изучения социологии управления целесообразнее затевать, отталкиваясь от границ данных наук.В качестве объекта изучения выступаютотношения людей появляющиеся в ходе управления, и отношения, порождающие и направляющие управленческие действия.

Неспециализированным во всех социологических изучениях есть то, что исследуемые явления и процессы имеют схожую природу, механизм образования и неспециализированную цель – единение общества.Предметом исследованиясоциологии управления являютсясоциальные совокупности с иерархическим принципом организации.

В числе очень значимых неприятностей, обусловивших происхождение социологии управления в качестве независимой научной дисциплины, необходимо отметить следующие:

•Общесоциальные. Глобальные несоответствия в публичном развитии: столкновение прогрессивных и регрессивных тенденций; необходимость публичной интеграции при практически растущей разобщенности общества, необходимость еще большей интенсификации публичного производства при растущей бездуховности и т.д. Эта несколько неприятностей относится к междисциплинарным и стимулирует развитие науки в целом.

• Социально-политические. Несоответствия национальных заинтересованностей публичным; политико-правовых норм морально-нравственным совершенствам; прав и свобод личности национальным ограничениям.

•Социально-экономические. Неприятности по поводу структуры собственности, распределения доходов и т. п.

•Социально-психотерапевтические. Неприятности взаимоотношений человека, общества и коллектива в ходе деятельности.

Социология управления заимствует методику социальных изучений неспециализированной социологии и объект изучения управленческих наук, воображая собой раздел неспециализированной социологии, выделившийся в независимую научную дисциплину под действием, с одной стороны, социальной значимости управленческих процессов, с другой — накопленным неспециализированной социологией количеством знаний в области управления.

Социология управления относится к комплексу социологических дисциплин, таких как социология труда, социология отдельных профессий, социология организаций и т. д.

Самый родными социологии управления являются социология организаций и социология труда. Труд, деятельность предполагает управление, и управление коллективом есть серьёзным разделом социологии труда.

Социология труда дает полезный материал при ответе неприятности согласования заинтересованностей каждого работника с руководящими целями коллектива.

Социология организаций разрешает применять знания о закономерностях развития организованных коллективов, их стратегии и целях.

Социология управления учитывает выводы неспециализированной теории управления о закономерностях и законах развития управленческих процессов. Кроме этого употребляются знания естественных наук о природе человека. Но наряду с этим социология управления имеет личный предмет изучения и опирается на собственный инструментарий познания.

Экономика, теория совокупностей, правоведение и, само собой разумеется, менеджмент кроме этого решают неприятности управления. Эти науки дают многообразную данные о предмете самих социальных взаимоотношений,их организации, о способах управления, используемых в обществе.

В ответ социология управления способна выяснить прямой и косвенный социальные эффекты применяемых на практике средств; оптимизировать результаты управленческих действий за счет более полного учета социальных, межличностных изюминок. Социология управления может значительно обогатить познание публичных процессов за счет знаний о закономерностях социального управления, границах и социальных возможностях при реализации и постановке управленческих ответов и других зависимостях.

4.

Социология управления есть научно-практической дисциплиной. Предметом ее изучения являются разные структуры и социальные явления, и люди как индивиды.

Существует социологическое представление о людской методе проживания собственной жизни. Это представление основано на том, что участникам общества нужно соотносить собственные жизни с другими, потому, что влиятельные социальные силы и реально существующие университеты всегда воздействуют на людей. Одновременно с этим нужно подчернуть, что институты и эти силы являются все-таки лишь институтами и социальными силами, т.е. они созданы людьми, существуют благодаря людям и отмирают, в то время, когда люди перестают ими пользоваться.

Сущность социологического подхода к управлению содержится в изучении и выделении следующих взаимосвязанных компонентов:

1. Социология управления изучает органы управления с позиций функционирования их в качестве социальных совокупностей и включает изучение комплекса подбора, расстановки, воспитания управленческих кадров, взаимоотношений, складывающихся между людьми при исполнении ими управленческих функций.

2. Вторая несколько неприятностей, изучаемых социологией управления, включает реализацию и постановку социальных целей управления с позиций социальных параметров; анализ социальных последствий принимаемых управленческих ответов, изучение и разработку совокупности учета заинтересованностей, предложений и мнений людей.

3. К социологии управления относится кроме этого изучение неприятностей целенаправленного действия на управляемые системы и связанные с этим вопросы дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных взаимоотношений, каковые появляются в ходе управления.

4. Ответственным компонентом управленческой деятельности, изучаемой социологией управления, есть неприятность внутригруппового регулирования и социальная самоорганизация в отдельных группах и на предприятии в целом.

Существо любой деятельности возможно охарактеризовано конкретным списком составляющих ее работ либо ее составными элементами. Социология управления разглядывает такие проблемы, как:

• организационная культура;

• отношения руководства и система власти-подчинения;

• социальная структура организации;

• связь формальной и неформальной структур;

социальные группы, роли и статусы;

• формирование групп в совокупности управления по социологическим показателям;

• соединение личных, групповых, общеорганизационных целей;

• участие исполнителейв выработке неспециализированных ответов;

• оценка начальников;

• организационные конфликты;

• адаптация персонала;

• управленческое консультирование;

• социальное планирование;

• сокращение персонала;

• дискриминация по показателям пола, возраста, образования и т. д.;

• удовлетворенность трудом и отчуждение от работы;

• социальная ответственность;

• и др.

Политическая социология. Лекция 1. Введение в политическую социологию


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: