Тема занятия: психологические аспекты врачебной этики и деонтологии

Психотерапевтические нюансы врачебной деонтологии и этики

Для профессии № 060101 лечебное дело

Курс

Дисциплина психотерапия и медицинская психология

Тюмень, 2009г.

Тема занятия: Психотерапевтические нюансы врачебной деонтологии и этики

Значение темы: Доктора, перед тем как трудиться, должны взять представление о психологии больного человека. Исходя из этого любой медик должен быть в известной мере психологом. Добрейшая профессия медицинского работника требует знания не только тела, но и психики больного. Без этого медицинский работник во многих случаях выясняется беззащитным в верном, и полном диагностировании заболевания, ее лечения и причин. Доброе отношение к больному требует знания больного, предполагает сочувствие и интерес к нему. Медицинская деонтология учит тому, что доктор довольно часто оказывается обладателем сокровенных, интимных сведений, приобретаемых от больных. Обязанность сохранять молчание именуется врачебной тайной. Обязанность сохранять молчание в базе собственной сформулирована юридически, но она имеет и собственную значительную психотерапевтическую сторону (искажение и распространение информации может привести к психологической травматизации больного).

Неспециализированная цель изучения темы:

o Организовать у студентов представление о психотерапевтическом климате лечебного учреждения, о деонтологии и психологических особенностях этики совокупности взаимоотношений доктор – сестра – больной;

o Выделить психотерапевтические нюансы данной триады взаимоотношений;

o Дать представления о способах изучения психотерапевтического климата коллектива.

Учебная цель: на основании изучения данной темы студенты должны:

а) знать: этический кодекс в совокупности взаимоотношений доктор – сестра – пациент, психотерапевтические нюансы деонтологии в совокупности взаимоотношений доктор – сестра – больной;

б) мочь: использовать способы диагностики психотерапевтического климата коллектива в собственной практике, общаться в совокупности взаимоотношений доктор – сестра – пациент, выполнять деонтологические правила;

в) иметь представление об специфике и особенностях психотерапевтического климата в лечебном учреждении, о врачебных неточностях, об эвтаназии.

Задания для независимой работы студентов:

1. Изучить материалы лекции, необходимой и дополнительной литературы, методические указания.

2. Ответить на тестовые задания и контрольные вопросы по данной теме.

3. Выполнить предложенное контрольное задание и сделать соответствующие выводы.

Блок информации:

Социально — психотерапевтический климат — это эмоционально-психотерапевтический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются индивидуальные и деловые взаимоотношения участников коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, интересами и моральными нормами. Темперамент климата в группе определяется множеством процессов, протекающих в ней. Чем лучше социально – психотерапевтический климат, тем меньше неприятностей в общении, меньше недопонимание, напряжённость, недоверие и враждебность.

В соответствии с ст. 61 Баз законодательства РФ об охране здоровья граждан, «информация о факте обращения за медпомощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его иные сведения и заболевания, полученные при его лечении и обследовании, составляют врачебную тайну».

Главным видом юридической ответственности за разглашение медицинской тайны являются административные и дисциплинарные наказания, но смогут быть и материальные и уголовные наказания как следствие злоупотребления должностным положением (ст. 285 УК) либо как нарушение неприкосновенности личной судьбе личности (ст. 137 ч. 2 УК).

Обязанность сохранять молчание в базе собственной сформулирована юридически, но она имеет и собственную значительную психотерапевтическую сторону.

Конкретные события, каковые смогут вести к нарушению обязанности молчать:

а) особенность и медицинская редкость некоторых болезней;

б) удачи в лечении, которыми доктор желает похвастаться перед немедицинскими работниками и наряду с этим откроет болезнь и имя больного, чем может нанести ему вред;

медицинский работник и Врач должны на протяжении работы не забывать о возможности косвенного нарушения принципа молчания при небрежном хранении медицинской документации (часто больные, находящиеся в процедурном кабинете, смогут посмотреть в историю заболевания), при применении не по назначению врачебной справки, попавшей в руки не тому, кому она предназначалась, при разглашении сведений о заболевании на протяжении демонстрации больного на практических занятиях студентов. Нужно выделить, что обязанность сохранять молчание полностью относится и к студентам медицинских факультетов и вузов, каковые довольно часто не поймут этого и нарушают правила молчания, в особенности в тех случаях, в случае если медицинская информация касается кого-либо из студентов.

Коллективный образ судьбы содействует распространению и время от времени искажению данной информации. Результатом не редкость психологическая травматизация больного.

Вместе с тем медицинский работник не связан обязательством хранить молчание в следующих случаях:

1) если он предоставляет сведения о больном с его согласия и в интересах больного, в случае если тот был ранен и требует компенсации за повреждение здоровья;

2) в случае если обязанность сохранять молчание снята в связи с серьёзными национальными заинтересованностями — к примеру, преступными действиями, допущенными больным;

3) в случае если речь заходит о так называемой обязанности извещения, к примеру, сказать о травме, заразах, венерических и ВИЧ болезнях;

4) при запросе следствия и органов дознания, прокурора либо суда в связи с проведением расследования.

Всякое заболевание, как психологическое, так и соматическое, отражается на психике больного. Исходя из этого любой медик должен быть в известной мере психологом. Добрейшая профессия медицинского работника требует знания не только тела, но и психики больного. Без этого медицинский работник во многих случаях выясняется беззащитным в верном, и полном диагностировании заболевания, ее лечения и причин. Доброе отношение к больному требует знания больного, предполагает сочувствие и интерес к нему.

В медицине распространены три пациента и взаимоотношения основных парадигмы врача:

1. Патерналистско-эзотерическая. Тут единственное значимое лицо в лечебном ходе — доктор, его слово, советы, назначения — закон для больного. Эта парадигма носит авторитарный темперамент.

2. Медико-техническая. Тут доктор выступает в роли специалиста. На основании клинических данных и экспериментально-лабораторных изучений он ставит окончательный диагноз, растолковывает больному все, что касается его заболевания, наряду с этим совсем не затрагивает жизненных неприятностей больного.

3. Доверительная. Тут доктор выступает как доверенное лицо не только больного, но и всей семьи. Это по сути доктор всей семьи.

Модель совместного принятия пациентом и врачом ответа о лечении признает, что обе стороны привносят что-то значительное в верный выбор лечения, но лишь больной знает собственные нравственные сокровища, каковые покупают важное значение при оценке ожидаемых результатов лечения.

Деонтология — наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном виде человека, посвятившего себя добропорядочному делу, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, их родственниками и больными, и между сотрудниками в медицинском коллективе и отдельными учреждениями, участвующими в борьбе за здоровье и жизнь людей.

Имеется определенная внутренняя сообщение деонтологии с этикой. И это ясно, потому что долг, справедливость, совесть и честь, представление о зле и добре, наконец, о счастье и смысле судьбы имеется категории этические.

Общение медицинского работника с больным начинается с их первой встречи, а время от времени и раньше, при предварительном ознакомлении с медицинской документацией больного. С этого момента и вступают силы деонтологические требования, основное из них — исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что принципиально важно для диагностики, но и его индивидуальности, что нужно для определения линии поведения по отношению как раз к данному больному.

Врачебные неточности. Понятием«врачебные неточности»в большинстве случаев определяют действия медицинских работников, приводящие к негативным последствиям в состоянии здоровья человека либо негативным финалам.

Врачебные неточности возможно поделить на два вида:

— случившиеся по вине доктора;

— те, в которых доктор не виноват.

Так, в одних случаях смерть больного в ходе лечения не зависит от действий медицинских работников, она только сходится по времени с ужасным финишем (летальные заболевания, старость).

В других случаях негативный финал лечения зависит от того, что доктор в собственной практике использует стандартные способы лечения, не учитывая, что одинаковая заболевание у различных людей протекает неодинаково.

Неточности, в которых доктор не виноват, появляются в большинстве случаев благодаря уровня развития медицины на данный момент и потому, что кое-какие заболевания атипичны как по собственной симптоматике, так и по собственному течению.

Действия доктора, которые связаны с негативными последствиями и неблагоприятными исходами, в большинстве случаев дробят на 3 группы:

Несчастные случаи.

Под несчастными случаями в медицинской практике принято осознавать негативный финал медицинского вмешательства, вызванный случайными событиями, каковые доктор не имел возможности предвидеть (к примеру, личная непереносимость кроме того в самой минимальной дозе какого-либо нового лечебного средства в терапевтической практике). По сути, это неточности, в появлении которых доктор не виноват.

Врачебные неточности.

Под врачебными неточностями знают неточности, случившиеся по вине медицинского работника из-за нехватки его опыта и образования работы. В большинстве случаев они связаны с какими-то объективными либо смягчающими вину событиями. К ним возможно отнести: несовершенные способы изучения, использование неэффективного способа лечения, недостаточные знания, отсутствие практического навыка, беспокойство, растерянность. Значительную роль наряду с этим играется отсутствие условий для помощи (мало времени для обследования при несвоевременной госпитализации, отсутствие нужной инструментария и аппаратуры).

Презентация на тему \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: